Слайд 1Информационные революции и информационное общество
Слайд 2Информационные революции
Первая информационная революция была связана с изобретением письменности.
Цивилизации,
освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и
экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай.
Слайд 3Вторая информационная революция была связана с изобретением книгопечатания.
Грамотность становится массовым
явлением.
Это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции.
Слайд 4Третья информационная революция была обусловлена прогрессом средств связи.
Телеграф, телефон, радио
позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.
Слайд 5Четвертая информационная революция связана с появлением микропроцессорной техники и, в
частности, персональных компьютеров.
Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально
изменившие системы хранения и поиска информации.
Слайд 6Понятие «Информационное общество»
Само название впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие
этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в
изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а так же есть все необходимые средства для её хранения, распределения и использования.
Академик В.А. Извозчиков предлагает следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное общество» то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда.
Слайд 7Изменение структуры экономики и структуры труда
Вторая половина XX века сопровождалась
перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу.
К
1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности – 20%, в сфере обслуживания – 30%, и 47% людей было занято в информационной сфере.
Слайд 8Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало : создание
телекоммуникационной инфраструктуры , включающей в себя сети передачи данных; появление
огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей; выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек.
Слайд 9Преодоление информационного кризиса
Информационный кризис проявляется в том, что поток информации,
который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработки в
приемлемое время.
Например, число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
Информационный кризис проявляется в следующим : информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработки информации; возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации.
Слайд 10Свобода доступа к информации и свобода её распространения
Без свободы доступа
к информации информационное общество невозможно.
Свобода доступа к информации и свобода
её распространения – обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке.
Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Слайд 11Рост информационной культуры
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и
потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
Существенный элемент
информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений, умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми.
Слайд 12Изменение в сфере образования
Одна из проблем, стоящих перед современным образованием
– сделать его более доступным для каждого человека.
Экономически развитые страны
уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования и т.д.
Слайд 13Изменение уклада жизни людей
Работа: по данным социологического исследования, проведенного в
США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу,
не выходя из дома.
Учеба: В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.
Досуговая деятельность: компьютерные игры, занимающие у людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров.
Жилище человека: Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения , выход в Интернет и т.д.
Слайд 14Опасности информационного общества
Реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни
людей и организаций;
Опасность все большего влияния на общество со стороны
средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
Проблема отбора качественной и достоверной информации при большом её объеме;
Проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
Столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;
Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран ведет к опасному социальному недугу – массовой безработице.
Слайд 15Источники
Учебник по информатике. 10 класс. И. Семакин. Е. Хеннер.
Яндекс.
Картинки.