Разделы презентаций


Современные педагогические технологии обучения, развивающие личность школьника

Содержание

Немного истории…Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современные педагогические технологии обучения, развивающие личность школьника

Современные педагогические технологии обучения, развивающие личность школьника

Слайд 2Немного истории…
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с

внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической

деятельности.
Немного истории…Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области

Слайд 3У истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно

известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда

не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
У истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше

Слайд 4Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией,

либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С

искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т. е. является началом технологии
Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология

Слайд 5

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят

к началу 60-х годов XX века и связывают с реформированием

вначале американской, а затем и западноевропейской системой образования.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов XX века и

Слайд 6
Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических

подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-

технологический процесс с гарантированным результатом».
Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в

Слайд 7
К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся

Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс,

В.Коскарелли.
К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д.

Слайд 8
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена

в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.

К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и д
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г.

Слайд 9Понятие «педагогическая технология» -
1) научное: педагогические технологии - часть педагогической

науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и

проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательное: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенное: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Понятие «педагогическая технология» -1) научное: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и

Слайд 10Педагогическая технология -
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Педагогическая технология -Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология -

Слайд 11 Основные понятия:
Метод обучения- упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя

и учащихся, направленных на достижение целей образования.
Методический приём – составная

часть метода.
Форма организации деятельности – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определённом режиме.

Основные понятия:Метод обучения- упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования.Методический

Слайд 12Эффективность методов обучения

5%
10%
20%
30%
50%
75%

90-95%
лекция
самостоятельное чтение
аудио- видео методы
демонстрации
работа в малых группах
практическая работа
коллективные способы

обучения(сам.работа с взаимообучением и обсуждением в диалоговом режиме)

Эффективность методов обучения5%10%20%30%50%75%90-95%лекциясамостоятельное чтениеаудио- видео методыдемонстрацииработа в малых группахпрактическая работаколлективные способы обучения(сам.работа с взаимообучением и обсуждением в

Слайд 13Классификация педагогических технологий: (по Г. К. Селевко)

По уровню применения выделяются

общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические

и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
Классификация педагогических технологий: (по Г. К. Селевко)	По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.По

Слайд 14По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские,

развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического про граммирования и

суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредмет-ные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического

Слайд 15КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПО Е.Ф. ШИРОКОВОЙ )

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПО Е.Ф. ШИРОКОВОЙ )

Слайд 24Основные признаки педагогической технологии:
Концептуальность
Опирается на научную концепцию (включающую

философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатывается под конкретный педагогический

замысел.


Основные признаки педагогической технологии:Концептуальность  Опирается на научную концепцию (включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатывается

Слайд 25Основные признаки педагогической технологии:
Системность
Представляет собой систему, состоящую из трёх структурных

блоков:
Концептуальная основа
Содержательная часть
Процессуальная часть

Основные признаки педагогической технологии:СистемностьПредставляет собой систему, состоящую из трёх структурных блоков:Концептуальная основаСодержательная частьПроцессуальная часть

Слайд 26Основные признаки педагогической технологии:
Управляемость
Возможность планирования и проектирования учебного

процесса, использование различных средств и методов для коррекции результатов обучения.

Основные признаки педагогической технологии:Управляемость  Возможность планирования и проектирования учебного процесса, использование различных средств и методов для

Слайд 27Основные признаки педагогической технологии:
Воспроизводимость
Поэтапное и последовательное воплощение элементов

педагогической технологии предусматривает возможность повторения обучающих процедур другими учителями в

однотипных ОУ.

Основные признаки педагогической технологии:Воспроизводимость  Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии предусматривает возможность повторения обучающих процедур

Слайд 28Основные признаки педагогической технологии:
Эффективность
Средства достижения целей должны

быть достаточно эффективными и гарантировать всем школьникам прочное усвоение базового

уровня ФГОС ОО.
Основные признаки педагогической технологии:Эффективность   Средства достижения целей должны быть достаточно эффективными и гарантировать всем школьникам

Слайд 29Структура педагогической технологии
В структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная

часть обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание

учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.

Структура педагогической технологииВ структуру педагогической технологии входят:а) концептуальная основа;б) содержательная часть обучения: - цели обучения - общие

Слайд 30Что такое современные педагогические технологии?

Что такое современные педагогические технологии?

Слайд 31Проблемное обучение
Проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую

деятельность ученика, развивает его творческое мышление.
Методология – М.Н. Скаткин, И.Я

Лернер, Л.М. Панчешникова, В Конь, Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов, Г.Ю.Ксенозова, Н.Г. Савина


Проблемное обучение Проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развивает его творческое мышление.Методология –

Слайд 32Проблемная ситуация-
Психологическое состояние интеллектуального затруднения, явно или

смутно осознаваемое. Пути преодаления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний,

новых способов деятельности.
Проблемная ситуация-  Психологическое состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознаваемое. Пути преодаления проблемной ситуации требуют поиска

Слайд 33Учебная проблема-
элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает

в учебную, когда ученик осознает этот элемент и принимает его

к решению.
Учебная проблема-элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную, когда ученик осознает этот элемент

Слайд 34

Проблемная ситуация
Потребность в решении …
Исходные данные…

Проблемная ситуацияПотребность в решении …Исходные данные…

Слайд 35Противоречие между объектом и субъектом познания.
«… диалектическое противоречие

между прежними знаниями ученика и новыми фактами, для объяснения которых

прежних знаний недостаточно, нужны новые». (М.И Махмутов)
Противоречие между объектом и субъектом познания.  «… диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами,

Слайд 36УЧИТЕЛЬ создает на уроках проблемные ситуации, организует учащихся для их

анализа, обучает решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему.
Решение

проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.
УЧИТЕЛЬ создает на уроках проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает решению проблем, формируя умения видеть

Слайд 37Формы выражения проблемы
Проблемный вопрос;

Проблемная задача;

Проблемное задание.

