Слайд 1МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Краткий конспект лекций
Ульяновский государственный университет
Кумунжиев К.В.
Часть
1: Модели и элементы теории систем
Слайд 3Классификация моделей по виду объекта, используемого в качестве модели:
Моделирование -
основные понятия.
1. Принципы построения языков и систем моделирования
Слайд 4Классификация моделей по характеру связи между входами и выходами:
Модель –
стратифицированное описание объекта??
Общение - двусторонний процесс передачи с определенными целями
связных сведений о некотором мире, реальном или гипотетическом, Сведения передаются в виде текстов на языке общения от одного участника (автора) к другому (адресату) при условии понятности этих сведений для автора и адресата.
- Какие факторы влияют на «понятность» сведений? Проранжируйте их по степени влияния?
- Как выглядит схема общения человек-компьютер? - Есть ли что-то общее со схемой человек-человек? Если есть, в чем особенности?
Слайд 6Формализация знаний
Элемент - часть системы, не подлежащая дроблению
в условиях данной задачи.
- Два типа элементов: неопределяемый, определяемый?
-Правила
композиции: синтаксические, семантические?
- Формальная система: что это? в чем ее ценность?
- Общая схема построения языка описания моделей?
- Какими средствами должен располагать язык описания моделей?
- Что означает «вторичность» языка описания?
- Что подтверждает построение естественного языка по той же схеме??
- Возможности модели в зависимости от степени проработки класса?
Слайд 7Общая схема формализации знаний:
Знания: совокупность сведений о некоторой предметной области,
включающая факты об объектах данной предметной области, свойствах этих объектов
и связывающих их отношениях, описания процессов, протекающих в данной предметной области, а также информация о способах решения типовых (в рамках этой предметной области) задач. (Башмаков А.И., Интеллектуальные информационные технологии, с. 137)
Слайд 8
ЯЗЫК МОДЕЛИРОВАНИЯ:
Объект
Концептуальная модель класса?
Последовательность операций при разработке модели?
Слайд 10Контрольные вопросы
Определите понятия модель, моделирование?
Что такое кибернетическая модель?
Что такое имитационная
модель?
Как формально описывается элемент?
Что такое неопределяемый элемент?
Что такое определяемый элемент?
Раскройте
понятие: синтаксические правила композиции?
Раскройте понятие семантические правила композиции?
Определите понятие формальная система?
Какое свойство формальной системы обеспечивает ее широкое применение?
Что такое реализация в формальной системе?
При каких условиях реализация может использоваться как модель некоторого объекта?
Какую информацию необходимо передать средствами языка описания модели?
Как выглядит общая схема процесса структуризации и формализации знаний?
Как строится модель в классе?
Как выглядит процесс построения класса моделей применительно к некоторой предметной области?
Чем подтверждаются вторичность по отношению к реальности и договорной характер естественного языка?
Определите понятие язык моделирования?.
Слайд 112. Алгебро-дифференциальные уравнения как класс моделей
Слайд 12
Чем обеспечивается равенство суммы нулю?
Что такое зависимая переменная?
Что такое независимая
переменная?
Когда можно построить модель в виде одного уравнения?
Как построить модель
в виде уравнения?
Слайд 13Формы записи линейных уравнений:
Как перейти от одной формы записи к
другой??
Переменные x и y в уравнениях – чем они отличаются??
Аналитическое
решение дифференциальных уравнений.
Как классифицируют уравнения по виду коэффициентов при зависимых переменных:
- Принцип суперпозиции – что это? Для каких систем он справедлив? В чем его ценность?
Слайд 14СИСТЕМЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА
Где на этих рисунках установившееся (вынужденное) и собственное
движение??
Слайд 15СИСТЕМЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА
- При каких условиях переходный процесс будет колебательным?
апериодическим?
Поясните физический и математический смысл перехода от колебательного движения к
апериодическому и обратно??
Собственная частота, показатель затухания, степень успокоения – что это?
Слайд 16Электрические схемы замещения
Компонентные модели
3. Потоковые схемы
Слайд 17Гидравлические схемы
Гидравлическое сопротивление
Слайд 19Правила композиции:
1. Все элементы соединяются в узлах, значение разностной переменной
для всех соединяемых в узле переменных одинаково.
2. Каждый элемент присоединяется
к двум узлам; соответственно, схема содержит только замкнутые контура.
