Слайд 1Урок географии в 6 классе
по теме:"Ветер"
Сапрыкина Н.В.
Учитель географии
МОУ лицей г.Фрязино
Московская область
Слайд 2Что это?
Без рук, без ног
А дерево гнет.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Цели урока:
Получить понятие «ветер», узнать причины возникновения ветра, изучить виды ветров, направление и силу ветров. Научиться строить графики розы ветров.
Слайд 3
По какой оболочке Земли мы с вами путешествуем?
Что такое атмосфера?
Из чего состоит атмосфера?
Какая оболочка является «фабрикой погоды»?
Что ещё мы знаем об атмосфере?
Как и на сколько изменяется давление?
Какое атмосферное давление является нормальным?
Слайд 4 Упражнение 1
Определите: а)повышается или б)понижается атмосферное давление:
1. С увеличением высоты.
2.
С опусканием в глубокую шахту.
3. С повышением температуры воздуха.
4. С
понижением температуры воздуха.
Упражнение 2
Выберите в примерах, где будет более высокое давление:
Ночью летом: 1) над сушей 2) над морем
Днем летом: 3) над сушей 4) над морем
Зимой: 5) над сушей 6) над морем
Летом: 7) над сушей 8) над морем
Выберите в примерах, где давление будет меньше:
Летом над сушей: 1) ночью 2) днем
Летом над морем: 3) ночью 4) днем
Над морем: 5) зимой 6) летом
Над сушей: 7) зимой 8) летом
Слайд 5Проверь себя:
Упражнение 1
Атмосферное давление:
С увеличением высоты понижается
С опусканием в глубокую
шахту понижается
С повышением температуры воздуха понижается
С понижением температуры воздуха повышается
Упражнение
2
Высокое давление: Давление будет меньше:
Ночью летом: над сушей Летом над сушей: днем
Днем летом: над морем Летом над морем: ночью
Зимой: над сушей Над морем: зимой
Летом: над морем Над сушей: летом
Слайд 6Вывод: чем сильнее нагрета земная поверхность, тем больше от неё
прогревается воздух, а чем теплее воздух, тем он легче. Поэтому
теплый воздух поднимается вверх, а в этой области образуется зона пониженного давления, а над холодной, наоборот, зона повышенного давления. И воздушные массы начинают перемещаться из повышенного давления в зону пониженного давления.
Главная причина образования ветра – разница в атмосферном давлении.
Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении, из области повышенного давления в область пониженного.
Слайд 7 Хозяином ветров, согласно греческой мифологии, был бог Эол, державший
их запертыми в пещере.
Слайд 8 Цель: определить черты сходства и различий в образовании ветров
Дневной
бриз дует с моря на сушу
Виды ветров
Слайд 9Ночной бриз дует с суши на море
Слайд 10БРИЗ – ВЕТЕР, МЕНЯЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ ДВА РАЗА В ДЕНЬ.
Образование муссона
Используя схемы, объяснить механизм образования
муссона
Слайд 12Муссоны – это ветры, меняющие свое направление два раза в
год - летом дуют с океана на сушу - зимой
с суши на океан.
Слайд 13Муссон – устойчивый, периодически меняющий свое направление ветер: летом –
с моря на сушу, зимой – с суши на море.
ОСОБЕННОСТЬ:
ЛЕТОМ - ОБИЛЬНЫЕ ОСАДКИ.
Юго-восток и Восток Евразии
Слайд 14Задание: Заполнить сравнительную таблицу “Муссон и бриз”.
Слайд 16ТИПЫ ВЕТРОВ.
БРИЗ
МУССОН
ПАССАТ
БОРА
САМУМ
ТАЙФУН
ТОРНАДО
УРАГАН
Слайд 17ПАССАТЫ.
ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРЫ, ДУЮЩИЕ В СТОРОНУ ЭКВАТОРА.
ЭКВАТОР
ВД
ВД
НД
30°с.ш.
30°ю.ш.
Слайд 18ТОРНАДО – ураганный ветер Северной Америки.