Формы выражения проблемыПроблемный вопрос; Проблемная задача; Проблемное задание.

Слайд 38Методы
Проблемное изложение;
Частично- поисковый;
Исследовательский

МетодыПроблемное изложение;Частично- поисковый;Исследовательский

Слайд 39Характерный признак
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Характерный признак Самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Слайд 40Условия для построения проблемных заданий (по И.Я. Лернеру):
Связь содержания вопроса

(задания) с ведущими идеями (понятиями) естественных наук;
Возможность раскрытия путей решения

проблемы через методы естественнонаучного познания;
Связь с мировоззренческими идеями, самостоятельное усвоение которых в значительной степени обеспечивает умственное развитие учащихся;
Возможность группировки материала, в том числе и фактического вокруг решения проблемы.
Условия для построения проблемных заданий (по И.Я. Лернеру):Связь содержания вопроса (задания) с ведущими идеями (понятиями) естественных наук;Возможность

Слайд 41Виды проблемных заданий:
1) Задания, в основе содержания которых лежат научные

гипотезы.
Например: о происхождении многолетней мерзлоты, изменении климата Земли, дрейфа материков

и т. д.


Виды проблемных заданий:1) Задания, в основе содержания которых лежат научные гипотезы.Например: о происхождении многолетней мерзлоты, изменении климата

Слайд 422) задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными

знаниями и требованиями задачи или вопроса.

Например: при сопоставлении летних и

зимних температур экваториального и тропического пояса Африки школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном.
2) задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса.Например: при

Слайд 433) задания, в основе которых лежат факты, идущие вразрез с

привычными научными или бытовыми представлениями.

Например: известно, что чем севернее, тем

природные условия более суровые, однако освоение Сибири русскими землепроходцами происходило с севера на юг.
3) задания, в основе которых лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями.Например: известно, что

Слайд 444) задания на установление многозначных причинно- следственных связей.

Например:

какие изменения произойдут на территории Западно- Сибирской равнины, если план

переброски сибирских рек, все-таки будет осуществлен.
4) задания на установление многозначных причинно- следственных связей.  Например: какие изменения произойдут на территории Западно- Сибирской

Слайд 455) задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями.

Например: ответ на вопрос об уменьшении или увеличении в

условиях НТР влияния природных условий на хозяйственную деятельность людей.
5) задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями.  Например: ответ на вопрос об уменьшении

Слайд 46Этапы решения проблемного задания
Проблемное задание

Пользуясь картами атласа, установите,

почему вода в бессточном озере Чад является пресной

Этапы решения проблемного заданияПроблемное задание  Пользуясь картами атласа, установите, почему вода в бессточном озере Чад является

Слайд 47I этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия
Отсутствие
поверхностного стока
Солёная вода
Наличие
поверхностного

стока
Пресная вода
Отсутствие
поверхностного стока
Наличие почти
пресной воды в озере Чад

I этап.  Осознание проблемы, вскрытие противоречияОтсутствие поверхностного стокаСолёная водаНаличие поверхностного стокаПресная водаОтсутствие поверхностного стокаНаличие почти пресной

Слайд 48II этап. Формулировка гипотезы
Выскажите предположения о том, как может происходить

сток из озера Чад.

Гипотеза: отсутствие поверхностного стока из озера Чад,

должно было привести к засолению этого озера, однако этого не произошло, видимо, сток из озера всё же существует.
II этап.  Формулировка гипотезыВыскажите предположения о том, как может происходить сток из озера Чад.Гипотеза: отсутствие поверхностного

Слайд 49III этап. Доказательство гипотезы
Ребята должны вспомнить, что сток может быть не

только поверхностным, но и подземным, временным и постоянным.
Следовательно,


Возможно существует временный сток из озера в период дождей.
Возможен временный или постоянный подземный сток.
Возможно и то и другое вместе.
III этап. Доказательство гипотезыРебята должны вспомнить, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, временным

Слайд 50IV этап. Общий вывод
Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором

углубляются и расширяются знания школьников о причинах засолённости воды в

озёрах.
IV этап.  Общий выводРешение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о

Слайд 51Результаты, использования технологии проблемного обучения
1. Осознание детьми характера своей умственной

деятельности;
2. формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять

гипотезы;
3. активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.
Результаты, использования технологии проблемного обучения1. Осознание детьми характера своей умственной деятельности;2. формирование у них умений творчески мыслить,

Слайд 52Литература:
Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
Кудрявцев В.Т. Проблемное

обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Педагогика и психология. –

1991. - №4.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М., 1991.
Литература:Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Педагогика

Слайд 53Задание 1.
Работая в группе, предложить проблемное задание по

предмету.
Представить алгоритм решения проблемного задания в рамках конкретного урока.

