Слайд 1Рефлексия на уроке
Подборку сделала и оформила
Лысенко Татьяна Валерьевна
учитель информатики
КГУ «Макинская средняя школа №3»
г.Макинск
Буландынский район
(образование высшее, 3-й базовый уровень
, 2 категория,
стаж работы 6 лет)
Слайд 2РЕФЛЕКСИЯ
от латинского reflexio – обращение назад;
размышление о своем внутреннем состоянии;
самоанализ;
В
педагогике РЕФЛЕКСИЯ - это
способность осознавать собственную деятельность и в первую
очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания
Слайд 3ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА
не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку,
сравнить способы и методы,
применяемые
другими со своими
ПОЭТОМУ
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ!!!!
Слайд 4Классификация рефлексии
/исходя из функций/
Слайд 6РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ
что я делаю?
с какой целью?
каковы результаты моей деятельности?
как
я этого достиг?
можно ли сделать лучше?
что я буду делать дальше?
Пока
педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!
Слайд 10
РЕФЛЕКСИЯ,
ведет обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их
систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов,
в итоге развивает
его как личность, а именно такие качества как:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
Слайд 11РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Проводится в начале урока (для установления
эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности
МЕТОДЫ
1. карточки с
изображением лиц;
2. цветовое изображение настроения;
3. эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
4. оценка эмоционального состояния
Слайд 12 Карточки с изображением лиц
показываем учащимся карточки с изображением трех
лиц – веселого, нейтрального и грустного; или
учащимся также можно предложить
представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики.
Слайд 13Цветовое изображение настроения
у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они
показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и
в конце урока;
прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;
прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение - цвет:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Слайд 14Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)
картины с изображением
пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным,
веселым);
эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
Слайд 15На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов":
о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания,
о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Метод «Острова».
Слайд 17РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
МЕТОДЫ
прием незаконченного предложения;
прием «Выбора афоризма»;
оценки «приращения» знаний
и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;
рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);
рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
Слайд 18 Метод «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так
и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения
предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 19Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких
предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового
журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
«Бортовой журнал».
Слайд 20Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник
(в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в
другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
«Дневники».
Слайд 21«Лист самоконтроля».
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Слайд 22Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на
уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего
урока?
Над чем заставил задуматься урок?
назад
Слайд 23 РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов
и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;
ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Слайд 24МЕТОДЫ
1. ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
Самооценка активности на каждом этапе урока:
(выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока
предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
2. Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
3. Прием «Технологическая распаковка урока» – раскрытие всех этапов урока, что делали и как.
Слайд 25
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить
и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить
учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
«Лестница успеха».
Слайд 26Метод «Благодарю…».
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать
только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество
и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 27Ничего не понял
Получил удовольствие
Удивился
Узнал что-то новое
Расстроился
Научился
Я
«Лист самооценки».
Слайд 28Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в
зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
Метод «Анкета».
Слайд 29 Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая
делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы
рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Слайд 30Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть
предложены следующие движения:
- присесть на корточки - очень низкая оценка,
негативное отношение;
- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
Метод «Зарядка».
назад