Слайд 1«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС»
«Критическое мышление»
Учитель географии
МБОУ лицея с.
Хлевное
Андреева А.С.
Слайд 2Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня,
и я научусь.
(Китайская пословица)
Слайд 3
Педагогические технологии,
внедряемые в УВП
ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 4Критическое мышление
Критическое мышление - разумное рефлексивное
мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что
делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.
Слайд 5 В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
стадия вызова -краткое обобщение имеющихся знаний
стадия осмысления - вдумчивая работа
с новыми понятиями
стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Слайд 6Функции стадии вызова
Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная
(актуализация (вызов «на
поверхность»)
уже имеющихся знаний)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Слайд 7Ассоциация
Мозговой штурм
Верю не верю
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим
изменения)
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы
согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Приёмы технологии на стадии вызова
Слайд 8 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
-
О чём может пойти речь на уроке?
-
Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Слайд 9Приём «Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут
записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю
по теме урока или мне кажется, что я знаю?
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Слайд 11Приём «Верю – не верю»
1) На доске написаны верные и
не правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+»
там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Слайд 12 «Верю – не верю»
1. Океаническая
земная кора толще материковой.
2. К топливным полезным ископаемым относятся: уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы.
3. Неровности земной поверхности называются формами рельефа – горы и равнины.
4. Силы выветривания называют внутренними
силами
5. Вулканы – конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.
Слайд 13Функции стадии осмысления
Информационная
(получение новой информации)
Систематизационная
(классификация, ранжирование информации)
Слайд 14Приёмы технологии на стадии осмысления
Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой
журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая
информация)
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
Прием «Мудрые совы»
Слайд 15 «Лови ошибку»
Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.
Горы
Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые
и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.
Слайд 16 Задание: Найдите ошибки
Выполните
работу над ошибками
Слайд 17Толстые и тонкие вопросы
Толстые
Тонкие
Дайте объяснение, почему Кто…
-почему вы думаете, что… Что…
-почему вы считаете, что.. Когда…
-в чем разница… Может…
Предположите, что будет, если… Согласны ли вы…
Слайд 18 «Половинки слов»
Задание: Соедините половинки слов между собой
Слайд 20«Контур – символ»
Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный
проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую
зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.
Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.
Слайд 21«Контур – символ»
Этот приём формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный
проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую
зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.
Слайд 22«Стороны горизонта»
или «Почини цепочку»
Этот приём помогает формировать пространственное представление,
помогает лучше запомнить карту.
* Распределите географические объекты в порядке с
востока от линии перемены дат на запад:
а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби;
з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова;
к) остров Ванкувер; л) Панамский канал
Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К
Слайд 23«Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
1) Енисей,
Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга
(Байкал - озеро)
2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка
(Мадагаскар – остров)
3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали
(Сомали – полуостров)
4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань
(Кордильеры – горы в Северной Америке)
5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское
(Карибское – море Атлантического океана)
* 6) Россия, США, Китай, Индия, Франция
( США – страна в Северной Америке)
* 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро
( Эвкалипт – дерево)
Слайд 24«Лестница»
Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты
*Расставьте океаны Земли
в порядке возрастания их площади:
а) Северный Ледовитый
б) Тихий в) Индийский
г) Южный д) Атлантический
* Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а)Триполи б)Калькутта в)Лондон г)Владивосток
*Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке:
а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи
г) Кавказ д) Альпы е) Уральские
Слайд 25«Раздели слова на группы»
Задание даётся в виде списка, необходимо разделить
на группы, количество групп не указывается, их может быть
несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д.
Слайд 26
Приём «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В
«голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
факты
проблема
причины
Пути
решения
Слайд 27Функции стадии рефлексии
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему
расширению
информационного поля)
Информационная
(приобретение новых знаний)
Оценочная
(выработка собственной позиции)
Слайд 28Приёмы технологии на стадии рефлексии
Написание эссе
Рефлексивный экран вопросов
Самооценка
Сформулируйте 3
вопроса по сегодняшней теме
Можете ли вы добавить что-то новое к
своим прежним мнениям (приём «Моё мнение»)
Что нового вы узнали на уроке
Слайд 29 «Кластер»
1. Выписывается ключевое слово;
2. Записываются слова и
предложения по теме;
3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;
4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.
*Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций
и графических изображений новых знаний
Слайд 31«Виды горных пород и минералов»
Магматические
?
Метаморфические
?
Гранит
?
Органические
?
Обломочные
Гипс
?
Графит
?
?
Валуны
?
Песчаник
Мрамор
Уголь
?
?
Слайд 32«Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины
(последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить
ошибки или восстановить порядок записи.
Слайд 33
Цель приёма : Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных
явлений через установление причинно-следственных связей.
Атмосферное давление
Угол падения солнечных лучей
Различия в
нагревании поверхности
Движения воздуха
Ветер
Слайд 34Приём «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации
и материала в кратких выражениях.
Для чего используется:
Обогащает словарный запас.
Подготавливает к
краткому пересказу.
Учит формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.
Слайд 35Правила написания:
Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
Вторая
строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
Третья строчка
– описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Слайд 37Самооценка
Какова цель задания? (задачи)
Удалось получить результат? (решение, ответ)
Правильно или с
ошибкой?
Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Какую оценку и отметку ты себе
поставишь?
Слайд 39Домашнее задание
Идеальное задание
Учащимся предлагается выполнить
дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ
выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое;
Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки
Слайд 40Технология критического мышления учит
Работать самостоятельно
Задавать вопросы
Выслушивать чужое мнение
Иметь своё мнение
и защищать его
Критически относится к мнению оппонентов
Анализировать и классифицировать
Развивать творческие
и исследовательские навыки
Осуществлять рефлексию своей деятельности