Время

выполнения – 20- 30 минут
Задание 1. Работая в группе, предложить проблемное задание  по предмету.Представить алгоритм решения проблемного задания в рамках

Слайд 54Технология учебно- игровой деятельности
« Игра – это групповое упражнение по

выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную

обстановку».
Рыбальский В.И.
Методология Пидкасистый П.И., Хайдаров Т.С., Грэм Р.Т., Грэй К.Ф., Кавтарадзе Д.Н.

Технология учебно- игровой деятельности« Игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях,

Слайд 55 Игра это

-
1) приём обучения, направленный на моделирование реальной действительности;
2) прём

обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;
3) форма активного обучения;
4) форма организации коллективной деятельности;
5) новая технология обучения.
Игра это - 1) приём обучения, направленный на моделирование

Слайд 56Классификация учебных игр
По области деятельности:
Физические;
Интеллектуальные;
Трудовые;
Социальные;
Психологические
По характеру педагогического процесса:
Обучающие, Тренинговые, Контролирующие,

Обобщающие;
Познавательные, Воспитательные, Развивающие;
Репродуктивные, Продуктивные, Творческие
Коммуникативные, Диагностические, Профориентационные, Психотехнические

Классификация учебных игрПо области деятельности:Физические;Интеллектуальные;Трудовые;Социальные;ПсихологическиеПо характеру педагогического процесса:Обучающие, Тренинговые, Контролирующие, Обобщающие;Познавательные, Воспитательные, Развивающие;Репродуктивные, Продуктивные, ТворческиеКоммуникативные, Диагностические, Профориентационные,

Слайд 57По игровой методике:
Предметные;
Сюжетные;
Ролевые;
Деловые;
Имитационные;
Драматизации;
По предметной области:
математические, химические, биологические, физические, экологические;
музыкальные, театральные,

литературные;
трудовые, технические, производственные;
физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;
обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

По игровой методике:Предметные;Сюжетные;Ролевые;Деловые;Имитационные;Драматизации;По предметной области:математические, химические, биологические, физические, экологические;музыкальные, театральные, литературные;	трудовые, технические, производственные;		физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;обществоведческие,

Слайд 58По игровой среде
Без предметов (С предметами);
Настольные, комнатные, уличные, на местности;
Компьютерные,

телевизионные, ТСО;
Технические, со средствами передвижения.

По игровой среде	Без предметов (С предметами);Настольные, комнатные, уличные, на местности;Компьютерные, телевизионные, ТСО;Технические, со средствами передвижения.

Слайд 59Виды игр
ИГРА
Естественные
Искусственные
Неакадемические
Академические
(ОБУЧАЮЩИЕ)
Имитационные
- Разыгрывание ролей;
Деловые игры;
Игровое проектирование
Анализ конкретных ситуаций
Неимитационные
(учебные)
символические;
ребусы;
- кроссворды






Виды игр ИГРАЕстественныеИскусственныеНеакадемическиеАкадемические(ОБУЧАЮЩИЕ)Имитационные- Разыгрывание ролей;Деловые игры;Игровое проектированиеАнализ конкретных ситуацийНеимитационные(учебные)символические;ребусы;- кроссворды

Слайд 60Имитационные (ролевые игры)
1) представление в лицах(инсценировках) какой-либо истории;
Например: Мини-

спектакль.
2) выход за пределы реально происходящих историй;
Например: Определение последствий вырубки

лесов для животного мира.
3) «действие за другого»: попытка понять мотивы действий другого человека;
Например: директора завода, через принятие его установок (способов действий и мышления)



Имитационные (ролевые игры) 1) представление в лицах(инсценировках) какой-либо истории;Например: Мини- спектакль.2) выход за пределы реально происходящих историй;Например:

Слайд 614) перенос исторических событий в современную ситуацию;
Например: моделирование заседания экспертной

комиссии по строительству целлюлозно-бумажного комбината на Байкале.
5) разыгрывание действий по

определённому сценарию;
Например: Об использовании территории как места массового туризма или создание на ней национального парка.
6) общая тема в частном;
Например: «Как родители могут помочь своему ребёнку лучше узнать природу».
4) перенос исторических событий в современную ситуацию;Например: моделирование заседания экспертной комиссии по строительству целлюлозно-бумажного комбината на Байкале.5)

Слайд 627) непосредственное изучение социальных ситуаций;
Например: посетители рвут цветы рядом с

табличкой, запрещающей это.
8) тренировка в исполнении роли;
Например: отработка действий охотоинспектора

при задержании браконьера.
7) непосредственное изучение социальных ситуаций;Например: посетители рвут цветы рядом с табличкой, запрещающей это.8) тренировка в исполнении роли;Например:

Слайд 63Подготовительный этап
Планирование игры.
1. Отбор содержания (подбор материала на котором

будет проигрываться ситуация, подготовка раздаточного материала, методических рекомендаций)
2. Наметить

роли
3. Подобрать реквизит
4. Обдумать как начать и когда закончить игру
5)Решить как использовать результаты игры
6) Выбрать время игры
Подготовительный этапПланирование игры. 1. Отбор содержания (подбор материала на котором будет проигрываться ситуация, подготовка раздаточного материала, методических

Слайд 64Организационный этап
Учащиеся получают всю необходимую информацию по игре.
Самостоятельная индивидуальная или

работа в группах.

Организационный этапУчащиеся получают всю необходимую информацию по игре.Самостоятельная индивидуальная или работа в группах.

