Слайд 1 Применение новых информационных технологий на уроке
Заместитель директора по УВР
Н.С.Турта
Слайд 3Изменения в современном образовании
Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием,
происходит перенос с усвоения знаний на формирование компетентности (Личностно-ориентированное образование:
ведущий вид деятельности – познавательная, деятельность учения).
Изменяется понимание «фундаментализации» образования (база для непрерывного образования (в ЗБР); уметь, владея системой знаний о…)
Это способствует внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс отечественной школы
Слайд 4Основные положения
Информатизация образования - это процесс изменения содержания, методов и
организационных форм образования направленный на достижение нового качества
Информатизация является одновременно
и важнейшим компонентом, и необходимым условием модернизации образования.
Слайд 5Основные положения
Информатизация предполагает решение задачи формирования информационно-коммуникативной компетентности во всех
видах образовательной деятельности и в рамках общеобразовательных дисциплин (школьных предметов).
Слайд 6Основные положения
Одним из важнейших компонентов информационно-коммуникативной компетентности является активное и
самостоятельное
критическое отношение к материалам, поступающим из средств массовой информации
и Интернет.
Слайд 7Основные положения
До тех пор, пока ИКТ не станут стержнем всей
деятельности учреждения,
пока компьютер не станет рабочим инструментом каждого руководителя,
а не только непосредственных исполнителей,
говорить об информатизации невозможно.
Слайд 8Педагогические цели использования ИКТ в образовании (1)
Развитие личности обучающегося -
подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:
развитие мышления,
развитие
коммуникативных способностей,
развитие навыков исследовательской деятельности,
формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,
формирование информационной культуры.
Слайд 9Педагогические цели использования ИКТ в образовании (2)
Реализация социального заказа, обусловленного
информатизацией общества:
подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,
подготовка мобильных конкурентоспособных личностей,
подготовка
специалистов в области ИТ
Слайд 10Педагогические цели использования ИКТ в образовании (3)
Интенсификация образовательного процесса:
выявление и
использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и
приоритетных способов восприятия информации),
повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,
углубление межпредметных связей.
Слайд 11Структура и содержание ИКТ компетентности педагога
В содержании и структуре ИКТ
компетентности, можно выделить общепедагогическую и предметную составляющие:
общепедагогическая составляющая – это
общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания,
предметная составляющая - специфические направления, отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, биологии, литературы, иностранного языка, истории и др.).
Слайд 12Взаимосвязь педагогических и информационных технологий
Слайд 13Основные направления использования ИКТ в образовании
Представление материала с помощью компьютера
Использование
мультимедиа
Диагностика и рейтинговая оценка
Создание электронных УМК
Дистанционное обучение
Организация общения
Слайд 14Создание и использование презентаций для:
урока при объяснении нового материала
наглядной демонстрация
процессов (диаграммы, таблицы, моделирование опытов…)
представления результатов выполнения индивидуальных и групповых
проектов и исследований:
сопровождение доклада ученика
создание фотоальбома
совместного изучения источников и материалов
организации самостоятельной работы обучающихся
корректировка знаний
дополнительные занятия
углубленное изучение материала
проверки усвоения содержания (создание тестов)
Слайд 15Использование публикаций
В учебной деятельности:
для создания газет об исторической личности, об
историческом событии, с погружением в эпоху
для создания информационных листков, брошюр,
буклетов
для представления работ учащихся
Во внеурочной деятельности:
для создания объявлений, пригласительных билетов, рекламных листовок
для ведения календаря важных событий класса, школы
для ведения домашнего еженедельника
Слайд 16Использование мультимедиа
Дидактические функции мультимедиа:
Иллюстрирование сложных физических, биологических явлений, химических
реакций
Использование оригинальных аудиоматериалов для формирования умений аудирования при изучении иностранных
языков
Использование различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности для изучения различных дисциплин
Самостоятельные проектные, творческие виды деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств
Создание, форматирование и редактирование графических объектов творческих работ
Организация виртуальных лабораторных, практических работ в различных областях знаний
Организация виртуальных экскурсий
Слайд 17Этапы процесса информатизации образовательного процесса в школе:
Информированность участников образовательного
процесса об информационных технологиях и их применениях
Компьютерная
грамотность, первоначальные умения использования информационно-коммуникационных технологий.
