Слайд 1Система подготовки к ОГЭ
по информатике
Слайд 2Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников.
В
настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников
на ГИА.
Для учителя информатики подготовка учащихся к ГИА по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер.
Учитель информатики в современной школе зажат в тиски: с одной стороны ГИА, с другой стороны образовательная программа, с третьей - социальный заказ общества, который требует от учащихся конкретных практических навыков работы на компьютере.
Слайд 3Назначение ОГЭ (основного государственного экзамена) – оценить уровень общеобразовательной подготовки
по информатике и ИКТ выпускников IX классов общеобразовательных организаций в
целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
Слайд 4Работа по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ
Первая часть состоит
в том, что начиная с 7-го класса в планы уроков
вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке.
Вторая часть предполагает разработку программы внеурочной деятельности по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена:
Третья часть это методы, приёмы, технологии подготовки к ГИА
Слайд 5Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ,
объединенных в следующие тематические блоки:
«Представление и передача информации»,
«Обработка
информации»,
«Основные устройства ИКТ»,
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов»,
«Проектирование и моделирование»,
«Алгоритмизация и программирование»,
«Основы логики»,
«Математические инструменты, электронные таблицы»,
«Организация информационной среды, поиск информации».
Слайд 6Из заданий блока «Алгоритмизация и программирование» и «Технология обработки информации
в электронных таблицах», а сейчас еще «Технология обработки информации в
текстовом редакторе и «Мультимедийные технологии» состоит вторая часть, которая содержит 5 заданий высокого уровня сложности.
Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения (Кумир и Паскаль или Бейсик). Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 13 и 15 дается в двух вариантах: 13.1 и 13.2; 15.1 и 15.2 экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.
Слайд 72 этап
4 этап
Первичный контроль знаний
Мониторинг учеников по подготовке к ОГЭ
Начальный подготовительный
Формирование
методической
копилки
Слайд 9kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
Слайд 14При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо
задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать
из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними (поэтому мнение о том, что если можешь работать на компьютере, то сдашь экзамен- ошибочно). Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.
Слайд 15Структура КИМ
В 2020 году:
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей
и включает в себя
15 заданий.
Часть 1 содержит 10 заданий с
кратким ответом.
В КИМ предложены следующие разновидности заданий с кратким
ответом:
– задания на вычисление определённой величины;
– задания на установление правильной последовательности,
представленной в виде строки символов по определённому алгоритму.
Ответы на задания части 1 даются соответствующей записью в виде
натурального числа или последовательности символов (букв или цифр),
записанных без пробелов и других разделителей.
Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим
компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических
навыков использования информационных технологий. В этой части 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла.
Слайд 20 Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы
в целом
Верное выполнение
каждого задания части 1 и заданий 11 и 12 части
2
оценивается 1 баллом. Задание части 1 считается выполненным, если
экзаменуемый дал ответ, соответствующий эталону верного ответа.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за
выполнение заданий с кратким ответом, равно 12.
Выполнение заданий 13 и 15 с развёрнутым ответом оценивается от 0 до
2 баллов, выполнение задания 14 – от 0 до 3 баллов. Ответы на эти задания
проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие
ответов определённому перечню критериев). Максимальное количество
баллов, которое можно получить за выполнение заданий с развёрнутым
ответом, равно 7.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить
за выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 19.
Слайд 21Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
В
КИМ 2020 г. расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, за
счёт включения трёх новых заданий, проверяющих умения и навыки
практической работы с компьютером:
• поиск информации средствами текстового редактора или
операционной системы (задание 11);
• анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
• создание презентации или текстового документа (задание 13).
В отличие от КИМ 2019 г., в КИМ 2020 г. отсутствуют задания с выбором ответа из предложенных альтернатив, т.е. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ.
Из КИМ 2020 г. исключены задания, тематика которых в значительной степени дублируется другими заданиями, в том числе компьютерными.
Таким образом, количество заданий сокращено до 15 при увеличении времени на выполнение компьютерных заданий, с сохранением общего времени на выполнение работы 150 минут.
Слайд 22Информация и информационные процессы
Информационные технологии
Алгоритмы и исполнители
Основы логики
Основу экзамена
составляют темы
Слайд 24Тема «Представление информации в компьютере» требует от школьника знаний о
позиционных системах счисления и теории информации. Учащиеся должны уметь оперировать
числами в различных системах счисления и вычислять объем текстовых сообщений.(§1 учебник Информатика 8 класс Босовой Л.Л) на 1 – 7 уроках в 8 классе изучаем правила перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно. При выполнении действий с числовыми данными, как правило, достаточно знать правила перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно. Однако целесообразно научить школьников общему правилу перевода из десятичной системы счисления в систему счисления по основанию N и обратно.
Вычисление объема текстового сообщения предполагает знание двух формул 2i=N и I=K*i.
Слайд 25Изучение темы «Основы логики» .(§1.3 учебник Информатика 8 класс Босовой
Л.Л) на 8 – 12 уроках в 8 классе закладывает
у учеников знания о логических функциях – (НЕ), (И), (ИЛИ), (ЕСЛИ … ТО) и (ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА) – и умения их использовать при решении различных задач данного типа.
Оперирование данными в табличном процессоре MS Excel зачастую предполагает наличие умения построения функций отбора, в которых используются логические функции.
Слайд 26Остальную часть заданий составляют знания двух основных дидактических линий школьной
информатики – «Информационно-коммуникационные технологии» и «Алгоритмизация и программирование»
Для успешной
сдачи итогового экзамена по информатике необходимо начинать подготовку уже на уроках. То есть, если обучающиеся прошли какую-либо тему и задачи по данной теме включены в перечень ОГЭ или ЕГЭ, то нужно акцентировать внимание обучающихся на это, указывая, что такое задание есть в ГИА. Но решение одних задач на уроке не всегда достаточно для качественной подготовки к экзамену.
Слайд 27Темы некоторых заданий изучаются еще в 7, 8 классе и
в 9-м не дублируются
Программирование только в 8-9 классах
Обучающиеся,
которые выбрали в качестве сдаваемого предмета «Информатику», должны посещать дополнительные занятия по подготовке к ГИА.
Слайд 28При проведении дополнительных занятий по подготовке к ГИА, на первом
занятии я предлагаю будущим выпускникам ознакомиться с демоверсией ГИА по информатике и
решить задания теоретической части. Затем подсчитываю количество набранных баллов и оглашаю результаты. На данном этапе обучающиеся получают представление о том, что они уже знают и что им предстоит выучить для успешной сдачи экзамена.
Слайд 341
2
3, 8
4, 9
10
5
6, 15.1 . 15,2
7, 11, 12
Создание презентации, работа
с текстовым редактором 13.1, 13.2
14
7
8
Слайд 391 символ -16бит=2 байта
16байт:2байта=8символов
Слайд 40В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами.
Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон,
олень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».
Ученик добавил в середину списка название одного из животных. Заодно он добавил запятую и пробел. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт больше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного из списка:
Медведь, волк, куница, шакал
Слайд 46Запишите числа
110012, 1324, 22610,
в порядке возрастания
Слайд 512 способа
А
В
С
D
E
1
4
3
7
5
2
3
2
ABCDE -8
ACDE – 9
AD
AE
ABDE
Ответ: 8
Слайд 536+1=7+1=8*b+1+1=82
8b=82-2
b=10
11211
Слайд 55A+B=AVB+A&B
A+B=780+50=830
830-260=570
Слайд 63www.themegallery.com
Company Logo
Слайд 65Дети не любят применять формулы, где нет чисел; в задании
11 требуется составить и использовать формулу для облегчения подсчета путей:
дети наотрез отказываются от такого рационального приема.
Дети не могут вдумываться в прочитанное, не дочитывают до конца задание
Многие не обладают элементарными математическими знаниями, приемами сокращения, умножения и деления, не используют метод пропорций при решении 15 задачи
Любое минимальное изменение формулировки задания приводит многих в замешательство, поэтому записываем и прорешиваем все разновидности заданий (даже с малейшими отличиями). Дети не любят мыслить.
Проблемы детей при подготовке
Слайд 67Диагностические и тренировочные работы по информатике системы "СтатГрад»,
Имеющиеся на сегодняшний день в базе данных контрольно- измерительные материалы (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике
Сборники
для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С
и Ушакова Д.М.
Печатные издания, например, сборники заданий ОГЭ, выпускаемые издательством «Эксмо». Их основная ценность – значительное количество вариантов подборок заданий.
Сайт К. Полякова – http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm. Содержит различные учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по информатике. Особую ценность предоставляет разбор решений типовых задач с указанием возможных «подводных камней» и объемные подборки заданий для самостоятельного решения.
На следующих сервисах можно выполнять задания из демонстрационных вариантов ОГЭ в режиме онлайн-тренировки;
http://ege.yandex.ru/
ttp://inf.reshuege.ru/
Дополнительный источники для подготовки