Слайд 65Заключительный этап
Активное обсуждение ситуаций, проблем, вопросов, которые решались в

ходе игры.

Заключительный этап Активное обсуждение ситуаций, проблем, вопросов, которые решались в ходе игры.

Слайд 66Результаты, использования технологии учебно- игровой деятельности
Позволяет усваивать содержание учебного материала,

знакомят со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и инструментов,

но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений, стимулятор активной учебной деятельности.
В процессе игровой деятельности происходит формирование:
Знаний,
Умений,
Опыта творческой деятельности,
Опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Результаты, использования технологии учебно- игровой деятельностиПозволяет усваивать содержание учебного материала, знакомят со структурой и деятельностью моделируемых социальных

Слайд 67Литература
Грэм Р.Т., Грэй К.Ф. Руководство по операционным играм.- М.,1977
Пидкасистый П.И.,

Хайдаров Т.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
Солонько

А.В. Современный урок географии В4ч. Ч4: методические разработки уроков, деловые игры. – М., 2002
ЛитератураГрэм Р.Т., Грэй К.Ф. Руководство по операционным играм.- М.,1977Пидкасистый П.И., Хайдаров Т.С. Технология игры в обучении и

Слайд 68Задание 2.
Работая в группе, предложить алгоритм игровой ситуации на уроках

в 5-11 классах.

Время выполнения – 20- 30 минут

Задание 2.Работая в группе, предложить алгоритм игровой ситуации на уроках в 5-11 классах.Время выполнения – 20- 30

Слайд 69Модульная технология
Модуль – это целевой функциональный узел, где объединены учебное

содержание и технология овладения им.
Концептуальность Савина Н.Г., Юцявичене П.А.,

Греханкина Л.Ф., Добряков З.Ф., Крутейников С.Е.
Модульная технологияМодуль – это целевой функциональный узел, где объединены учебное содержание и технология овладения им. Концептуальность Савина

Слайд 70Сущность модульного обучения
УЧЕНИК самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных

целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
МОДУЛЬ можно рассматривать

как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности.
Сущность модульного обученияУЧЕНИК самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с

Слайд 71Модульный урок состоит из учебных элементов.
Учебный элемент (УЭ) – последовательность

шагов при освоении содержания материала, АЛГОРИТМ работы учащегося.

Модульный урок состоит из учебных элементов.Учебный элемент (УЭ) – последовательность шагов при освоении содержания материала, АЛГОРИТМ работы

Слайд 72Виды учебных элементов
Текстовый;
Картографический;
Табличный;
Иллюстративный;
Словесный;
Компьютерный;
Аудиовизуальный;
Натуральный;
Смешанный

Виды учебных элементовТекстовый;Картографический;Табличный;Иллюстративный;Словесный;Компьютерный;Аудиовизуальный;Натуральный;Смешанный

Слайд 73Этапы модульной технологии
Ученик получает инструкцию, в которой определены:
1. Цели

усвоения модуля(урока) и каждого УЭ;
2. Задания разного уровня сложности;
3. Материалы

для работы (ссылки на источники, приложения);
4. Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом- выучить, составить конспект, решить задачу ит.д.);
5.Формы контроля, определяющего степень усвоения учебного материала (письменный, устный, само- взаимоконтроль и т.д.).
Этапы модульной технологии Ученик получает инструкцию, в которой определены:1. Цели усвоения модуля(урока) и каждого УЭ;2. Задания разного

Слайд 74Например инструкции модуля по теме «Воды Мирового океана»

Например  инструкции модуля по теме «Воды Мирового океана»

Слайд 77Выходной контроль представляет собой разноуровневую проверочную работу, охватывающую весь круг

вопросов темы. Если в ходе выполнения работы учащийся не сделал

какое-нибудь задание, он возвращается к необходимому модулю или УЭ.
Выходной контроль представляет собой разноуровневую проверочную работу, охватывающую весь круг вопросов темы. Если в ходе выполнения работы

Слайд 78Задачи учителя:
Разработка инструкций модулей;
Оказание помощи ученикам, поддержание темпа урока, управление

у-п деятельностью учащихся через модули;
Корректировка модулей при практической работе с

ними;
Контроль и коррекция усвоения учениками знаний, умений, навыков.
Задачи учителя:Разработка инструкций модулей;Оказание помощи ученикам, поддержание темпа урока, управление у-п деятельностью учащихся через модули;Корректировка модулей при

Слайд 79Преимущества модульной технологии
Самостоятельное изучение материала по индивидуальной программе;
Имеется возможность вернуться

к учебному материалу, если в том есть необходимость;
Работать дома в

случае пропусков по болезни.
Преимущества модульной технологииСамостоятельное изучение материала по индивидуальной программе;Имеется возможность вернуться к учебному материалу, если в том есть

Слайд 80Литература:
1.Греханкина Л.Ф. Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и

океанов» // География в школе. – 1999.№4.
2. Кутейников С.Е. Модульные

блок- циклы в преподавании географии // География в школе. – 2000.-№5
3. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения – Каунас,1989.
4. Яовлева З.Л. Использование модулей в курсе географии 10 класса // География в школе – 2001.-№2.
Литература:1.Греханкина Л.Ф. Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» // География в школе. – 1999.№4.2.

