Слайд 1Компьютерный ЕГЭ по информатике
Анатолий Георгиевич Кушниренко
зав. отделом
учебной информатики НИИСИ РАН, доцент механико-математического факультета МГУ, agk_@mail.ru
Чего мы хотим достичь
Почему мы этого хотим достичь
Как этого достичь
Слайд 2Ответы на вопросы 1 и 2
Чего хотим достичь? Мы хотим,
чтобы хорошую оценку на ЕГЭ по информатике гарантировало систематическое решение
большого обьема легких и средних задач;
Почему мы этого хотим? По утверждениям специалистов, в ближайшие годы в России ожидается нехватка десятков тысяч ИТ специалистов.
Слайд 3Ответы на вопрос «Как этого достичь»
Радикальное решение – возродить реальный
сектор отечественной экономики;
Паллиативное решение – усиливать требования ЕГЭ с тем,
чтобы на ближайшие 5-8 лет сохранить квалифицированную часть учительского корпуса
Слайд 4Можно ли усилить требования ЕГЭ за счет его компьютеризации, оставляя
эти требования практически выполнимыми для реального учителя в реальной школе?
Ответ: ДА!
Извлечение из кодификатора 2010:
Возможные алгоритмические задачи для подраздела 1.1 перечня требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ (Кодификатор 2010 года)
Слайд 5Первые 5 задач:
Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных
чисел без использования массивов и циклов.
Нахождение всех корней заданного квадратного
уравнения.
Запись натурального числа в позиционной системе с основанием меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа.
Нахождение сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива).
Слайд 6С позиции преподавателя МГУ
В последние годы в группе 1-го курса
мехмата МГУ из 25 человек в среднем 6-7 никогда ничего
не программировали; для всех остальных, за исключением 3-4 человек, все задачи кодификатора являются творческими; в условиях неограниченного времени при разрешении записи на любом языке программирования или на русском языке процент ошибочных решений от 20% до 50%
Слайд 7Основная Причина
низкой алгоритмической подготовки
Отсутствие условий, инструментов и стимулов для проведения
интенсивного практикума по алгоритмизации с высокой производительностью ученика и учителя
ОСНОВНАЯ
МЫСЛЬ – КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЕГЭ ПОМОЖЕТ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И СТИМУЛЫ СОЗДАТЬ!
Ключ к успеху - повышение производительности труда школьника и учителя
Слайд 8Пример из повседневной жизни докладчика 10.09.2009 – рабочие тетради (раздаточный
материал)
Слайд 9Раздаточный материал - самостоятельная работа первокурсников мехмата над конструкциями ветвления
Пункт
1 – изучение образца решения задачи по подсчету числа различных
корней уравнения
x(x-a)(x-b)=0
Нотация – школьный алгоритмический язык.
Пункт 2 – задание на дописывание аналогичного алгоритма (отведенное время – 5 минут)
Всего в самостоятельной – 9 заданий;
Желающие и плохо успевающие проверяют свои решения дома в системе КуМир.
Слайд 10Последняя задача – также входит в список из Кодификатора 2010
– на решение отводится 10 минут (разбор у доски сразу
после окончания – еще 10 минут)
Слайд 11Выводы и предложения
При решении задач ЕГЭ по программированию разрешаем использовать:
а) производственную среду программирования (Free Pascal) или
б) учебную среду
программирования (КуМир)
2) Для автоматизации практикума на школьном языке используем КуМир
Слайд 12Пример программы: минимум из 4-х чисел
Слайд 13Пример программы: сумма прогрессии
Слайд 14Система КуМир разработана исходя из потребностей российской системы образования
1. Свободно
распространяемая
2. Многоплатформенная
3. Нулевые требования к ресурсам
4. Поддерживается российской академией наук
5.
В числе разработчиков – авторы многих учебников и учебных пособий по информатике.
Слайд 15Система КуМир нацелена на проведение эффективного практикума по основам алгоритмизации
1.
Простой язык, интегрированная система.
2. Постоянная полная диагностика синтаксиса в процессе
редактирования программы.
3. Автоматическая трассировка вычисляемых значений на полях программы в процессе выполнения.
4. Возможность автоматической проверки при самостоятельной работе.
Слайд 16Автоматическая проверка
Используя систему КуМир, можно существенно увеличить число и трудность
задач, которые сможет решить школьник.
И учитель столкнется с проблемой
проверки решений.
Времени на регулярную проверку педагог должен будет тратить больше. Решение проблемы - в подготовке заданий практикума средствами КуМира.
Слайд 17Подготовка заданий для учащихся
В "учительском" режиме КуМира при редактировании программы
можно делать невидимыми или неизменяемыми некоторые строки.
КуМир позволяет создать
файл-задание, скомпонованное из шаблона-заготовки программы, которую нужно дописать и блока (алгоритма) тестирования.
При этом учитель обычно делает блок тестирования невидимым для ученика.
Слайд 20КуМир может быть использован на любом количестве компьютеров в любых
целях без получения каких-либо дополнительных разрешений