Что явилось основанием для введения правил 3 и 4??
Откуда следуют правило 5??
5. Запрещено последовательное соединение элементов типа и параллельное соединение элементов типа .
Слайд 20Язык описания потоковых схем
Как передается информация о положении элемента в
схеме?
К чему приведет смена нумерации узлов для активных элементов? Для
пассивных элементов?
Формирование системы уравнений
Определите понятия: граф; связный граф; дерево связного графа; нормальное дерево; ребро графа; хорда графа.
Что дает подключение хорды к дереву?
Чему равна сумма разностных переменных в контуре?
Чему равна сумма потоковых переменных в сечении?
Докажите, что число получаемых линейно независимых уравнений равно числу ветвей (неизвестных)?
Слайд 21Контрольные вопросы:
1. Что такое потоковая схема?
2. Перечислите базовый набор элементов
потоковой схемы и приведите их математическое описание?
3. Назовите правила композиции
для потоковых схем?
4. Почему нельзя включать параллельно элементы типа D, последовательно элементы типа F?
5. Как в языке описания потоковых схем передаётся информация о наборе элементов и их соединении в схеме?
6. Что означает в языке описания потоковых схем смена исток-сток?
7. Как преобразовать потоковую схему в систему уравнений?
8. Что такое граф, связный граф, дерево графа, сечение графа?
9. Какие элементы потоковой схемы должны входить в дерево? Не могут входить в дерево?
10. Чему в потоковой схеме равно число рёбер в дереве графа? Число хорд?
11. Схемы LR, RC: покажите, что это уравнения 1 порядка; их постоянные времени?
12. Как выглядит реакция LR и RC цепей на стандартные испытательные сигналы?
13. RLC цепь: покажите, что она описывается уравнением 2 порядка?
14. RLC цепь: чему равны показатель затухания, степень успокоения и собственная частота цепи?
15. Как выглядит реакция RLC цепи на стандартные испытательные сигналы?
Слайд 22
Математическая модель элемента типа ZKRP:
4. Сигнальные схемы
Слайд 23
Математическая модель элемента типа ZKR:
Математическая модель элемента типа KRP:
Слайд 24
Математическая модель элемента типа KR:
Математическая модель элемента типа RP:
Слайд 271. Какие отношения связывают понятия класс моделей, АДУ, потоковая схема,
сигнальная схема?
2. Как выглядит базовое уравнение класса моделей сигнальные схемы?
3.
Какие входы и выходы может иметь элемент KRP класса сигнальные схемы?
4. Дайте физическую интерпретацию выходов DK,DP,DR.SF,y подсистемы KRP применительно к моделированию механических систем?
5. Дайте физическую интерпретацию входов D, F подсистемы сигнальной схемы применительно к моделированию механических систем?
6. Как вводятся остальные (кроме подсистемы KRP) элементы класса сигнальные схемы?
7. Опишите процесс построения модели в классе сигнальные схемы?
8. Что понимается под однокоординатной подсистемой?
9. Как определить в сигнальных схемах тип входа?
10. В каких случаях подсистемы в сигнальных схемах имеют выход типа Y?
11. Как определить тип подсистемы в сигнальных схемах?
12. Какая информация должна содержаться в описании сигнальной схемы?
Контрольные вопросы
Слайд 28- Управление по отклонению:
ОУ
УУ
E
следящая система:
Основные схемы управления:
Программное управление:
- Управление
по возмущению:
Слайд 295.2 Операторный метод и передаточная функция
- для широкого класса
функций интеграл Лапласа является регулярной функцией от ;
- для большинства встречающихся на практике функций преобразование Лапласа существует;
- для заданного изображения соответствующий оригинал существует и является единственным во всей области, за исключением точек разрыва.
Кроме того, существуют методы исследования систем, основанные на представлении модели в операторной форме.
Слайд 30
Для алгебраизации линейного дифференциального уравнения с нулевыми начальными условиями необходимо:
Передаточная
функция:
Слайд 315.3 Структурные схемы
Однонаправленное звено:
Структурная схема – модель в виде схемы
из однонаправленных звеньев.
Слайд 34Контрольные вопросы
Что лежит в основе операторного метода?
Зачем нужен
операторный метод?
Как производится алгебраизация системы линейных АДУ с нулевыми начальными
условиями?
