Слайд 1Идеальное лекарство
Интегрированный урок по химии и физике в 11 классе
Слайд 2 Цель урока
Познакомиться с
химиотерапией, используя межпредметные связи с физикой и биологией.
Сформировать представление
о лекарствах как химиотерапевтических препаратах.
Рассмотреть отдельные группы лекарств, их химическую природу, механизм действия и способы безопасного применения некоторых лекарственных препаратов
Слайд 3Каким должно быть идеальное лекарство?
Идеальным лекарством можно
считать вещество,
которое при
введении в
заболевший организм окажет
наименьший вред последнему и
вызовет наибольшие
деструктивные изменения в
поражающем агенте.
Д.Л. Романовский.
Слайд 4Какие лекарства мы используем чаще всего?
Обезболивающие: анестезирующие препараты и анальгетики
Жаропонижающие
средства
Противомикробные препараты
Антибиотики
Слайд 5Из истории применения лекарств
Лекарства известны человеку с глубокой древности
Гиппократ описал
способы применения более 200 лекарственных растений
Парацельс заложил основы медицинской химии
Слайд 7Задача по физике
Почему действие инъекции происходит гораздо быстрее,
чем действие таблетки одного и того же лекарства?
Например, анальгина.
Слайд 8Анестезирующие препараты
Временно блокируют нервные окончания или передачу нервных импульсов в
мозг
Применяются для местной анестезии – обезболивания
К ним относятся: новокаин,
дикаин и лидокаин
Слайд 9Анальгетики
Анальгетики устраняют болевые ощущения, воздействуя на ЦНС
К первой группе ненаркотических
анальгетиков относятся салициловая кислота и ее производные и производные анилина
Слайд 10Вторая группа анальгетиков
Наркотические анальгетики не только снимают чувство боли, но
и вызывают эйфорию
Лекарственная зависимость – болезненное пристрастие к препарату
Любой(!) наркотик
формирует зависимость от него
Слайд 11Задача по химии
В состав «Цитрамона П.» входят: 0,24 г
ацетилсалициловой кислоты, 0,18 г парацетамола, 0,03 г кофеина и вспомогательных
веществ до 0,55 г. Рассчитайте массовую долю всех активных веществ в препарате.
Слайд 12
Синапс – зона контакта двух нейронов. В цитоплазме одного содержатся
молекулы медиатора, которые через синаптическую щель достигают рецепторов другого нейрона
и открывают каналы для проведения нервного импульса
Слайд 13Задача по физике
Какова величина электрического тока, возникающего в нервных
волокнах, если сопротивление тканей человеческого организма составляет 15 кОм, при
значении напряжения нервного импульса 150 мВ?
Слайд 14Аспирин
Широко используется в медицине
В 1827 г из коры ивы был
выделен гликозид салицин
В 1899 г. В медицинскую практику вошел аспирин
Слайд 15Лабораторная работа «Анализ лекарственных препаратов»
Инструктивная карточка
Объекты исследования:
Аспирин
Парацетамол
Слайд 16
Разотрите в ступке таблетки каждого из лекарств. Перенесите в пробирки
по 0,1 г каждого лекарства (приблизительно одна пятая часть таблетки).
Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдаете?
Внесите в пробирки по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте 2 мл этанола.
Что наблюдаете? Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до полного растворения осадка. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.
Слайд 17
Взболтайте 0,1 г аспирина с 2-3 мл воды и добавьте
2-3 мл раствора щелочи. Изменилась ли растворимость вещества? Объясните наблюдаемое
явление, напишите уравнение реакции.
Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель хлорида железа. Что наблюдаете? В какой пробирке произошло изменение окраски? Объясните наблюдаемое явление.
Обнаружение аспирина: Порошок аспирина поместите в пробирку и прокипятите его с раствором карбоната калия. Добавьте разбавленный раствор соляной кислоты и смесь нагрейте. Что наблюдаете?
Слайд 18Задача по химии.
При тяжелой форме фолликулярной ангины врач назначил пациенту
прием аспирина по 0,5 г три раза в день в
течение недели. Определите массу уксусной кислоты, которая образуется при гидролизе аспирина в желудке за это время.
Слайд 20Физический эксперимент «Атмосферное давление».
Инструктивная карточка.
1.Взять шприц и заполнить его препаратом.
В этот момент сравнить давление внутри шприца с атмосферным давлением.
2.Освободить
шприц от препарата, надавив на поршень. Сравнить давление внутри шприца с атмосферным давлением.
Слайд 21Задача по физике
Рассчитайте силу давления лекарства в момент
поступления в мышцу. Пусть S – площадь поверхности острия иглы
и она равна порядка 0,001 м2,а давление которое доктор оказывает на поршень 500 000 Па.
Слайд 23Плесень, дающую больше пенициллина искали по всему миру. Но лучший
образец дала гнилая дыня
Слайд 26
Химический эксперимент «Анализ строения молекулы бензилпенициллина натриевой соли»
Объект исследования: бензилпенициллина
натриевая соль
Слайд 27Инструктивная карточка
Внесите в пробирку 0,1 г лекарственного препарата и добавьте
2-3 мл воды. Отметьте растворимость лекарства в воде.
Внесите в
пробирку 0,1 г лекарственного препарата и добавьте 2 мл новокаина. Что наблюдаете? Сравните растворимость пенициллина в воде и новокаине.
Взболтайте 0,1 г пенициллина с 2-3 мл воды и добавьте 2-3 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?
Взболтайте 0,1 пенициллина с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель хлорида железа. Что наблюдаете? Объясните наблюдаемое явление.
Слайд 29Подведение итогов
Определению «идеального лекарства» не соответствует ни один из препаратов,
которыми мы пользуемся.
Любое лекарство действует не только на больной орган,
но и на весь организм.
Оказывая помощь в победе над болезнью, препарат может принести очень большой вред другим органам: печени, почкам, сердцу, вызвать аллергию и др.
Самостоятельно назначая себе лекарство нужно помнить о химической природе веществ и их воздействии на организм человека.
Слайд 30Правила использования лекарственных препаратов.
Лекарственные препараты необходимо правильно хранить, в специальном
месте, подальше от источников света и тепла.
Лекарственные препараты необходимо хранить
в недоступных для детей местах.
В аптечке не должно оставаться неизвестное лекарство. Каждая баночка, коробочка или пакетик должны быть подписаны.
Слайд 31
Нельзя использовать лекарства, если у них истек срок годности.
Не принимайте
препараты, назначенные другому человеку: хорошо переносимые одними, они могут вызвать
лекарственную болезнь у других.
Строго соблюдайте правила приема препарата: время приема (до или после еды), дозировки и интервал между приемами.
Аспирин надо запивать молоком, для уменьшения раздражения стенок желудка.
Слайд 32
При длительном приеме антибиотиков необходимо употреблять кисломолочные продукты для восстановления
микрофлоры кишечника.
Антибиотики принимают курсом не менее 5 дней. Принимая антибиотики
без предписания врача, мы помогаем бактериям.
Не спешите начинать с лекарств: иногда достаточно выспаться, отдохнуть, подышать свежим воздухом.
Слайд 36Тихий шелест ветра в верхушках сосен летним днем
Слайд 37Добавь пение жаворонка в знойный полдень
Слайд 39Разбавь водой чистого лесного озера
Слайд 41Дай настоятся в течение всех времен года.
Слайд 42 Принимай
вместе со свежим воздухом и хорошим настроением
3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в
этом случае гарантируется.
Слайд 44Действия
Автор Срок Описание
??? 29.04.2008 активировать пакет