Слайд 81Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  (РКМЧП)

Слайд 82Критического мышления это:
Думать критически означает проявлять любознательность и использовать

исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск

ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.
Концептуальность - Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер ,М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.
Критического мышления это: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и

Слайд 83Этапы технологии критического мышления
Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

Этапы технологии критического мышления    Стадия вызова   Стадия осмысления    Стадия

Слайд 841 ФАЗА «ВЫЗОВ»

ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
актуализация имеющихся знаний, представлений;
пробуждение познавательного интереса к

изучаемой теме;
учащиеся определяют направления в изучаемой теме;

1 ФАЗА  «ВЫЗОВ»ЗАДАЧИ ФАЗЫ:актуализация имеющихся знаний, представлений;пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;учащиеся определяют направления в изучаемой

Слайд 851 ФАЗА «ВЫЗОВ»

1 ФАЗА «ВЫЗОВ»

Слайд 86Графические организаторы: «Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление

в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым

работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Графические организаторы: 						«Кластеры»	Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде гроздиВажно в

Слайд 87Рабочая таблица для 3-Х-У

Рабочая таблица для 3-Х-У

Слайд 882 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)

ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
организация активной работы с текстом,
удовлетворение

познавательных «запросов»;
формирование отношения к тексту;

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)ЗАДАЧИ ФАЗЫ:организация активной работы с текстом,удовлетворение познавательных «запросов»;формирование отношения к тексту;

Слайд 892 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)

Слайд 90Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)

Стратегия «Инсерт»  («Условные значки»)

Слайд 91Фиш-бон

детали

Главная мысль

Фиш-бон

Слайд 92Таблица-”синтез”

Таблица-”синтез”

Слайд 93Концептуальная таблица   
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается

сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так:

по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
  
Концептуальная таблица     Прием

Слайд 943 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
• соотнесение старых и новых представлений;
• обобщение

изученного материала;
• определение направлений для дальнейшего изучения темы.

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ:• соотнесение старых и новых представлений;• обобщение изученного материала;• определение направлений для дальнейшего

Слайд 953 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ»

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ»

Слайд 96Прием “Синквейн”
Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите

тему для синквэйна .

Каждому участнику дается 5-7 минут на
то, чтобы написать синквэйн.

Синквэйны очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) средств оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства творческой выразительности.





Прием “Синквейн”Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна .

Слайд 97Правила написания синквэйнов:
1. В первой строчке тема называется одним словом

(обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух

словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)
4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Правила написания синквэйнов: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).2. Вторая строчка - это

Слайд 98Например:
Звезды
Далекие, загадочные.
Сияют, светят, мерцают
Нас притягивают эти звезды.

Миры.
Россия
Милая, неумытая
Страдающая, терпящая, ожидающая.
Вот-вот приедет добрый

барин.
Безвременье.

Например:Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды. Миры.Россия  Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая.

Слайд 99SWOT-анализ
Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны

, угрозы и возможности.

SWOT-анализ  Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны , угрозы и возможности.

Слайд 100Результативность технологии
УЧЕНИК УМЕЕТ:
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно,

уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку

зрения и учитывать точки зрения других;
работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;


Результативность технологииУЧЕНИК УМЕЕТ: выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

Слайд 101ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ:
самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя

ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими

людьми;
сотрудничать и работать в группе и др.

ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ:самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность;участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные

Слайд 102 Рекомендуемая литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С.

И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003.

– 284 с.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
3. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000. 4. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002. 5. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М.,2002 7. Сенъко Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М., 1986. 8. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Дис. на соискание докт. пед. наук. Баку, 1968.
 

Рекомендуемая литература: 1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. –

Слайд 103Задание 3.
Работая в группе, предложить примеры приёмов технологии критического мышления

на различных этапах её реализации через предметное содержание курсов биологии,

химии, географии.

Время выполнения – 15- 20 минут
Задание 3.Работая в группе, предложить примеры приёмов технологии критического мышления на различных этапах её реализации через предметное

Слайд 104Технология интерактивного обучения
В середине XXв. К. Левин выдвинул идею: «обычно

легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из

них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения:
По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных целей и задач.

Технология интерактивного обученияВ середине XXв. К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем

Слайд 105Главный принцип интерактивного обучения
принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт

личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической

поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.
Главный принцип интерактивного обученияпринцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся,

Слайд 106Особенность
Интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного

диалога, при необходимости сменяющегося на полилог.

Диалог происходит внутри

групп, а в результате общения между группами возникает полилог.




Особенность   Интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог.

Слайд 107Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся

в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов

деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых

Слайд 108Этапы интерактивной работы:
I. Этап подготовки преподавателя и обучающихся к интерактивному

обучению;
II. Этап комплектования групп;
III. Этап образовательной деятельности обучающихся в группе;
IV.