Что понимается под передаточной функцией?
Как записывается передаточная функция линейной системы с одним входом и одним выходом?
Что отображают числитель и знаменатель передаточной функции линейной системы с одним входом и выходом?
Однонаправленное звено – что это такое?
Что понимается под структурной схемой?
Назовите основные виды соединения звеньев структурных схем?
Каковы передаточные функции для различных способов соединения звеньев - последовательного, параллельного и встречно параллельного.
Что изменяется в передаточной функции при переносе точки приложения воздействия и наблюдаемой величины?
Перечислите динамические звенья структурной схемы, реализуемые обычно в системах моделирования систем управления?
Какое уравнение соответствует динамическому звену общего вида?
Какая передаточная функция соответствует динамическому звену общего вида?
Что такое звенья связи? Какие звенья возможны в системах моделирования?
Как строится модель в классе «Структурные схемы»?
Слайд 35Разложение периодических сигналов
Периодический сигнал:
Если
6. Сигналы в частотной области
- Полиномы
Лежандра, Чебышева, функции Бесселя.
Слайд 36Тригонометрический ряд Фурье:
cos nω0t , sin nω0t (n=0,1,2…)
Слайд 38Условия Дирихле:
интервал может быть разбит на конечное число подин-тервалов, в
каждом из которых функция непрерывна и моно- тонна, а в
точках разрыва существует ;
функция абсолютно интегрируема.
Любой сигнал , удовлетворяющий условиям Дирихле и абсолютно интегрируемый, может быть представлен в виде спектра:
Слайд 41Амплитудно-частотная характеристика
Фазо-частотная характеристика
Система 1 порядка:
Слайд 46Классы моделей и языки моделирования
АДУ
Непрерывные системы с сосредоточенными параметрами
Нормальная форма
Компонентные
модели
Операторная форма
Структурные схемы
Частотная область
Сигнальные схемы
Потоковые схемы
Слайд 47Контрольные вопросы
1.Что понимается под системой ортогональных функций, где и как
она используется?
2. Приведите примеры ортогональных функций?
3. Тригонометрический ряд Фурье –
как он выглядит?
4. Как выглядит разложение в тригонометрический ряд Фурье, выраженное через амплитуду и фазу гармоник?
5. Как выглядит спектр периодического сигнала и чем отличаются спектры периодического и непериодического сигналов?
6. Смысловое содержание и формализм свойства изменения масштаба преобразования Фурье?
7. Смысловое содержание и формализм свойства линейности преобразования Фурье?
8. Смысловое содержание и формализм свойства частотного и временного сдвига преобразования Фурье?
9. Как перейти от комплексной амплитудно-частотной характеристики к амплитудно-частотной и фазовой характеристикам?
10. Комплексный коэффициент передачи: что это и как его найти?
11. Как выглядят АЧХ и ФЧХ системы 1 порядка?
12. Как выглядят АЧХ и ФЧХ системы 2 порядка?
Слайд 48*
Идентификация:
Процесс идентификации включает 3 этапа:
- теоретическая идентификация;
- идентификация по экспериментальным данным.
8. Идентификация моделей по экспериментальным данным
Слайд 502. Среднеквадратичный критерий:
4. Равномерный критерий с учетом времени:
3. Равномерный критерий:
Метод
наименьших квадратов
Слайд 52Особенности идентификации динамических объектов
Линейный динамический объект:
Оценка начальных значений параметров:
1. Коэффициент
передачи
3. По характеру переходного процесса
Слайд 53Идентификация в частотной области
Слайд 56Контрольные вопросы
1. Определите понятие "Идентификация"?
2. Определите понятие "Теоретическая идентификация"?
3.
В каких ситуациях приходится идентифицировать модель по экспериментальным данным?
4. Перечислите
основные этапы (процедуры) процесса идентификации модели по экспериментальным данным?
5. Что такое «критерий адекватности»?
6. Перечислите основные типы задач идентификации и их особенности?
11. Как строятся оценки степени адекватности?
12. Какие критерии адекватности наиболее часто используются на практике?
13. Как выглядит и где используется критерий адекватности «средний риск»?
14. Как выглядит и где используется среднеквадратичный критерий?
15. Что такое «метод наименьших квадратов» в задачах идентификации моделей?
