Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Учитель МАОУ «Кувинская СОШ»
Епанова
Марина Николаевна
Слайд 2
«Карта есть альфа и омега географии.
От карты всякое географическое
исследование
исходит и к карте приходит»
Н.Н. Баранский
Слайд 3
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование
пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Слайд 4
Роль ПМ - обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и
теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).
Слайд 5
Пространственное мышление обеспечивает в ходе познания выделение в объектах и
явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности
и т. п.), создание на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения географических задач.
Слайд 6Основные способы формирования ПМ
простые способы на основе чтения географических карт
сложные способы используются в процессе активного использования воспринимаемой информации,
и в процессе практической деятельности (характеристика причинно – следственных связей).
Слайд 7Упражнения
«Соседи». Учащиеся называют объекты, располагающиеся вокруг заданного (изучаемого) объекта.
назвать
восточных соседей;
выбрать из перечисленных южных соседей
нарисовать схему расположения
соседей и т.д.
Слайд 8 Упражнения
«Путешествие по карте».
в каком направлении и мимо
каких объектов надо двигаться, чтобы попасть из одной заданной точки
в другую
Слайд 9
«Немая карта». предлагается контурная карта, на которой географические объекты заменены,
например, цифрами.
Назвать, какие это объекты.
Слайд 10
«Нарисуй прямой и обратный путь». Нарисовать маршрут, записанный с помощью
сторон горизонта и расстояний в определенном масштабе,
нарисовать обратный путь.
Слайд 11
«Антиподы». Задание предлагает найти объекты, составляющие противоположность изученному объекту.(Природные зоны, стороны
горизонта…)
«установите соответствие»
«определите объект»
Слайд 12Анализ тематических карт.
способствует формированию и закреплению знаний и умений,
развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать
образ территории, делать выводы, обобщения.
Слайд 13Задания для работы с картами могут быть направлены на:
1) установление
местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических
объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимном расположении объектов;
Слайд 14
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение
причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между
исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.
Слайд 15.
географический практикум.
описание экономического района
Знания географической номенклатуры
.
Слайд 16
устный опрос, письменная контрольная работа, разноуровневые тестовые задания, комбинированный зачет,
нестандартные формы (пресс-конференция, круглый стол, дебаты и др
Слайд 17
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании максимально разнообразных
форм и методов формирования картографических умений и навыков учащихся у учащихся
формируются пространственные компетенции.