Слайд 19ТАЙФУН –ветер у восточных берегов Евразии.
Слайд 20САМУМ – сухой жаркий сильный ветер пустынь в Африке.
Слайд 21БОРА – холодный северо-восточный сильный ветер.
обледенение
г.Новороссийск
Ветер нашего края.
Слайд 22 В перечисленных ниже пунктах дано название ветра, его
сила в баллах:
Штиль, безветрие (0 баллов). Листья на деревьях неподвижны,
дым поднимается вверх вертикально.
2. Слабый ветер (1 -2 балла). Чувствуется легкое дуновение, листья шелестят.
3. Умеренный ветер (3 – 4 балла). Колеблются листья и ветви деревьев.
4. Сильный ветер (5 - 6 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.
5. Крепкий ветер (7 -8 баллов). Качаются стволы деревьев.
6. Штормовой ветер (9 – 10 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.
7. Жесткий шторм, переходящий в ураган (11 – 12 баллов). Ветер производит большие разрушения: срывает крыши, вырывает деревья с корнями.
Слайд 23
Сегодня старый ясень
Сам не свой,-
Как будто страшный сон его тревожит:
ветвями машет, шелестит листвой,
А почему, - никто сказать не может…
С.Я.Маршак
Слайд 24Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб
она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что
мать посадила…
Н.А.Некрасов
Слайд 25….Тиха украинская ночь
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Серебристых тополей листы…
А.С.Пушкин
Слайд 26Трещит мороз, шумит метель:
Вершиною качает ель.
М.Ю.Лермонтов
Слайд 27Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой:
Не пылит
дорога,
Не дрожат листы…
М.Ю.Лермонтов
Слайд 28Как большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с
молока пену…
Н.Матвеева
Слайд 29Вспоминал я, как в зимнем бору,
Без ветвей от макушек до
пят,
Чуть качаясь в снегу на ветру,
Корабельные сосны скрипят…
С.Я.Маршак
Слайд 30Практическая работа
Задание: пользуясь календарем погоды, составьте розу ветров и
определите, какие ветры преобладали в нашей местности в сентябре, ноябре,
марте.
Слайд 31
Направление и сила ветра
Ветер называют по той
стороне горизонта, откуда он дует.
Установите соответствие, определите, какой
дует ветер?
I - северный I - с севера
II - северо–восточный II - с юго – востока III - восточный III - с юго - запада
IV - юго–восточный IV - на юго - запад
V - юго–западный V - с северо - запада
VI - южный VI - на запад
VII- западный VII - на север
VIII- северо-западный VIII- на восток
IX - на северо - восток
X - на северо - запад
Слайд 32Проверь себя:
I – 1
II – 4
III – 6
IV –
10
V – 3
VI – 7
VII – 8
VIII
– 5
Слайд 35ФЛЮГЕР – прибор, показывающий направление ветра.
АНЕМОМЕТР – прибор, показывающий скорость
ветра.
Слайд 36Человек издавна
использовал ветер
Ветряные мельницы
Слайд 38ЧЕЛОВЕК И СЕЙЧАС ИСПОЛЬЗУЕТ ВЕТЕР.
Слайд 39Закрепление полученных знаний:
Тест по теме "Ветер"
Ветер это-
Вертикальное перемещение воздуха
Гороизонтальное
перемещение воздуха
В чем причина возникновения ветра?
Разница в давлении
Разница в температуре
Разница
в увлажнении
Бриз это ветер-
Дующий с моря на сушу, с суши на море
Дующий в горах
Дующий в пустыне Сахара
В каком случае ветер бывает сильнее?
Давление над сушей 758 мм, над морем-760
Давление над сушей 755 мм, над морем - 752
Направление и сила ветра определяется прибором-
Барометр
Флюгер
Гигрометр
График "розы ветров"- это график, показывающий
Преобладающие ветра, за определенный промежуток времени
Преобладающие температуры, за определенный промежуток времени
Увеличение местности
Слайд 40Домашнее задание:
§ 39
Всё о ветре: стихи, поговорки, пословицы и др.
спасибо
за урок