Слайд 1Феномен
Интернет-зависимости. Профилактика
Интернет-зависимости.
Педагог-психолог МАОУ лицея №14 г. Тамбова
Зыбина
Н.А.
Слайд 2 Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и
Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией различных видов.
Это и считается первопричиной компьютерной или Интернет зависимостью.
Слайд 3Проблема Интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет.
Психиатры же
усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
Разумеется,
возможны как положительные, так и отрицательные психологические последствия появления Интернет для образовательной среды в школе.
Слайд 4Рассмотрим особенности Интернета, которые могут вызывать полярные психологические последствия.
Интернет прост.
Его использование доступно для детей младших классов.
Интернет современен и
доступен.
Интернет безличен. У пользователя есть возможность отыграть сценарий, который невозможно реализовать в жизни.
Интернет как фактор дополнительной мотивации. Поиск и нахождение информации, подчас уникальной, позволяет ученику углубляться в предмет. Однако часто возникает "эффект потока", когда поиск информации превращается в самоцель. Вызывает трансовое состояние.
Слайд 5Рассмотрим особенности Интернета, которые могут вызывать полярные психологические последствия.
5. Интернет
обширен. Интернет - это среда, в которой нет границ (национальных,
социальных, географических). Учащийся сталкивается с разнообразнейшими фактами и мнениями.
6. Интернет безопасен. Общение не несет в себе агрессивного невербального компонента. Они конечно же присутствуют, но на многих сайтах с этим успешно справляются.
7. В Интернет нет централизованной цензуры: можно написать то, что хочется, высказать свое мнение. Это позволяет чувствовать себя интересным для других, компетентным. Ребенок или взрослый всегда может найти тот круг общения, в котором он будет выглядеть именно так.
Слайд 6 Интернет-зависимость - это «навязчивое желание выйти в Интернет,
находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line».
Под
on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line - общение через почтовый ящик,
когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.
Слайд 7Виды деятельности пользователей ИНТЕРНЕТА:
познавательную,
игровую,
коммуникативную.
Слайд 8ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ (по видам деятельности в интернете):
1. Увлеченность познанием в
сфере программирования и телекоммуникаций.
Крайний вариант - хакерство.
2. Увлеченность компьютерными играми, в частности играми посредством Интернета. Крайний вариант - игромания.
3. Увлеченность сетевой коммуникацией.
Крайний вариант - Интернет-аддикция.
Слайд 10Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет
- зависимости.
(использовались данные Кимберли Янг, Иван Голдберг)
постоянное навязчивое
желание следующего выхода в Интернет, (навязчивое желание проверить e-mail);
увеличение количества времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения;
пользователь совершает попытки отказаться от Интернет или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени;
Слайд 11Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет
- зависимости.
(использовались данные Кимберли Янг, Иван Голдберг)
Прекращение или сокращение
времени, проводимого в Интернет приводит пользователя к плохому самочувствию,
(от нескольких дней до месяца)
и выражается двумя или более факторами:
эмоциональное и двигательное возбуждение,
тревога, раздражение, агрессивное поведение,
навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете,
фантазии и мечты об Интернете,
произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре).
Слайд 12Статистика по Интернет-зависимости:
1. Чаты — 37 %;
2. Многопользовательские
игры
— 28 %;
3. Телеконференции по сети — 15 %;
4. Электронная почта — 13 %;
5. Сайты Всемирной паутины — 7 %;
6. Иные сетевые протоколы (ftp, gopher и пр.) — 2 %.
Слайд 13Для профилактики Интернет-зависимости необходимо:
Установите правила
пользования Интернетом
дома.
В этих правилах должно быть указано:
количество времени посещения Интернета,
разрешается ли ребенку посещать веб-узлы социальных сетей,
на каких условиях посещают социальные сети (в соответствии с его возрастом).
Слайд 14Рекомендации для профилактики Интернет-зависимости:
контролируете время нахождения в
Интернет- пространстве (каждый час
необходимо отвлекаться от монитора);
поощряйте желание читать книги;
напоминайте, что для профилактики синдрома запястного канала и интернет-зависимости врачи советуют хотя бы раз в час разминать руки;
способствуйте проведению всего свободного времени вне помещения, в котором находится компьютер;
способствуйте активному использованию свободного времени ребенка (общение, оказание помощи в быту, занятия физкультурой, посещение театров …).
Слайд 15Литература:
1. Войкунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета// Гуманитарные исследования в
Интернете. М., 2000 г.- с.100-132.
2. Соколова И.В. Социальная информатика.-М., РГСУ,
2008г.
3. Спиркина Т.С. Исследование динамики Интернет-зависимости// психология и педагогика, апрель 2008 г., ист.: http://elibrary.ru.
4. Федосов А.Ю. Проблема информомании и методика её профилактики в воспитательной деятельности школы в процессе освоения ИКТ, ист.: http://www.humanities/edu/ru/db/msg/8380
5. Цой Н. А. Конструирование социальных проблем – проблема зависимого поведения / Н. А. Цой // Наркомания и противодействие наркопреступности в Азиатско-тихоокеанском регионе: Международная научно-практическая конференция. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. – С. 231-238.