16. Как выглядит математическая формулировка метода наименьших квадратов?
17. В чем особенность идентификации динамических моделей?
18. Как строится процедура идентификации в частотной области?
19. Как можно имитировать гармонический сигнал?
20. Регрессионный анализ - что это?
21. Как в общем виде выглядит решение задачи регрессионного анализа?
22. От чего зависит и как определяется критический коэффициент корреляции в регрессионном анализе?
Слайд 589. Моделирование асинхронных дискретных систем
Асинхронные
системы
Системы
Непрерывные
Дискретные
Системы с расп.
параметрами
Системы с соср. параметрами
Синхронные
системы
Уравнения матфизики
Обыкнов.АДУ
Конечные автоматы
Системы обслуживания
ДСС
Сети Петри, стейтчарты, СМО
Размеченные графы
Потоковые, сигнальные, структурные
схемы
Слайд 60
- Марковский случайный процесс: процесс, вероятностные характеристики которого в будущем
не зависят от предыстории.
Поток событий: последовательность однородных событий, следующих
друг за другом в случайные моменты времени.
Потоки событий: стационарный поток событий; поток событий без последействия; ординарный поток событий; простейший поток событий (стационарный пуассоновский).
- Для простейшего потока с интенсивностью интервал T между соседними событиями имеет показательное распределение с плотностью вероятности
Слайд 61Система включает два канала связи с отказами. Может находиться в
трех состояниях:
Размеченный граф системы:
оба канала свободны;
один из каналов занят;
оба канала
заняты.
Уравнения Колмогорова:
Слайд 62Если
Вероятность того, что в момент времени
система будет находиться в состоянии
Общее правило составления уравнений Колмогорова:
Левая часть – производные вероятности каждого из возможных состояний.
Правая часть – сумма произведений вероятностей всех состояний, из которых идут стрелки в данное состояние, на интенсивности соответствующих потоков событий, минус суммарная интенсивность всех потоков, выводящих систему из данного состояния, умноженная на вероятность данного состояния.
Слайд 63Финальные вероятности состояний – значения вероятностей
к которым они стремятся при
.
Для
решения системы уравнений необходимо задать начальные условия:
Интерпретация: финальная вероятность состояния – среднее относительное время пребывания системы в этом состоянии.
Для установившегося состояния производные равны нулю; соответственно получим:
Для решения системы одно из уравнений необходимо заменить нормировочным условием:
Слайд 64Процессы рождения-гибели: марковские процессы со стохастическими графами состояний вида
Или после
преобразования:
Линейные размеченные графы:
Уравнения для финального состояния:
Для остальных состояний получим в
итоге:
Слайд 65Решение системы в компактной форме примет вид:
К описанной выше модели
сводятся многие простые задачи асинхронных дискретных систем.
Приведенная интенсивность потока заявок
– среднее число заявок, приходящее за среднее время обслуживания одной заявки:
Формулы Эрланга:
Слайд 66Формулы Литтла
Для любой СМО, при любом характере потока
заявок, при любом распределении времени обслуживания, при любой дисциплине обслуживания:
- Среднее время пребывания заявки в системе равно среднему числу заявок в системе, деленному на интенсивность потока заявок:
- Среднее время пребывания заявки в очереди равно среднему числу заявок в очереди, деленному на интенсивность потока заявок:
Поскольку речь идет об установившемся режиме, входной поток заявок равен выходному. Тогда среднее время пребывания заявки в очереди при ее единичной длине . Так как реально в очереди стоит L, то время надо умножить на эту величину.
Слайд 67Одноканальная СМО с отказами в обслуживании:
Модель в виде размеченного графа:
Система
дифференциальных
уравнений Колмогорова:
Откуда:
Решение при нулевых
начальных условиях:
В установившемся режиме,
при
Слайд 68Доля заявок, которым отказано в обслуживании:
Число не обслуженных заявок в
единицу времени:
Относительная пропускная способность
Абсолютная пропускная способность (число заявок, обслуживаемых в
единицу времени):
В установившемся режиме,
при
Слайд 69Многоканальная СМО с отказами (задача Эрланга)
Приведенная интенсивность потока заявок –
среднее число заявок, приходящее за среднее время обслуживания одной заявки:
Слайд 70Вероятность отказа:
Относительная пропускная
способность:
Абсолютная пропускная
способность:
Среднее число занятых каналов:
Задачи, имеющие
аналитическое решение:
Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди.
