Слайд 1«ИК—грамотность учителя и ученика лицея. Информационные потоки их виды и
формы».
Зам. директора по ИКТ, учитель географии, Кургузов В.А.
Слайд 2Содержание выступления
Актуальность
Понятие ИК – компетентность
Компетенции учителя и ученика
Характеристика
уровней развития ИКТ - компетентности учителей-предметников, как основа информатизации образования
Информационные
потоки их виды и формы
Слайд 3
Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные
направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений
работать с информацией.
Слайд 4Приобретение учащимися знаний
о телекоммуникациях и
средствах массовой
информации
Использование средств
телекоммуникаций для
приобретения различных знаний
и творческого самовыражения
Развитие критического мышления,
соотнесение информации и знания
Слайд 5ИК – компетентность — способность использовать информационные и коммуникационные технологии
для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки,
а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Информационно-коммуникативная компетентность (ИК)
Слайд 6Компетенции учителя и ученика
определение информации — способность использовать инструменты ИКТ
для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
доступ к информации —умение
собирать и/или извлекать информацию;
управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
Слайд 7Компетенции учителя и ученика
оценивание информации – умение выносить суждение о
качестве, важности, полезности или эффективности информации.
создание информации – умение генерировать
информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
передача информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Слайд 9Мотивационно-ценностный компонент
(отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в
современной школе)
Базовая
Организационно-
педагогическая
Предметно-
углубленная
Корпоративная
ИК-компетентность
Слайд 10Пользователь
Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном
процессе
Слайд 11Тьютор
Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ
коллегам и учащимся
Слайд 12Консультант
Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция
к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ
Слайд 13Консультант-исследователь
Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном
процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ
Слайд 14Когнитивно-операционный компонент
(выражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами
их использования в учебном процессе)
Базовая
Организационно-
педагогическая
Предметно-
углубленная
Корпоративная
ИК-компетентность
Слайд 15
Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение
технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами
Microsoft Office, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности
Слайд 16
Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами
использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки,
дистанционного повышения квалификации.
Слайд 17
Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов,
владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс,
обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия
Слайд 18Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в
школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых
педагогических сообществ
Слайд 19Рефлексивно-проектировочный
компонент
(говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия
его повышения)
Базовая
Организационно-
педагогическая
Предметно-
углубленная
Корпоративная
ИК-компетентность
Слайд 20Базовый
Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной
позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному
профессиональному развитию в сфере ИКТ
Слайд 21Тьютор
Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать
индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ
Слайд 22Консультант
Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с
использованием ИКТ
Слайд 23Консультант-исследователь
Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и
искать пути их решения, владение навыками командной рефлексии
Слайд 24
ИК – компетентность — это общешкольное умение
Слайд 25Информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Изменяются
содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из
простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
Слайд 26
Существует несколько критериев, согласно которым информация может быть
классифицирована
Слайд 27По принципу выделения видов восприятия
1. Информация, воспринимаемая зрением человека,
так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения
и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы;
2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь;
3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.
Слайд 28По способу восприятия информации
1. Ассоциативная - восприятие которой основано на
ассоциациях, возникающих у человека под действием раннее усвоенной информации.
2. Прямая
информация непосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы, произвольный звук, называемый в науке шумом.
Слайд 29А также …
Цифровая
Текстовая
Слышимая (музыка, речь)
Видимая (рисунок, чертеж, фотография, видеофильм)
Гиперобъекты
Слайд 30
Существенным средством информатизации являются образовательные информационные ресурсы, опубликованные
в сети Интернет.
Слайд 31 Важно понимать, что использование информационных ресурсов сети Интернет
должно быть предварительно соотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической
системы обучения - целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.