Этап презентации группового решения;
V. Этап экспертизы (на усмотрение преподавателя);
VI. Этап рефлексии прошедшего занятия.
Этапы интерактивной работы:I. Этап подготовки преподавателя и обучающихся к интерактивному обучению;II. Этап комплектования групп;III. Этап образовательной деятельности

Слайд 109На практике сложилось два основных подхода к формированию групп учащихся

для интерактивной работы :
Деление на пары и тройки (диады

и триады);
Ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.).
Основные принципы формирования групп:
А) свободный (по желанию учащихся);
Б) организованный учителем.
На практике сложилось два основных подхода к формированию групп учащихся для интерактивной работы : Деление на пары

Слайд 110Приемы формирования групп учителем:
Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с

именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу;
При входе

в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляет собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой;
Предлагается выбрать стол с литерой (А, Б, С..), указывающей на сложность задания.
Предлагается при входе в класс, сгруппироваться по принципу общности месяца рождения.
Предлагается при входе в класс, сгруппироваться с учетом первой буквы имени.
При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов.
Приемы формирования групп учителем:Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать

Слайд 111Варианты свободного комплектования групп:
Учитель называет количественный состав групп (например, по

3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты;
При входе в

класс, учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы;
Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня карточек, объединенных единой тематикой (например, рассмотрение конкретного вопроса с позиций истории, зарубежного опыта, различных категорий населения страны). Задание предполагает состязательность при формировании групп.
Варианты свободного комплектования групп: Учитель называет количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за

Слайд 112групповая форма обучения, позволяет одновременно решить три задачи:
познавательную задачу, вытекающую

из конкретной учебной ситуации;
коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и

формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы;
социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации школьника в современном обществе.

групповая форма обучения, позволяет одновременно решить три задачи:познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации;коммуникативно-развивающую, в процессе которой

Слайд 113Результативность технологии
Технология позволяет
- за короткий срок изучить и обсудить объемный

и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;
-

решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
- продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;
- оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.
Результативность технологииТехнология позволяет- за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания

Слайд 114ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Использование ресурсов INTERNET
Дистанционное обучение
Подготовка презентаций
Использование мультимедиа учебников

на разных этапах урока
Компьютерное тестирование, практические работы и тренажеры
Интерактивные атласы



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Использование ресурсов INTERNETДистанционное обучениеПодготовка презентацийИспользование мультимедиа учебников на разных этапах урокаКомпьютерное тестирование, практические работы

Слайд 115INTERNET- РЕСУРСЫ
Поиск информационных ресурсов
Конференции по отдельным проблемам
Участие в международных

географических проектах
Дистанционное обучение в образовательных порталах

INTERNET- РЕСУРСЫПоиск информационных ресурсовКонференции по отдельным проблемам Участие в международных географических проектахДистанционное обучение в образовательных порталах

Слайд 116КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Использование на этапе объяснения нового материала
Использование в

деловых играх
Отчет по проделанной проектной работе (практической работе)

Участие в конференциях разного уровня – сопровождение доклада
Дистанционное обучение в школе и на образовательных порталах в Интеренете

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Использование на этапе объяснения нового материала Использование в деловых играх Отчет по проделанной проектной работе

Слайд 117МУЛЬТИМЕДИА УЧЕБНИКИ
Объяснение нового материала
Самостоятельная работа на занятиях. Богатый иллюстративный

ряд
Тесты и практические задания
Методическое обеспечение семинаров и лекций

МУЛЬТИМЕДИА УЧЕБНИКИОбъяснение нового материала Самостоятельная работа на занятиях. Богатый иллюстративный рядТесты и практические заданияМетодическое обеспечение семинаров и

Слайд 118Индивидуальность
Вариативность
Работа на время
Объективность оценивания и фиксация итогов
Возможность создать свои тесты
КОМПЬТЕРНОЕ


ТЕСТИРОВАНИЕ

ИндивидуальностьВариативностьРабота на времяОбъективность оценивания и фиксация итоговВозможность создать свои тестыКОМПЬТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Слайд 119ИНТЕРАКТИВНЫЕ АТЛАСЫ
Система поиска объектов на карте
Масштабирование
Наложение карт
Многомерные карты – 3-D
Создание

собственных
карт и слоев - ГИС

ИНТЕРАКТИВНЫЕ  АТЛАСЫСистема поиска объектов на картеМасштабированиеНаложение картМногомерные карты – 3-DСоздание собственных карт и слоев - ГИС

Слайд 120Литература:
1.В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика

третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института.
2.Новые педагогические и

информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Литература:  1.В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского

Слайд 121Технология проектного обучения
ПРОЕКТ («БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД»)

Педагогическая технология, направленная не на интеграцию

практических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.


Концептуальность:

Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз, Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамова Т. И.




Технология  проектного обучения ПРОЕКТ («БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД»)Педагогическая технология, направленная не на интеграцию практических знаний, а на их

Слайд 122
Учебный телекоммуникационный проект- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной

телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата.
Проект

– совокупность определенных действий,
документов, замысел для создания реального
объекта/ теоретического продукта.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.


Учебный телекоммуникационный проект- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение

Слайд 126Проблемно-целевой (предметная область,тема, цели, задачи, аннотация).
Разработка сценария и ТЗ (варианты

исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).
Практическая работа (сбор информации, аналитическая работа).
Предварительная

защита (промежуточное обсуждение).
Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы).



Проблемно-целевой (предметная область,тема, цели, задачи, аннотация).Разработка сценария и ТЗ (варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).Практическая работа (сбор

Слайд 127Развитие критического мышления:
- аналитическое;
- ассоциативное;

- логическое;
- системное.
Развитие творческого мышления:
- пространственное

воображения;
- самостоятельный перенос знаний;
- комбинаторные умения;
- прогностические умения.
Развитие критического мышления:  - аналитическое;  - ассоциативное;  - логическое;  - системное.Развитие творческого мышления:

Слайд 128Умения работать с информацией:
отбирать нужную;
анализировать;
систематизировать и обобщать;
выявлять проблемы;
выдвигать обоснованные гипотезы

их решения;
ставить эксперименты;
статистически обрабатывать данные;
генерировать идеи;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.