Одноканальная СМО с
неограниченной очередью.
Многоканальная СМО с ограниченной длиной очереди.
Многоканальная СМО с неограниченной очередью.
Слайд 7110. Асинхронные дискретно-событийные процессы
- Однонаправленные связи
Успел
Сети Петри
Позиция
- Маркеры
Активный переход??
Основное синтаксическое
правило:
Переход
Срабатывание перехода:
Слайд 72
Начальная маркировка:
Описание модели:
Позиции и переходы:
Слайд 75Распараллеливание обработки сложных данных
Слайд 76
Стейтчарты
Простой граф переходов
Слайд 78
Стейтчарт процесса доступа к среде протокола IEEE 802.12
Слайд 79Находимся в состоянии N, срабатывает переход t1
1) Д. выхода
из N.
2) Д. выхода из М.
3) Д. перехода t1.
4) Д.
состояния ветвления.
Выбран переход t2:
5) Д. перехода t2.
6) Д. указателя i2.
7) Д. входа в M.
8) Д. указателя i3.
9) Д. входа в N.
Выбран переход t3:
10) Д. выхода из L.
11) Д. перехода t3.
Находимся в начальном состоянии:
Д. указателя i1.
Д. входа в L.
Д. указателя i2.
Д. входа в M.
Д. указателя i3.
Д. входа в N.
Срабатывает переход t4:
Д. перехода t4.
2)
Слайд 81Зеленый - 25 с
Миг. зеленый – 7 с
Красный – 20
с
Красный + желтый – 4 с
Слайд 83
Жду
Lv
Pv
Ln
Pn
d1==1;
d2==1;
Sh==1
!1
Pv==1;
d2==1;
Lv==1;
Sh==0;
3
Sh==1;
d1==1;
d2==1;
Lv==1;
Sh==0;
Sh==1;
d1=1;
d2=1
Lv=1;
Sh=1;
Слайд 84
Задание 1. Движение системы начинается из исходного состояния. В зависимости
от условий, система переходит через 5 единиц времени после начала
цикла в состояние 2 или 3. Условия определяются параметром «а», который меняется случайным образом в интервале 0-10 по равномерному закону. Система переходит в состояние 2, если а>5 и в состояние 3 в противном случае.
Из состояний 2,3 система переходит в состояние 4: из 2 – через 5 единиц после входа, из 3 – через 7 единиц.
Из состояния 4 возможен, в зависимости от условий, переход в состояния 5 или 6: в состояние 6 если а>5, в 5 в противном случае.
Из состояний 5,6 через 3 единицы система переходит в начальное состояние и цикл повторяется.
Постройте модель, имитирующую движение системы и анимацию, иллюстрирующую этот процесс.
Слайд 85Контрольные вопросы:
1. На какую предметную область ориентирован класс моделей Сети
Петри (СП)?
2. Перечислите элементы и правила композиции класса СП?
3. Какой
переход в СП считается активным, что происходит при срабатывании активного перехода?
4. Как выглядит язык описания для СП?
5. На какую предметную область ориентирован класс моделей Стейтчарты?
6. Перечислите элементы и правила композиции класса Стейтчарты?
7. Когда в классе Стейтчарты возможен переход из одного состояния в другое?
8. С чем возможно связывание действий в классе Стейтчарты?
9. Иерархическое состояние в классе Стейтчарты?
10. Историческое состояние в классе Стейтчарты?
11. Условное состояние (ветвление) в классе Стейтчарты?
12. Финальное состояние в классе Стейтчарты?
13. Порядок срабатывания элементов Стейтчарта при входе в иерархическое состояние?
14. Порядок срабатывания элементов Стейтчарта при выходе из иерархического состояния?
15. Как срабатывают элементы Стейтчарта при входе в состояние ветвления?
Слайд 8611. Системы массового обслуживания
Опишите простейшую систему массового обслуживания? Что входит
в ее состав?
Перечислите основные подсистемы системы массового обслуживания? Дайте их
характеристику?
Назовите наиболее часто встречающиеся дисциплины обслуживания?
Назовите наиболее часто встречающиеся цели моделирования?