Слайд 18Этапы процесса информатизации образовательного процесса в школе:
Использование ИКТ для решения
задач образования в рамках традиционных учебных предметов и методов учебной
работы
Трансформация системы образования на основе использования ИКТ для достижения качественно новых образовательных результатов.
Слайд 19Подготовка учителя
Важнейшее условие успеха программы информатизации образования - новая
позиция учителя и руководителя школы, способных успешно претворять в жизнь
личностно-ориентированный подход в обучении (современные методы индивидуализации обучения).
Слайд 20Образовательный потенциал ИТ
1. По отношению к учебной деятельности:
повышение мотивации
активизация работы
учащихся
Слайд 21Образовательный потенциал ИТ
2. По роли в развитии учащихся:
Осознание назначения компьютера;
показ
современных средств познания;
повышение научности;
возможность разного представления информации;
развитие модельных представлений,
приобретение
умений самостоятельного моделирования;
Слайд 22Образовательный потенциал ИТ
3. По техническим возможностям:
моделирование трудновоспроизводимых процессов;
наглядность;
расширение диапазона исследований;
работа
с быстропротекающими процессами;
подробность исследования;
сокращение времени.
Слайд 23Особенности организации урока
Особенности организации урока
Традиционная методика
С применением ICT технологий
Преподносящий (пассивный)
Поисково-исследовательский
Слайд 24Условия эффективного
использования
Готовность системы образования к использованию ИТ.
Техническое качество применяемых ИТ.
Педагогическое
качество программного продукта.
Психолого-валеологическое качество.
Профессиональная подготовка учителя.
Применение в условиях обычного урока.
Комплексный
характер использования.
Разнообразие форм использования (в сочетании с обоснованностью выбора)
Подготовка учащегося к использованию.
Слайд 25Условия эффективного применения компьютерных средств
1.Применение компьютерных средств обучения приносит необходимый
педагогический эффект только в том случае, когда учитель, руководящий обучением
детей в школе имеет высокую квалификацию.
Слайд 26Условия эффективного применения компьютерных средств
2.Применение компьютерных средств в учебном процессе
не только не принесет экономии средств, но и потребует дополнительных,
довольно значительных расходов.
Слайд 27Условия эффективного применения компьютерных средств
3.Применение компьютерных средств в учебном
процессе способствует увеличению темпа изучения материала, но это увеличение не
может быть большим, так как пропускная способность нашего мозга имеет определенный предел.
Слайд 28Условия эффективного применения компьютерных средств
4.Компьютерные средства должны использоваться в классе
или предметном кабинете в органической связи с другими средствами наглядности,
ибо только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных фаз учебного процесса.
Слайд 29Условия эффективного применения компьютерных средств
5. Использование компьютерных средств не должно
носить преобладающий характер, а играть вспомогательную роль, составляя лишь часть
урока;
6. Подбор компьютерных средств должен определяться общим планом урока в соответствии с дидактической целевой установкой.
Слайд 30Условия эффективного применения компьютерных средств
7. Важным условием эффективного использования компьютерных
средств обучения является их надежность и простота.
8. Учащиеся должны быть
готовы к работе с компьютерными средствами как технически, так и психологически
Слайд 31Проблемы и недостатки ИТ
Вредное влияние на здоровье, прежде всего на
зрение.
Вера учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент,
без которого ребенок становится беспомощным.
Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.
Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.
Слайд 32Санитарно - гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в
школе
Слайд 33
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение.
Для
размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на
север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами:
внешний козырек
занавес
жалюзи
Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.
Слайд 34Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе.
Компьютер
лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря
на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора.
Чтобы исключить влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами, расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м
Слайд 35
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие:
температура - 19-21°
С,
относительная влажность - 55-62 %.
Слайд 36Психологические риски применения ИКТ
компьютерная тревожность;
персонификация компьютера,
нарушения общения;
компьютерная зависимость;
усиление
агрессии
вследствие применения
компьютерных игр