Слайд 1Информационное моделирование и системология
Домашнее
задание: § 3.1,3.2
Слайд 2Что такое модель?
Модель – это
объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект- оригинал.
Модель воспроизводит некоторые интересующие нас свойства и характеристики оригинала.
Слайд 3
Земля
глобус
самолёт
рисунок самолёта
формулы, расчёты
запуск ракеты
Классификация моделей:
1. Материальные:
Слайд 4
2. Информационные модели отражают знания человека об объекте моделирования. Информационная
модель – это, в той или иной форме, описание объекта
моделирования
Слайд 5
Информационным моделированием занимается любая наука:
Физика создает физические модели объектов и процессов.
Химия создает химические модели.
Информатика занимается общими методами и средствами создания и использования информационных моделей.
Слайд 6Проектирование домов –
один из видов моделирования
Слайд 7Компьютер
- это основной инструмент современной информатики. Поэтому информационное моделирование
в информатике – это компьютерное моделирование, применимое к различным предметным
областям.
Слайд 8
Этапы разработки компьютерной информационной модели:
Слайд 9Модель в стихах.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как
новый!
Весь румяный, золотой,
Ты куда листок? Постой!
Осенние листья желты и красны,
Простимся
с корзинкой до новой весны.
Информационная модель: осень
Моделируется настроение, поведение, описание.
Целью моделирования является прогнозирование поведения, последствия и т.д.
Слайд 10
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому
что он - хороший.
В стихотворении -
модель поведения.
Слайд 11
Объясните различие моделей бабочки с точки зрения
биолога, художника, рыболова, фотографа, скульптора.
Слайд 13Основные понятия системологии.
Системология – это наука о системах.
Что же такое
система и структура?
Слайд 14СИСТЕМА
Система – это сложный объект, состоящий из
взаимосвязанных частей (элементов)и существующий как единое целое. Всякая система имеет
определенное назначение (функцию, цель).
Слайд 15
Вот кирпичи и дом, построенный из этих кирпичей.
Как бы много кирпичей ни было, их нельзя назвать системой,
потому что в них нет единства и целесообразности. А жилой дом имеет вполне конкретное назначение – в нем можно жить…
Слайд 16СТРУКТУРА
Всякая система определяется составом своих
частей, но также порядком и способом объединения этих частей в
единое целое.
Все части (элементы) системы находятся в определенных отношениях или связях друг с другом. Здесь мы выходим на следующее важнейшее понятие системологии – понятие структуры.
Структура – это совокупность связей между элементами системы.
Слайд 17
Можно ли сказать так: структура – это внутренняя организация системы?
Всякая система обладает определенным элементным составом и структурой. Свойства
системы зависят от того и от другого. Даже при одинаковом составе, системы с разной структурой обладают разными свойствами, могут иметь разное назначение.
Слайд 18 Если некоторые элементы объединить в систему,
то она будет обладать новыми качествами, которыми не обладали ее
составные части.
Слайд 19Системный эффект
Появление нового качества у системы называется
системным эффектом.
Это же свойство выражается фразой: «Целое
больше суммы своих частей»
Слайд 20О системах и подсистемах
Систему, входящую в
состав какой-то другой, более крупной системы, называют подсистемой.
Из данного определения следует, что системный блок является подсистемой персонального компьютера, а процессор – подсистемой системного блока.
Слайд 21О системах в науке:
В XVI веке Николай Коперник описал устройство
Солнечной системы: Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца; связаны
они в единое целое силами притяжения;
В XVIII веке шведский ученый Карл Линней написал книгу под названием «Системы природы». Он сделал первую удачную попытку классифицировать все известные виды животных и растений, а самое главное показал взаимосвязь – зависимость одних видов от других. Вся живая природа предстала как единая большая система.
Слайд 22О системах в науке:
Русский ученый Владимир Иванович Вернадский в 20-х
годах ХХ века создал учение о биосфере он понимал систему,
включающую в себя весь растительный и животный мир Земли, человечество, а также их среду обитания: атмосферу, поверхность Земли, мировой океан, разрабатываемые человеком недра (активная оболочка). Все подсистемы биосферы связаны между собой и зависят друг от друга.
Слайд 23
Если человек хочет быть хорошим специалистом в своем
деле, он обязательно должен обладать системным мышлением, к любой работе
проявлять системный подход.
Сущность системного подхода: необходимо учитывать все существенные системные связи того объекта, с которыми работаешь.
к выполнению практической работы
Слайд 25
Работа 14.
Подготовка презентации на тему
«Модели и системы»
Вариант 1.
Модели
Вариант 2. Основы системологии
Стр. 156