Умения работать с информацией:отбирать нужную;анализировать;систематизировать и обобщать;выявлять проблемы;выдвигать обоснованные гипотезы их решения;ставить эксперименты;статистически обрабатывать данные;генерировать идеи;работать в

Слайд 129Значимость и актуальность проблемы.
Корректность методов исследования и методов обработки результатов.
Активность

каждого участника.
Характер общения и взаимопомощи.
Привлечение знаний из других областей.
Доказательность принимаемых

решений.
Эстетика оформления результатов.
Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Значимость и актуальность проблемы.Корректность методов исследования и методов обработки результатов.Активность каждого участника.Характер общения и взаимопомощи.Привлечение знаний из

Слайд 130
1) помогает ученикам в поиске нужных
источников; 2) сам

является источником информации; 3) координирует весь процесс; 4) поощряет учеников;

5) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
1) помогает ученикам в поиске нужных источников;  2) сам является источником информации;  3) координирует

Слайд 131Выбор темы исследования
Выдвижение гипотез
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Сбор материала
Обобщение

полученных данных
Подготовка проекта (презентация, буклет, публикация)
Защита проекта.

Выбор темы исследованияВыдвижение гипотезПоиск и предложение возможных вариантов решенияСбор материалаОбобщение полученных данныхПодготовка проекта (презентация, буклет, публикация)Защита проекта.

Слайд 132Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности
Четко определен результат и

форма представления
Оформление результатов требует четко продуманной структуры

Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельностиЧетко определен результат и форма представленияОформление результатов требует четко продуманной структуры

Слайд 133Структура только намечается и корректируется до завершения работы
Участники выступают в

определенной роли
Результаты конкретизируются в конце проекта

Структура только намечается и корректируется до завершения работыУчастники выступают в определенной ролиРезультаты конкретизируются в конце проекта

Слайд 134Четко обозначен результат деятельности участников
Результат практико-ориентирован
Структура проекта детализирована
Известна функция каждого

участника

Четко обозначен результат деятельности участниковРезультат практико-ориентированСтруктура проекта детализированаИзвестна функция каждого участника

Слайд 135Направлен на сбор информации об объекте
Структура: цель, актуальность -источники информации

- обработка информации -презентация
Интегрируются в исследовательские


Направлен на сбор информации об объектеСтруктура: цель, актуальность -источники информации - обработка информации -презентацияИнтегрируются в исследовательские

Слайд 136В рамках одного предмета
По наиболее сложной теме
Структуризация по урокам
Заранее планируется

работа на каждом уроке по группам

В рамках одного предметаПо наиболее сложной темеСтруктуризация по урокамЗаранее планируется работа на каждом уроке по группам

Слайд 137Выполняется во внеурочное время.
Требует квалифицированного координатора.
Группы имеют четкие исследовательские задания.
Хорошо

продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.

Выполняется во внеурочное время.Требует квалифицированного координатора.Группы имеют четкие исследовательские задания.Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.

Слайд 138Что такое Web-квест?
Quest в переводе с английского языка - продолжительный

целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой;

также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.

Что такое Web-квест?Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с

Слайд 139
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой

игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста

как учебного задания (1995) являются Bernie Dodge и Tom March http://ozline.com/learning/index.htm
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы

Слайд 140Формы web-квеста
База данных по проблеме
Микромир, в котором обучающиеся могут

передвигаться с помощью гиперссылок
Интерактивная история (обучающиеся могут выбирать варианты продолжения

работы)
Документ (анализ сложной проблемы и спорное решение)
Интервью on-line с виртуальным персонажем
Формы web-квеста База данных по проблемеМикромир, в котором обучающиеся могут передвигаться с помощью гиперссылокИнтерактивная история (обучающиеся могут

Слайд 141Структура веб-квеста:
Введение - краткое описание темы веб-квеста.
Задание - формулировка проблемной

задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые

ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Структура веб-квеста:Введение - краткое описание темы веб-квеста.Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.Порядок

Слайд 142Примеры:
http://www.itlt.ed.nstu.ru/webquest.php Технология веб-квестов
http://school-sector.relarn.ruhttp://school-sector.relarn.ru «Тропами Горного Алтая или Колобок идет

по следу...» http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm «Защитим Байкал»
http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/hallow/index.htm «Хэллоуин»
http://projects.edtech.sandi.net/lewis/rock/http://projects.edtech.sandi.net/lewis/rock/) «Ваши права»

Примеры:http://www.itlt.ed.nstu.ru/webquest.php Технология веб-квестов http://school-sector.relarn.ruhttp://school-sector.relarn.ru «Тропами Горного Алтая или Колобок идет по следу...» http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm «Защитим Байкал»http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/hallow/index.htm «Хэллоуин»http://projects.edtech.sandi.net/lewis/rock/http://projects.edtech.sandi.net/lewis/rock/) «Ваши

Слайд 143Литература
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и

социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы

докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Ван лоо Э., Брон Ж. Т., Янсен Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном на задачах (task-based learning): "ярмарка языков" и "веб-квест по русскому языку и страноведению" // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые столы: Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003.
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
Литература1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении

Слайд 144Кейс-технологии

Кейс-технологии

Слайд 145То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я

запоминаю.
То, что я делаю сам, я понимаю.

