Слайд 1Компьютерный ЕГЭ по информатике
Анатолий Георгиевич Кушниренко 
  зав. отделом
                                                            
                                    
учебной информатики НИИСИ РАН,  доцент механико-математического факультета МГУ, agk_@mail.ru
                                    
Чего мы хотим достичь
Почему мы этого хотим достичь
Как этого достичь 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Ответы на вопросы 1 и 2
Чего хотим достичь? Мы хотим,
                                                            
                                    
чтобы хорошую оценку на ЕГЭ по информатике гарантировало систематическое решение
                                    большого обьема легких и средних задач;
Почему мы этого хотим? По утверждениям специалистов, в ближайшие годы в России ожидается нехватка десятков тысяч ИТ специалистов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Ответы на вопрос «Как этого достичь»
Радикальное решение – возродить реальный
                                                            
                                    
сектор отечественной экономики;
Паллиативное решение – усиливать требования ЕГЭ с тем,
                                    чтобы на ближайшие 5-8 лет сохранить квалифицированную часть учительского корпуса
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Можно ли усилить требования ЕГЭ за счет его компьютеризации, оставляя
                                                            
                                    эти требования практически выполнимыми для реального учителя в реальной школе?
                                    Ответ: ДА!
Извлечение из кодификатора 2010:  
Возможные алгоритмические задачи для подраздела 1.1 перечня требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ (Кодификатор 2010 года)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Первые 5 задач:
Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных
                                                            
                                    
чисел без использования массивов и циклов.
Нахождение всех корней заданного квадратного
                                    уравнения.
Запись натурального числа в позиционной системе с основанием меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа. 
Нахождение сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6С позиции преподавателя МГУ
В последние годы в группе 1-го курса
                                                            
                                    
мехмата МГУ из 25 человек в среднем 6-7 никогда ничего
                                    не программировали; для всех остальных, за исключением 3-4 человек, все задачи кодификатора являются творческими; в условиях неограниченного времени при разрешении записи на любом языке программирования или на русском языке процент ошибочных решений от 20% до 50%
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Основная Причина
низкой алгоритмической подготовки
Отсутствие условий, инструментов и стимулов для проведения
                                                            
                                    
интенсивного практикума по алгоритмизации с высокой производительностью ученика и учителя
ОСНОВНАЯ
                                    МЫСЛЬ – КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЕГЭ ПОМОЖЕТ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И СТИМУЛЫ СОЗДАТЬ!
Ключ к успеху - повышение производительности труда школьника и учителя
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Пример из повседневной жизни докладчика 10.09.2009 – рабочие тетради (раздаточный
                                                            
                                    
материал)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Раздаточный материал - самостоятельная работа первокурсников мехмата над конструкциями ветвления
Пункт
                                                            
                                    
1 – изучение образца решения задачи по подсчету числа различных
                                    корней уравнения 
     x(x-a)(x-b)=0
Нотация – школьный алгоритмический язык.
Пункт 2 – задание на дописывание аналогичного алгоритма (отведенное время – 5 минут)
Всего в самостоятельной – 9 заданий;
Желающие и плохо успевающие проверяют свои решения дома в системе КуМир. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Последняя задача – также входит в список из Кодификатора 2010
                                                            
                                    
– на решение отводится 10 минут (разбор у доски сразу
                                    после окончания – еще 10 минут)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Выводы и предложения
При решении задач ЕГЭ по программированию разрешаем использовать:
                                                            
                                    
	а) производственную среду программирования (Free Pascal) или 
	б) учебную среду
                                    программирования (КуМир)
2) Для автоматизации практикума на школьном языке используем КуМир
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Пример программы: минимум из 4-х чисел 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Пример программы: сумма прогрессии
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Система КуМир разработана исходя из потребностей российской системы образования
1. Свободно
                                                            
                                    
распространяемая
2. Многоплатформенная
3. Нулевые требования к ресурсам
4. Поддерживается российской академией наук
5.
                                    В числе разработчиков – авторы многих учебников и учебных пособий по информатике.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Система КуМир нацелена на проведение эффективного практикума по основам алгоритмизации
1.
                                                            
                                    
Простой язык, интегрированная система.
2. Постоянная полная диагностика синтаксиса в процессе
                                    редактирования программы. 
3. Автоматическая трассировка вычисляемых значений на полях программы в процессе выполнения.
4. Возможность автоматической проверки при самостоятельной работе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Автоматическая проверка
Используя систему КуМир, можно существенно увеличить число и трудность
                                                            
                                    
задач, которые сможет решить школьник. 
И учитель столкнется с проблемой
                                    проверки решений. 
Времени на регулярную проверку педагог должен будет тратить больше. Решение проблемы - в подготовке заданий практикума средствами КуМира.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Подготовка заданий для учащихся
В "учительском" режиме КуМира при редактировании программы
                                                            
                                    
можно делать невидимыми или неизменяемыми некоторые строки. 
КуМир позволяет создать
                                    файл-задание, скомпонованное из шаблона-заготовки программы, которую нужно дописать и блока (алгоритма) тестирования. 
При этом учитель обычно делает блок тестирования невидимым для ученика. 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 20КуМир может быть использован на любом количестве компьютеров в любых
                                                            
                                    
целях без получения каких-либо дополнительных разрешений