Слайд 87Основные события и действия, которые они вызывают
Слайд 88Заявки – некоторые сообщения, которые генерируются, проходят через смоделированную систему,
где они обрабатываются, обслуживаются, транспортируются и, наконец, они эту систему
покидают.
Базовый класс заявок – класс Entity, является базовым для всех сообщений, которые посылаются между активными объектами Ресурсы, созданные объектами Resource, могут быть заняты заявками для выполнения каких-то задач, после чего они освобождаются и возвращаются в объект Resource.
Заявка может содержать в себе другие заявки, причем уровень вложенности не ограничен.
Слайд 90Блок Source
Назначение блока?
Какие заявки генерирует?
Как задается время генерации?
Каков регламент
генерации заявок?
Когда вычисляется время генерации следующей заявки?
Параметры блока:
Слайд 92Блок Delay
Назначение блока?
Как задается время задержки?
Сколько заявок одновременно могут быть
задержаны?
Время задержки для всех заявок одинаково?
Что происходит, если блок заполнен
полностью?
Переменные
Слайд 95Блок Queue
Назначение блока?
В каком порядке хранятся заявки в очереди?
Какими
способами заявка может покинуть блок? Чем определяется способ выхода?
Какова вместимость
очереди?
Функции
Слайд 97Блок SelectOutput
Назначение блока?
Как определяется порт выхода для заявки?
Где
и как определяется условие выхода?
Функции
Параметры
Слайд 98Блок Resource
Назначение блока?
Ресурсы – что это?
Чем и как
определяется занятие и освобождение ресурсов?
Куда должен быть присоединен порт access?
Слайд 99Блок Release
Назначение блока Release?
Можно ли к порту access объекта
Release подсоединить сразу несколько объектов Resource? Какой ресурс будет
задействован в этом случае?
Какое время занимает процедура занятия и освобождения?
Блок ProcessQ
Назначение блока?
Какова внутренняя структура блока?
-Сколько объектов Resource можно подсоединить к порту access объекта ProcessQ?
-Функциональность и интерфейс каких объектов наследуются объектом
ProcessQ
Слайд 100Контрольные вопросы :
На какую предметную область ориентирован класс моделей СМО.
Основные
подсистемы класса СМО? Какие свойства СМО позволяет найти моделирование СМО?
Что
такое заявка в СМО? Какие параметры необходимы для конкретизации заявки? Потока заявок?
Что такое дисциплина обслуживания? Какие дисциплины Вы знаете?
Основные события в СМО и действия, которые они вызывают?
Дайте характеристику основных блоков библиотеки СМО?
Что собой представляет заявка? Как имитируется процесс генерации заявок? Какие параметры необходимо задать для блока source?
Как имитируется процесс обработки заявок? Параметры блока delay?
Как удаляются заявки из системы? Параметры блока sink?
Регистратор очереди? Его особенности и параметры?
Как реализуется ветвление потока заявок?
Как строится модель СМО?
Слайд 101Литература
ОСНОВНАЯ:
Кумунжиев К.В. Теория систем и системный анализ. Учебное пособие, части
1,2. Ульяновск, 2003.
Карпов Ю.Г. Имитационное моделирование систем. – СПб.:
БХВ-Петербург, 2005.-400 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Бенькович Е.С, Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Практическое моделирование динамических систем – СПб.:БХВ-Петербург, 2002.
Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Учебное пособие. М., 2000.
Емельянов А.А., Власова Е.А., Дума Р.В. Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Ослин Б.Г. Имитационное моделирование систем массового обслуживания. Томск, 2003.
Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. М.: Мир, 1984.
Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Учебник для вузов. М., 1998.
Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте. Учебное пособие. М., 2000.
Слайд 102Оглавление:
1. Принципы построения языков и систем моделирования……………3
2. Алгебро-дифференциальные уравнения как
класс моделей……...11
3. Потоковые схемы…………………………………………………… ……16
4. Сигнальные схемы…………………………………………………….…...22
5. Операторный метод и
структурные схемы………………….………....28
6. Сигналы в частотной области…………………………………..……..…36
7. Системы в частотной области…………………………………………....41
8. Идентификация моделей по экспериментальным данным……… ...49
9. Моделирование асинхронных дискретных систем……..……………..58
10. Асинхронные дискретно-событийные процессы……………………..71
11. Системы массового обслуживания………………………………….....86
Литература………………………………………….………………………....102