Слайд 1УРОК ИНФОРМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
Программа: С.Н.Тур, Т.П.Бокучава.
Учитель Е.В.Лупачева. МОУ «Гатчинская
СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов»
Слайд 2Тема: Понятие координатной плоскости.
(2-й урок)
Планирование раздела
Урок 1. Понятие о
координатной плоскости.
Урок 2. Понятие о координатной плоскости. Положительные и отрицательные
числа.
Урок 3. Алгоритмы работы на координатной плоскости.
Урок 4. Закрепление изученного материала
Слайд 3Цели урока:
1. Формировать умение работать на координатной плоскости с
положительными и отрицательными числами.
Закреплять понятия «координата точки»,
«координатная прямая», «координатная плоскость»
2. Развивать внимание, логическое и образное мышление.
3. Развивать практические навыки работы на ПК.
Слайд 4Оборудование:
Плакат для проведения разминки с фигурками Винни-Пуха, Пятачка, кошки
и собаки.
Плакат с числовой прямой (отрицательные и положительные числа).
Таблички «положительное
число», «отрицательное число».
Карточки с изображением координатной плоскости (для каждого ученика).
Интерактивная доска.
Прикладная программа «Координатная плоскость I».
Слайд 5Ход урока.
Организация класса. 1 мин.
Разминка. (Задание дублируется на плакате
с передвижными фигурками. Класс делится на две команды.) 4
мин.
Задание для 1-й команды.
Вдоль шоссе начерчена числовая ось. Винни-Пух стоял на числе 8, а Пятачок – на числе 4. Потом Винни-Пух пошёл в сторону Пятачка, прошёл 3 единичных отрезка и остановился. В это время Пятачок побежал в сторону Винни-Пуха, пробежал 5 единичных отрезков и тоже остановился. Сколько чисел оказалось между Винни-Пухом и Пятачком?
(Ответ: между ними 4 числа. В случае необходимости решение разбирается коллективно.)
Слайд 6Задание для 2-й команды.
На числе 0 на числовой оси встретились
собака и кошка. Кошка побежала от собаки и остановилась на
числе 8. Собака кинулась за кошкой и так разогналась, что пробежала расстояние в 2 раза большее, чем кошка, прежде чем обнаружила, что гнаться уже не за кем. На каком числе оказалась собака?
(Ответ: на числе 16. Разбор решения в случае необходимости.)
Слайд 7Работа над новым материалом.
Введение понятия «положительное число», «отрицательное число». 2
мин.
(Используется плакат с числовой прямой и фигурками кошки и собаки.)
-
После того, как собака обнаружила пропажу своего врага, она отправилась искать кошку обратно вдоль числовой прямой. Сколько единичных отрезков нужно пробежать собаке до кошки? (8)
- На каком числе встретились собака и кошка? (8)
- Собака и кошка помирились и вместе отправились на прогулку в сторону числа 0. Сколько единичных отрезков они прошли до нуля? (8)
- За разговором они не заметили, как миновали нуль и очутились на расстоянии одного единичного отрезка левее нуля. На каком числе оказались друзья? (Выслушиваются мнения учеников)
- До сих пор вы работали с числами от нуля и более. Такие числа называются положительными. (Вывешивается табличка «положительные числа».) А вот число 1 левее нуля называется отрицательным и обозначается так: -1. (Табличка «отрицательное число»).
- Какое отрицательное число находится левее -1 и следует за ним? (-2)
Слайд 82. Демонстрация плаката с числовой прямой. 2 мин.
- Приведите
примеры положительных и отрицательных чисел.
Слайд 93. Работа по учебнику. 1 мин.
- А на координатной плоскости
числа располагаются так, как показано на рисунке в учебнике (стр.
)
Слайд 104. Отработка умения отмечать на координатной плоскости точки с положительными
и отрицательными координатами. 4 мин.
Работа на интерактивной доске в режиме
флипчарта
(Учащиеся выходят к доске по очереди)
- Отметьте на координатной плоскости точку с заданными координатами. В каком квадранте находится точка?
(1; 1) (I квадрант)
(-2; 3) (II квадрант)
(2; -4) (IY квадрант)
(-4; -1) (III квадрант)
Слайд 115. Физкультминутка. 2 мин.
5. Физкультминутка. 2 мин.
На «раз»
- всем руки вверх поднять!
На «два» - присесть, на «три»
- всем встать!
«Четыре» - всем носки достать.
На «пять» - за парты сесть опять.
Слайд 126. Закрепление. Работа на координатной плоскости. 15 мин.
(У каждого ученика
– карточка с изображением координатной плоскости.)
- Напоминаю, что на первом
месте всегда ставят координату х, а на втором - координату у.
А) - Отметьте на координатной плоскости точки с заданными координатами. В каждой точке нарисуйте небольшое изображение указанного предмета (на своих листочках)
Б) Дети работают на интерактивной доске, по очереди выходят и«перетаскивают» фигурки в точки с заданными координатами.
Слайд 13* координаты снежинки: (-5; 2)
* координаты облачка: (-1; 2)
* координаты
вишенки: (2; -3)
* координаты конфетки: (-3; -1)
* координаты домика: (-4;
4)
* координаты ёлочки: (5; -2)
* координаты бабочки: (4; 3)
* координаты грибочка: (-2; -2)
* координаты замочка: (1; -5)
* координаты свечки: (5; 2)
* координаты морковки: (-2; 3)
* координаты солнышка: (-2; -3)
* координаты плюсика: (-5; -3)
* координаты кораблика: (-2; 1)
* координаты рыбки: (1; -4)
Слайд 16Б) Взаимопроверка работ (в парах).
- Оцените работу соседа. Критерий
отметки:
- нет ошибок – «5»;
- 1-2 ошибки – «4»;
- 3-4
ошибки – «3».
Слайд 17Гимнастика для глаз. 1 мин.
Работа на компьютере.
10
мин.
Прикладная программа «Координатная плоскость I».
Слайд 18IY. Итог урока. Домашнее задание.
3 мин.
1. -
С какими числами вы сегодня познакомились? (С отрицательными)
- Что такое
«координаты точки»? (Числа, соответствующие данной точке числовой оси)
- Как называется точка пересечения координатных прямых? (Точка О; начало координат)
- Как называется горизонтальная ось? (Ось ОХ) Вертикальная? (Ось ОУ)
- На сколько квадрантов система координат разбивает координатную плоскость? (На 4 квадранта)
2. – На сегодняшнем уроке хорошо работали …
Отметки …
Слайд 193. Домашнее задание.
На острове сокровищ была пещера, в
которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был
тщательно замаскирован, и найти её мог только старый пират Бен Ган.
Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков шифрованное письмо – описание пути, ведущего к кладу, и места, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в юности неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат.
Он взял карту острова, нарисовал на ней оси х и у, выбрал единичный отрезок. В общем, сделал всё, как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырёх дубов.
Слайд 20Первый дуб: (-3; 5), второй дуб: (-4; 3), третий дуб:
(4; 3), четвёртый дуб: (2; 6). Клад находится в точке
пересечения прямых, соединяющих первый дуб с третьим дубом и второй дуб с четвёртым дубом.
Обозначьте точки, соответствующие координатам дубов, и определите координаты пещеры с сокровищами.
Начните заполнять карту острова Сокровищ. Нанесите на карту различные объекты (колодец, болото, гору, склад, пальмовую рощу и т.д.). Опишите их положение с помощью координат. Желаю удачи!!!