Слайд 1Организация
проектной деятельности
на уроках информатики как способ формирования ключевых
компетенций школьников
Учитель информатики и ИКТ
МОУ-СОШ№49 г. Белгорода
Богданова Виктория Алексеевна
© 2007
Богданова В.А.
Слайд 2Проект
Проектное обучение мы рассматриваем как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении
комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических
знаний.
Под проектом нами понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Слайд 3Программный материал
и проектная деятельность
Слайд 4Классификация проектов
По предметному признаку: монопредметный, межпредметный
По месту в учебном
процессе: урочный, внеурочный
По времени исполнения проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный
По способу
взаимодействия участников: индивидуальный, малые группы, коллективный
По характеру учебно-познавательной деятельности: информационный, исследовательский, творческий
Слайд 5Система действий
учителя и учащихся
Информа-ционная
Коммуника-тивная
Решение проблем
Слайд 6Проект «Город
Первого Салюта»
Учебный материал: создание и редактирование Web-страниц,
содержащих
текст и графику.
Краткосрочный (1 урок), творческий, коллективный.
Условия выполнения:
Небольшая порция учебного
материала.
Большое количество точек приложения.
Межпредметная тематика.
Логика выполнения:
Учитель определяет и согласует с учащимися тему, цели, логику, содержание проекта.
Учащиеся частично-самостоятельно осуществляют поиск информации (в локальной сети), подготавливают индивидуальную часть проектного задания (отдельная Web-страница), исходя из самостоятельно выбранного уровня сложности (средне-простой, средне-сложный). Учитель наблюдает и консультирует.
Учитель формирует конечный результат (целостный Web-сайт), компонуя отдельные проектные задания. Учащиеся представляют для ознакомления свои проектные задания. Самооценивание, исходя из уровня сложности.
Учащиеся анализируют процесс выполнения проекта, отдельно выявляя затруднения собственной деятельности в проекте.
Слайд 7Проект
«Теннисная пушка»
Учебный материал: построение и анализ компьютерных моделей.
Краткосрочный (3
урока), исследовательский, малые группы.
Условия выполнения:
Наличие действительно существующей практической проблемы, предполагающей
организацию и проведение эксперимента.
Наличие нескольких способов реализации разрешения проблемы.
Логика выполнения:
Учитель выполняет постановку проблемной ситуации, стимулирует учащихся к совместному определению целей, задач, логики и содержания проекта. Совместно с учителем учащиеся анализируют проблему, выполняют построение формализованной модели.
Учащиеся формируют рабочие группы, исходя из результатов входного тестирования, осуществляют выбор программных средств, выполняют проектное задание. Учитель наблюдает и консультирует. Учащиеся самостоятельно знакомятся с методами поиска решения и проводят эксперимент с использованием моделей, анализируют полученные результаты, делают вывод об эффективности модели, оформляют результаты работы в виде работающей модели процесса и презентации.
Учащиеся представляют свою работу по плану: описание проблемы, использованные методы и технологии, результаты эксперимента, возможности и ограничения построенной модели, возможные сферы применения модели. Самооценивание результатов собственной работы с помощью рейтинговой карты проекта.
Учащиеся анализируют процесс выполнения проекта, выявляя положительные и отрицательные моменты деятельности своей группы, себя в группе и в проекте.
Слайд 8Проект «Музей
вычислительной техники»
Учебный материал: создание и редактирование презентаций.
Среднесрочный (8
уроков), творческий, коллективный.
Условия выполнения:
Прикладной характер учебной темы.
Возможность изменения характера подачи
материала (модуль).
Наличие тем, носящих многоплановый характер.
Логика выполнения:
Учащиеся-консультанты выполняют подбор тем проектных работ и предлагают остальным учащимся. Учащиеся средне-слабого уровня выполняют типовой проект, средне-сильного – собственный. Учащиеся формируют рабочие группы, коллективно осуществляют целеполагание, определяют логику и содержание проекта. Учитель наблюдает и при необходимости корректирует. Учитель предлагает маршрутную карту проекта, определяя сроки и содержание промежуточного тестирования и консультаций.
Учащиеся самостоятельно выполняют поиск, отбор, структурирование информации, реализуют проектное задание. Учитель наблюдает, контролирует, консультирует в соответствии с планом.
Учащиеся представляют результаты работы с помощью портфолио проекта. Комплексное оценивание: результаты промежуточного тестирования, оценка портфолио, рейтинговое оценивание, взаимооценивание.
Учащиеся анализируют организацию процесса выполнения проекта, рефлексируют себя и других в деятельности, выявляют творческие находки и нестандартные решения, собственные и других участников проекта.
Слайд 9Преимущества и недостатки
портфолио проекта