Слайд 1
Физические и химические явления. Сущность и признаки химических реакций.
Слайд 2
Задачи:
Обучающие:
Изучить сущность химических реакций.
Научиться различать физические и химические явления по
определенным признакам.
Изучить классификацию химических реакций по признаку выделения и поглощения энергии.
Развивающие: Развивать интеллектуальные и практические умения ( умение анализировать, сравнивать, делать выводы).
Воспитательные: Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил технике безопасности при работе, поведение в кабинете химии.
Слайд 3 Физические явления
Физика изучает движение тел в
пространстве, оптические и тепловые процессы, гравитацию, электричество и многие другие
явления, не связанные с превращением одних веществ в другие. Свойства веществ, проявляющиеся при этом, относят к физическим свойствам.
Слайд 4 Химические явления
Химия изучает строение материи, ее
состав, получение и превращение веществ.
Свойства веществ, проявляющиеся при их получении
и превращениях, относят к химическим свойствам веществ.
Явления, которые сопровождают получение и превращение веществ, называются химическими явлениями.
Слайд 5Явления, при которых из одних веществ образуются другие, называются химическими
явлениями, или химическими реакциями.
Физическими явлениями называются такие, при которых
могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остаётся постоянным.
Слайд 6 Химические свойства веществ не претерпевают никаких изменений
при физических процессах.
В результате химического превращения -
химической реакции - образуются новые вещества с другими свойствами.
Слайд 7Дробление вещества и кристаллизация
Сравните степень дробления при измельчении в ступке
и при растворении соли.
Выпарьте несколько капель раствора в фарфоровой чашке.
Отнесите
данные явления (измельчение, растворение, выпаривание и кристаллизацию) к физическим или химическим явлениям.
Слайд 8 Испарение и конденсация
Можно ли утверждать, что бензин исчез?
К
какому типу явлений отнесете процесс, имевший место в данном опыте?
Возможно
ли вновь собрать пары этого бензина в капли жидкости?
Можно ли считать появление, исчезновение инея в зимнее время примером конденсации и испарения вещества воды?
Слайд 9Физическое явление: замерзший водяной пар образует иней на деревьях
Слайд 10Иней на листве – это замерзший водяной пар. Растаяв, он
вновь превратится в жидкость, затем в пар.
Слайд 11Гидроксид натрия, только что взятый из контейнера
Слайд 12Гидроксид натрия, пролежавший на воздухе некоторое время. Произошло физическое явление
–притягивание паров воды из воздуха.
Слайд 13Перманганат калия – кристаллическое твердое вещество темно-серого цвета с металлическим
блеском
Слайд 14Перманганат калия растворим в воде. Получаем раствор этого же вещества
– перманганата калия.
Слайд 15Растворение сахара – тоже физическое явление
Слайд 16
Давайте теперь найдем отличия между
явлениями разрезания и сжигания бумаги.
Мы
можем видеть, что каждый кусок разрезанной бумаги сохраняет ее свойства.
Процесс измельчения бумаги – физическое явление.
В случае сжигания бумаги полученные нами почерневшие клочки рассыпаются от прикосновения. Образовавшееся вещество - пепел - имеет другие свойства, отличные от свойств исходного вещества. В процессе горения одно вещество превратилось в другое. Значит, горение бумаги – явление химическое.
Слайд 17Каждый кусочек бумаги имеет те же свойства, что и целый
лист
Слайд 18Пепел обладает совсем другими свойствами, чем бумага
Слайд 19Плавление и горение парафина
Плавление парафина, как и разрезание бумаги, -
физическое явление, тогда как горение этих веществ - химическое явление.
Слайд 20
Сравните эти два явления по внешним признакам и по их
сущности?
Сделайте вывод о классификации этих явлений?
Произошло ли образование новых веществ
в ходе этих опытов?
Слайд 21Разрезание и горение магния
Отрезанный кусок магния имеет те же свойства,
что и целая лента магния. При поджигании с помощью газовой
горелки магний горит с интенсивным свечением. Блестящее, серебристое вещество превращается в белый порошок - оксид магния. Поскольку образовавшееся вещество имеет другие свойства, мы можем сказать, что произошло химическое превращение
Слайд 22Отрезанный кусочек магния имеет те же свойства, что и целая
лента до разрезания
Слайд 23При горении магния образуется новое вещество с другими свойствами
Слайд 24
Сравните яркость горения магния с яркостью обычной электрической лампочки?
Относится ли
горения магния и «горение» электролампочки к одному типу явлений?
К какому
типу явлений относятся горение дров, свечение насекомых или глубоководных рыб?
Слайд 25Экзо- и эндотермические реакции
Экзотермические реакции
Исходные вещества = Продукты
реакции +Q
Эндотермические реакции
Исходные вещества = Продукты реакции -Q
Слайд 26Признаки химических реакций
Растворение и появление осадка.
Выделение газа.
Изменение цвета.
Выделение света.
Выделение или
поглощение тепла.
Запах.
Слайд 27 Условия течения реакций
Подача тепла.
Дробление.
Перемешивание.
Применение катализатора.
Время.
Слайд 28Вопросы для систематизации и обобщения темы.
Можно ли на основании только
лишь внешних признаков точно определить, к какому типу явлений относится
данный процесс?
Для получения краски нужного цвета и оттенка художники, рисуя картины, смешивают различные краски. Например, при смешивании желтого и синего получается зеленый цвет. К какому типу явлений относится такое превращение?
Слайд 29О каких явлениях идет речь в высказываниях поэтов?
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя
прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
А.С.Пушкин.
Слайд 30
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и
ярко!
И. Суриков.
В декабре,
в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
С. Маршак.
Слайд 31 Вывод
Согласно атомно-молекулярному
учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в
процессе реакции происходит перегруппировка атомов.
В соответствии с теорией химической связи происходит разрыв химических связей в исходных веществах и образование новых в продуктах реакции.
Слайд 32 Домашнее задание
Обязательный уровень.
П. 25-26. упражнение 1
страница 95
Тренировочный уровень.
Подобрать примеры экзо- и эндотермических реакций, с которыми
вы встречаетесь в повседневной жизни.
Творческое задание.
Разработать плакаты – опорные конспекты по теме сегодняшнего урока.
Слайд 33 Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3.
Автор презентации
Учитель химии
высшей категории
Дудорова Е.В.
2015г.