Слайд 1Медиабезопасность школьников
Слайд 2«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в
Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта
и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать».
П.А.Астахов
Слайд 3Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности
детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в
том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Слайд 4Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и
развитию, регулируется :
нормами международного права — ст. 13, 17, 34
Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует), Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп); Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007); Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: № R (89) 7 — относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), № R (97) 19 — о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997),
Рекомендация Rec (2001) 8 – в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), № Rec (2003) 9 – о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (20.12.2006); Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (03.04.2008); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008); Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);
Слайд 5
Рекомендация Rec (2001) 8 – в сфере регулирования в отношении
кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания
новых коммуникаций и информационных услуг), № Rec (2003) 9 – о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (20.12.2006); Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (03.04.2008); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008); Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);
Слайд 6нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Приказом Генерального прокурора Российской
Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за
исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) – предусмотрено проведение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении указанной информации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.
Слайд 7Актуальность обеспечения медиабезопасности детей и подростков
По данным Центра Безопасного Интернета
в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет
активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет - аудитории нашей страны.
Рынок сотовой связи развивается столь же стремительно. В мире мобильными телефонами пользуются 1.600.000.000 молодых юношей и девушек
В Европе мобильные телефоны имеют около 90% детей в возрасте от 12 до 19 лет и около половины - в возрасте 9-12 лет. По результатам социологических исследований половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей
Слайд 8Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией,
а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей
Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.
Среди преступников, совершающих сексуальные домогательства в отношении несовершеннолетних в сети, 73% составляют мужчины, 16% - женщины, 5% выдавали себя за подростков.
Слайд 9Кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые
осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных
сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи.
Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — видеоролики с записями реальных сцен.
буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия
Слайд 10PEGI – eвропейская рейтинговая система компьютерных и видеоигр и другого
развлекательного программного обеспечения.
Рейтинг состоит из двух частей - оценки возрастных
ограничений для продукта, а также от одного до семи описаний содержимого, которые предупреждают о ненормативной лексике, насилии и т. п.
Слайд 11используемые PEGI логотипы описаний:
Bad Language - Ненормативная лексика
Игра содержит грубые
и непристойные выражения.
Discrimination - Дискриминация
Присутствие в продукте сцен или материалов,
которые могут порочить или дискриминировать некоторые социальные группы.
Drugs - Наркотики
В игре упоминаются нелегальные наркотические вещества или пропагандируется их использование.
Fear - Страх
Материалы игры могут оказаться страшными и пугающими для маленьких детей.
Слайд 12
Sexual Content – Непристойности
В игре присутствует обнажение
и /или
встречаются сцены с сексуальными отношениями.
Violence - Насилие
Игра изобилует сценами
с применением насилия.
Gambling - Азартные игры
В игре есть возможность сыграть в азартные игры и сделать ставку, в том числе — реальными деньгами.
Слайд 13
6 основных типов интернет - зависимости
Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по
Всемирной паутине, поиск информации.
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам —
большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Слайд 14Основные признаки Интернет-зависимости:
1) чрезмерное, немотивированное злоупотребление длительностью работы в сети,
не обусловленное профессиональной, учебной или иной созидательной деятельностью;
2) использование
Интернета как преобладающего средства коммуникации;
3) создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных;
4) влечение к Интернет - играм и (или) созданию вредоносных программ (без какой-либо цели);
5) субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети
Слайд 15Центр Безопасного Интернета (Национальный Узел Интернет безопасности в России http://www.detivrunete.ru/
Сексуальная
эксплуатация детей, детская порнография
Завлечение» педофилами детей в Интернете
Расизм, национализм, ксенофобия,
пропаганда сектантов
Киберунижение, оскорбления и травля в Сети
Пропаганда и публичное оправдание терроризма
Пропаганда насилия и преступлений в Интернете
Пропаганда наркотиков, их употребления
Мошенничество в Интернете, информация о вредоносных программах
Другие виды противоправного контента