Слайд 1Презентация урока
Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
УРОКАХ ХИМИИ В 8-11
КЛ.»
Подготовил учитель химии
Каумбаев Суннатулла Абдуғаниұлы
Слайд 2Актуальность введения игровой деятельности
в учебный процесс
Побудить интерес к предмету - одна из важных задач каждого
учителя. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность внимания и снижает утомляемость. Поэтому различные формы обучения при подаче нового материала и обобщении знаний учащихся на любой ступени обучения приобретают все большее значение.
Наиболее интересными являются игровые технологии, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Познавательные игры - это интерактивный метод, где процесс образования погружен в процесс общения. При этом активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Слайд 3Актуальность введения игровой деятельности
в учебный процесс
Игра помогает исключить некоторые отрицательные
стороны традиционного обучения.
Слайд 4Место игрового метода в педагогических технологиях
Слово «технология» происходит от греческих
слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому
термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Слайд 8Этапы дидактической игры
Подготовка к игре, постановка главной задачи, обеспечение учащихся
знаниями, необходимыми в игре.
2. Создание игровой ситуации, ознакомление учащихся
с условиями игры, постановка перед ними целей и задач, которые должны быть решены.
3. Решение учащимися задач в ходе игры. Выводы.
Проверка, коррекция, оценка результатов.
Слайд 9Правила, позволяющие сделать урок увлекательным
Игра должна приносить радость ученику и
учителю.
2. Заинтересованность ученика игрой.
3. Успех вначале работы -
обязательное условие.
4. Не переоцениваете уровень развития учащегося.
5. Создайте в игре непринужденную обстановку.
Слайд 10Основные компоненты игровой технологии
Технологическая схема игры
Слайд 12Интегрированные игры
Химия и математика
Составьте формулу оксида алюминия. (25 баллов.)
Ответ. Аl20з
Вычислите массовую долю ( в %) кислорода в
оксиде серы IV. (50 баллов) Ответ. 50%
3. Найдите массовые отношения элементов в серной кислоте. (25 баллов) Ответ. 0,02:4: 0,65
Химия и физика
1. Можно ли заполнить газообразным кислородом полбаллона? (25 баллов)
Ответ. Нет, он распределится по всему баллону.
2. Почему молекулы входящих в состав атмосферы газов, двигаясь во все стороны, не покидают землю, не улетают в космическое пространство? (50 баллов)
Ответ. Чтобы покинуть Землю, газообразные вещества должны преодолеть силу земного тяготения. А это возможно лишь в том случае, когда их скорость будет не менее 11,2 км/с.
3. Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия. Но для наполнения шаров более удобен гелий. Почему? (25 баллов.)
Ответ. Гелий проще получить.
Слайд 13Интегрированные игры
Химия и биология
1.С какой целью проводиться рыхление почвы? (25
баллов)
Ответ. В процессе рыхления усиливается доступ кислорода из воздуха и
уменьшается испарение воды из верхнего слоя почвы.
2. Почему под слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз? (25 баллов)
Ответ. При гниении выделяется теплота, обогревающая почву, и образуется вещества, необходимые растениям для питания.
3.Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающих к автомагистрали? (25 баллов)
Ответ. Автомобильные выхлопы, содержащие оксид углерода (11), оксиды азота, соединения свинца и другие ядовитые вещества, накапливаются растениями и могут вызвать отравления человека и животных.
Слайд 14Командные игры
Урок – игра «Аналитическая лото»
Условия игры: в игре участвуют
пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера
десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки.
Эту игру можно проводить на уроках обобщающего повторения или по всему курсу.
Слайд 16Рассказы-загадки
Рассказы-загадки — это задачи и, если хотите, беллетристика. В сюжет
рассказа вплетены определенные вопросы, проблемы, ситуации или задания, которые должен
выполнить или решить герой, а вместе с ним и ученик. Разгадывая рассказ-загадку, следует внимательно читать текст, так как в нем обычно имеются подсказки, облегчающие выполнение задания.
1. Дом, который построил М.
Примеры:
2. Чудесная жидкость.
Слайд 17Игра-соревнование «Химики - умники и умницы» для учащихся 11-й класс
Игра
проводиться по принципу телевизионной игры «Умники и умницы».
Всего за
мероприятие будет проведено 3 агона (по 3 участника - агониста, итого 9), которые выбираются из числа присутствующих - теоретиков в ходе викторины.
Теоретики ответившие правильно на максимальное количество вопросов в предварительной викторине и становятся агонистами.
Слайд 19Приложение
Игра «Тренинг памяти» (химические элементы)
.
Воспроизвести через 5 секунд
Слайд 20Игра «Крестики - нолики» (8 класс)
При игре в «Крестики -
нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой
линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак этот указывается в условиях игры.
а) Выигрышный путь – названия металлов
б) Выигрышный путь – названия неметаллов
Слайд 21Игра «Угадай задуманное» (8 класс)
Порядковые номера элементов А, В и
С соответственно
n , n +2 и n +4. Если
химический элемент А – самый лёгкий галоген, то каким химическим элементом будет В?
Если химический элемент С – благородный газ, а В – металл, то каким химическим элементом является А?
Могут ли А, В и С в виде простых веществ при обычных условиях быть газами?
Если химические элементы А и В входят в одну и ту же группу, то каким химическим элементом является С?
Слайд 22Зачеркните лишнее вещество, для двух оставшихся веществ укажите класс веществ,
к которому они относятся.
I Вариант CaO, CO2,KOH | II
Вариант HCL, H2SO4, CaO.
Дайте названия всем веществам.
Игра «Третий лишний» (8 класс)
Эту игру использую при изучении составления химических формул по валентности, а так же при проверке умения составлять химические формулы по валентности. Играют по 4-6 человек в группе
Игра «Химическое домино» (8 класс)
Слайд 23Игра «Крестики - нолики» (9 класс)
Определить выигрышный путь.
а) Реакции,
идущие с образование осадка
б) Реакции, идущие с образованием газообразного вещества
в)
Реакции, идущие с образованием малодиссоциируемого вещества
Слайд 24Получая AgCL, лаборант, по несчастью, взял самые неподходящие реактивы: AgF
и MgCL2 (в виде кристаллогидрата MgCL2*6H2O). Обычно берут AgNO3, но
AgF тоже прекрасно растворяется в воде, и лаборант, по-видимому, это знал. В фильтрате осталась чистая вода. Почему? (Лаборант не учел, что оба продукта реакции практически не растворяются в воде).
MgCL2 + 2AgF = MgF2 + 2AgCL
Так как количество взятых веществ точно соответствовало уравнению реакции , то в фильтрате осталась чистая вода.
«Пропавшее вещество». Задача на сообразительность.
Слайд 25Опыт работы показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя
полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса
только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Применение системы различных игровых творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения, стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков. И все это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся
Заключение
Слайд 26Список литературных источников, использованных к уроку
Список использованных литературных источников
1. Чернобельская
Г.М: Теория и методика обучения химии. М.: Дрофа, 2010.
2. Глинка
Н. Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов /Под ред. А.И. Ермакова. — 30-е изд., испр. — М.: ИНТЕГРАЛ-ПРЕСС, 2005. — 728 с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.
4. Штемплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. - М.: Дрофа, 2005 г.
5. Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях // Химия в школе. 2003. № 3. С. 43. .
6. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. 2002. № 6. С. 50. .
7. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. Творческий центр «Сфера», М.: Дрофа, 2003 .
8. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.:Дрофа, 2004 .
9. Казанцев Ю.Н. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом // Химия в школе. –2009. – № 2. - С. 15-19 .