Слайд 1Человек: информация и информационные процессы
Автор: Медведева Людмила Николаевна, учитель информатики
Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
им. Е.М.
Зеленова п.г.т. Новосемейкино
муниципального района Красноярский Самарской области
Слайд 2«Жизнь начинается там, где начинается информация»
А.А. Харкевич
Слайд 3Урок 3
Тема:
Человек: информация и информационные процессы
Слайд 4Когда и в каком языке впервые появилось слово информация?
Что в
переводе с латинского языка означает слово информация?
Мерой чего является информация
в неживой природе в замкнутых системах (приведите пример)?
Что происходит в микро- и мега мире в процессе эволюции Вселенной?
Мерой чего является информация в живой природе (приведите пример)?
Что вы понимаете под информацией?
Что понимают под информацией в обыденной жизни?
Что понимают под информацией в технике?
Попробуйте дать определение понятию информация.
Слайд 5Человек постоянно получает информа-цию из окружающе-го мира, хранит её в
памяти, анализирует с помощью мышле-ния и обменивается информацией с другими
людьми.
Слайд 6Окружающий нас мир
Мир звуков
Мир знаков
Мир образов
Мир вкусов
Мир ощущений
Слайд 7Человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств:
зрения (около 90%)
– в форме зрительных
образов;
слуха (9%) – в форме
звуков (речь, музыка,
шум и т.д.);
обоняния;
вкуса;
осязания.
Слайд 9
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
0 1 2 3 4 5 6 7
8 9
Мимика и жесты
Графическая форма
✌ ? ? ?
☜ ☝ ?
цвет
анимация
анимация
рисунок
диаграмма
чертеж
фотография
Мультимедийная форма
речь
музыка
Звуковая форма
числовая форма
Текстовая форма
Слайд 10Полученную информацию человек использует для управления своим поведением и достижения
поставленных целей.
Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, производимых над
информацией с целью получения результата.
Слайд 11Информационные процессы – это процессы, связанные с поиском, хранением, обработкой
и передачей информации.
Слайд 12С начала человеческой истории возникла потребность накопления информации для её
передачи во времени из поколения в поколение и передачи в
пространстве на большие расстояния.
Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тысячелетии до н.э. письменности и первых носителей информации (шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов).
Слайд 15С середины XV века после изобретения книгопечатания начался процесс научного
познания окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания.
Слайд 16Информация для человека – это знания, которые он получает из
разных источников.
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем
мире, информация должна быть полной и точной.
Слайд 17Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу
с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь
через пограничную реку?».
Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство».
Удовлетворившись таким предсказанием, царь переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны.
В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане.
Но оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
Слайд 18Для хранения знаний и распространения их в обществе необходимы носители
информации:
бумага;
магнитные носители
(аудио- и видеоплёнки,
гибкие
и жёсткие диски);
оптические носители
(CD- и DVD-диски)
Флэш-память
Слайд 20В процессе общения с другими людьми человек передаёт и получает
информацию в форме сообщений.
Древние люди для передачи информации использовали язык
жестов.
С появлением устной речи обмен сообщениями между людьми производится с помощью сотен естественных языков (русского, английского, французского и др.).
Слайд 21Понятность – одно из важных свойств информации.
Слайд 22Для распространения информации в обществе широко используются средства массовой информации
(газеты, радио, телевидение, Интернет).
Такая информация должна быть достоверной, актуальной
и полезной.
Эти свойства информации очень важными для СМИ.
Слайд 23Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть
причиной возникновения социальных потрясений.
Неактуальная информация не имеет применения в настоящий
момент времени (например, прошлогодняя газета).
Бесполезная информация создаёт информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации.
Слайд 24Поиск информации – это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации:
непосредственное наблюдение;
общение
со специалистами по интересующему вопросу;
чтение литературы;
просмотр телепрограмм, видео;
прослушивание радиопередач;
работа в
библиотеках и архивах;
поиск информации в сети Интернет, в базах и банках данных.
Слайд 25Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации из
одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.
Слайд 26Связанные с информацией процессы происходят не только в мире, имеющем
отношение к деятельности человека, но также и в живой природе
и технике.
Слайд 27Курица и ее цыплята постоянно обмениваются звуками, чтобы держаться вместе,
чтобы курица могла в любой момент защитить своих деток.
Если одна
из пчел нашла богатое нектаром поле, то через некоторое время десятки членов пчелиной семьи устремляются в это место.
Слайд 28Сезонные изменения в растительном мире тоже результат информационного процесса.
Слайд 29Функционирование систем управления техническими устройствами также связано
с информационными процессами.
Такие систему
управления встроены практически во всю бытовую технику, автомобили, самолеты, робототехнику.
Слайд 30Какие способы и органы чувств использует человек при восприятии информации?
В
какой форме может быть представлена информация?
для чего человек использует полученную
информацию?
Что такое информационный процесс?
Какие процессы называются информационными?
Хранение информации – это ………?
Информация для человека – это ……?
Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме знаний?
Слайд 31В какой форме передается информация меду людьми?
Каковы должны быть свойства
информации, представленной в форме сообщений?
Как распространяется информация в обществе?
Какими свойствами
должна обладать информация, распространяемая средствами массовой информации (СМИ)?
Поиск информации – это…….?
Назовите методы поиска информации.
Что понимают под обработкой информации в информатике?
Слайд 32
Жизнь человека не возможна без информации. Мы живем в мире
информации, получаем, обрабатываем и используем её для управления своим поведением
и в своей деятельности.
Слайд 34Домашнее задание
Учебник Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ-8»
§ 1.1.3.
Записи
в тетрадях.
Ответить письменно на вопросы стр. 15
Слайд 39Слово информация появилось в латинском языке около двух с половиной
тысяч лет назад.
Слайд 40
В переводе с латинского языка оно означает разъяснение, изложение, набор
сведений.
Слайд 41В неживой природе в замкнутых системах информация является мерой упорядоченности
системы по шкале «хаос-порядок».
При переходе от порядка к хаосу информация
уменьшается.
Слайд 42
В процессе эволюции Вселенной в микро- и мегамире возникают объекты
более сложной структуры и, следовательно, информация возрастает.
Слайд 43
В живой природе информация является мерой увеличения сложности живых организмов.
Слайд 44Информация сложное понятие, имеющее множество определений и толкований в разных
областях знаний. Одно из них: «Информация – это отражение с
помощью знаков и сигналов того разнообразия, которое существует в окружающем нас внешнем мире».