Конфуций

То, что я слышу, я забываю.То, что я вижу, я запоминаю.То, что я делаю сам, я понимаю.Конфуций

Слайд 146Характеристика метода
По технологии применения
метод решения сложных,

слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.
Главный

акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.
Характеристика метода По технологии применения   метод решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя,

Слайд 147Из истории:
Начал использоваться в медицине и в области права в

начале XX века
Ведущая роль в распространении принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса

с 1909 по 1919 года.
Первый сборник кейсов был издан в 1921 году.
Рядовой студент прорабатывает 500 кейсов в год.
Среднее количество кейсов – 290 по дисциплине.


Из истории:Начал использоваться в медицине и в области права в начале XX векаВедущая роль в распространении принадлежит

Слайд 148Отечественный опыт
Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод

казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране ещё

в 20-е годы. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета.
Отечественный опытМетод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в

Слайд 149Терминология
Case - (англ.) - случай
Casual – (англ.) – случайный
case -

многозначное слово, которое употребляется в различных контекстах, например, case study

- конкретное социологические исследование, case frame - модель управления, case history - наглядная иллюстрация, case method - метод анализа (конкретных) ситуаций.

ТерминологияCase - (англ.) - случайCasual – (англ.) – случайныйcase - многозначное слово, которое употребляется в различных контекстах,

Слайд 150Кейс-технология
Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде

специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с

использованием различных видов носителей информации.
Доставка материалов обучающимся при этом осуществляется любыми приемлемыми для образовательного учреждения способами.
Применяются телекоммуникационные средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем и членами учебной группы, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами.
Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем – консультантом (тьютором).
Кейс-технологияКейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного

Слайд 151Опыт использования кейс-метода при обучении показал его высокую эффективность с

точки зрения:
развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
научения технологиям выработки

управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения;
стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Опыт использования кейс-метода при обучении показал его высокую эффективность с точки зрения: развития навыков структурирования информации и

Слайд 152Дидактические принципы и условия организации
1. Индивидуальный подход к каждому ученику,

учёт его потребностей и стиля обучения;
2. Максимальное предоставление свободы в

обучении, вариативность (возможность выбора типа задач и способа их выполнения);
3. Обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и т.д.);
4. Прагматизм в обучении;
5. Обеспечение доступности преподавателя для школьника;
6. Формирование у школьника навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон школьника.
8. Активность обучения;
9. Успешность в обучении (опора на сильные стороны);
10. Проблемность.

Дидактические принципы и условия организации1. Индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения;2. Максимальное

Слайд 153 В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное

моделирование, или конкретный пример:

констатация ряда событий на производстве или в

учреждении,
описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия сотрудников, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, или конкретный пример:констатация ряда событий на

Слайд 154Применяемый на занятиях случай должен удовлетворять следующим требованиям:
Случай должен быть

приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы

позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
Случай должен содержать проблемы и конфликты.
Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей обучающихся.
Случай должен допускать различные варианты решения.

Применяемый на занятиях случай должен удовлетворять следующим требованиям:Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным

Слайд 155Что необходимо помнить при организации?
корректная постановка проблемы требует ясности, четкости,

а главное краткости формулировки;
успех в решении проблемы зависит от выработки

различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;
необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы — требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
Что необходимо помнить при организации?корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;успех в решении проблемы

Слайд 156Специфика методов решения КС

Специфика методов решения КС

Слайд 157Критерии эффективной работы по методу КС
Ученики работают как единая учебная

группа. Обсуждение осуществляется по типу ученик-ученик;
Высокая степень участия учеников. Обсуждение

может проводиться на трех уровнях:
1) обсуждение чужой проблемы;
2) роль одного из героев КС;
3) ученики по собственной инициативе проецируют события на себя;
Преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.
Критерии эффективной работы по методу КСУченики работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу ученик-ученик;Высокая степень

Слайд 158Условия эффективности технологии КС
Необходимость наличия

у учащихся:
базовых теоретических знаний («пустая голова думать не может);
базовых знаний

по методам и процедурам анализа и исследования социальных процессов и явлений;
навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса;
предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению КС.
Условия эффективности технологии КС     Необходимость наличия у учащихся:базовых теоретических знаний («пустая голова думать

Слайд 159Условия эффективности технологии КС
Что требуется от преподавателя?

Готовность к:
формированию интегрированного межпредметного знания;
использованию методов активного обучения и

приемов стимулирования творческого мышления;
постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения;

Что может помешать преподавателю?
отсутствие соответствующей подготовки;
боязнь потери контроля над учебным процессом в аудитории;
использование неприспособленных помещений;
использование очень длинных, старых и не относящихся к делу ситуаций или ситуаций без проблем;
чисто иллюстрационный подход к использованию ситуаций;
излишний догматизм.

Условия эффективности технологии КС  Что требуется от преподавателя?   Готовность к:формированию интегрированного межпредметного знания;использованию методов

Слайд 160Подготовка и обучение в форме кейс-метода (вариант)

Подготовка и обучение  в форме кейс-метода (вариант)

Слайд 161 Источники информации:


Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по

маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/
Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод

конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004.
Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
Источники информации:Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. http://marketing.spb.ru/read/m21/ Завгородняя

Слайд 162Литература:
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М., 1989.
Ксензова

Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
Новые педагогические и

информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2002.
Педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Кукушина В. С. – М., 2002.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Литература:Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М., 1989. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика