Разделы презентаций


Язык программирования Паскаль

Содержание

Язык программирования PascalЯзык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.

Слайд 2Язык программирования Pascal
Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института

информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг.

как язык обучения студентов программированию.
Язык программирования PascalЯзык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом

Слайд 3Николаус Вирт
Но думать, что Паскаль- язык исключительно для обучения, было

бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984

г.):
«Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач».*
* http://pascal.sources.ru
Николаус ВиртНо думать, что Паскаль- язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом

Слайд 4Язык программирования Pascal
С тех пор Паскаль становился всё более и

более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам

программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.
В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.
Язык программирования PascalС тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык

Слайд 5Почему PASCAL?
Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного

Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую

счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих зубчатых колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру. Машина Паскаля была суммирующей машиной.
Почему PASCAL?Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г.

Слайд 6 Основные сведения о языках программирования
Язык – система знаков.
Язык ЭВМ

(машинный язык) – двоичная знаковая система.
Поэтому, чтобы компьютер мог

понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.

Основные сведения о языках программированияЯзык – система знаков.Язык ЭВМ (машинный язык) – двоичная знаковая система. Поэтому,

Слайд 7Интерпретаторы и компиляторы
Существует два различных подхода к трансляции – интерпретация

и компиляция:
Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой.
Компилятор

переводит программу целиком, а затем выполняет её.
Интерпретаторы и компиляторыСуществует два различных подхода к трансляции – интерпретация и компиляция:Интерпретатор переводит и выполняет программу строка

Слайд 8Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0
Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла

компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это

был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.
Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую

Слайд 9Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0
В состав интегрированной среды входят:

Текстовый редактор
Компилятор
Отладчик
Справочная система
Среда

выполнения программы

Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0В состав интегрированной среды входят:Текстовый редакторКомпиляторОтладчикСправочная системаСреда выполнения программы

Слайд 10 Основные средства языка
Символы языка - это элементарные знаки, используемые

при составлении текстов.
Алфавит языка - набор таких символов.

Алфавит языка Turbo

Pascal 7.0 включает:
все латинские прописные и строчные буквы
арабские цифры (0 – 9)
символы + - * / = < > , . ; : ‘ _ ( ) { } и др.
служебные (зарезервированные) слова
Основные средства языкаСимволы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов.Алфавит языка - набор таких

Слайд 11Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0

существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными

(это английские мнемонические сокращения).
Служебные слова делятся на три группы:
операторы (READ, WRITELN и др.)
имена функций (SIN, COS и др.)
ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)

Основные средства языка

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются

Слайд 12Именем величины называется её обозначение, это слово из букв, цифр

и знаков подчёркивания, начинающееся с буквы.

Числа: целые,

вещественные: с фиксированной точкой (-1.23; 654.2),
с плавающей точкой (2,473 103, 437,8 10-2).

Шесть операций: + сложение, - вычитание, / деление, * умножение, mod нахождение остатка, div деление нацело.

Именем величины называется её обозначение, это слово из букв, цифр и знаков подчёркивания, начинающееся с буквы.Числа: целые,

Слайд 13Арифметическое выражение конструируется из имён, чисел, знаков арифметических действий, математических

функций.

Для указания порядка действий используются только круглые скобки.
Для возведения в

квадрат используется обозначение sqr(х).
Для извлечения квадратного корня используется обозначение sqrt(х).

Модуль обозначается abs(х).

Арифметическое выражение конструируется из имён, чисел, знаков арифметических действий, математических функций.Для указания порядка действий используются только круглые

Слайд 14Оператор присваивания
Имя переменной := арифметическое выражение.
х:= 3.24 или х:= х+4.
Тип

переменной
Если переменная слева вещественного типа, то арифметическое выражение может быть

как целого, так и вещественного типа.
Если переменная слева целого типа, то арифметическое выражение только целочисленное.
Оператор присваиванияИмя переменной := арифметическое выражение.х:= 3.24 или х:= х+4.Тип переменнойЕсли переменная слева вещественного типа, то арифметическое

Слайд 15Структура программы в Паскале
1 часть – описание данных и операторов.
2

часть – программный блок.
Общий вид программы:
Program (имя

программы)
label (список меток)
const (список постоянных значений)
type (описания сложных типов данных)
var (описания данных программы)

begin (начало программного блока)
(алгоритм)

end. (конец программы)

Структура программы в Паскале1 часть – описание данных и операторов.2 часть – программный блок.Общий вид программы:Program

Слайд 16Имя программы: не более 8 знаков, начинается с буквы.
end c

точкой.
Описательная часть состоит из 4 разделов: меток, констант, имён и

типов переменных.
var имя и тип переменной: integer (целый), real (вещественный). Например: var i, j: integer; x: real;
Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.

Программный блок содержит операторы, описывающие алгоритм решения задачи.

Имя программы: не более 8 знаков, начинается с буквы.end c точкой.Описательная часть состоит из 4 разделов: меток,

Слайд 17Операторы ввода и вывода:
read (список имён) – останавливает работу программы

и ждёт, пока пользователь наберёт на клавиатуре числа (через пробел)

и нажмёт ENTER. Например: read (i, j); После работы этого оператора курсор располагается за последним числом но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку после ввода данных надо использовать оператор readln(список имён).

write (список вывода) – выводит данные на экран. Список вывода - перечисленные через запятую имена результатов вычисления и пояснительные тексты в апострофах. Например: write(‘х=‘, х); На экране напечатается число с фиксированной точкой. Например: write(‘х=‘, х:6:2); на экране будет выдано число из 6 знаков из них два после запятой, (х = -23.57 ).
Перевод курсора на новую строку осуществляется оператором пустого вывода writeln. Оператор пустого ввода readln

Операторы ввода и вывода:read (список имён) – останавливает работу программы и ждёт, пока пользователь наберёт на клавиатуре

Слайд 18начало
ввод а, в
а+в, a*b, a-b
вывод
а+в, a*b, a-b
конец

Задача: для двух

вещественных чисел найдите сумму, произведение и разность

началоввод а, ва+в, a*b, a-bвывод а+в, a*b, a-bконецЗадача: для двух вещественных чисел найдите сумму, произведение и разность

Слайд 19Program E1;
var a,b: real;
begin
write (‘введите два числа

через пробел, затем нажмите ’);
readln (a,b);

write (‘a + b = ‘ , a + b , ‘ a * b = ‘ , a * b , ‘a - b = ‘ , a – b);
readln
end.

Program E1;var a,b: real;begin   write (‘введите два числа через пробел, затем нажмите  ’);

Слайд 20Работа в системе Турбо Паскаль
Alt + F10 – меню
File –

New – создать новый файл
Enter – следует поставить в конце

каждой строки
Сtrl + Y – удалить строку
Enter – вставить строку
Для выполнения программы надо в меню выбрать Run
Транслятор – переводит программу с языка Паскаль на машинный язык и ищет синтаксические ошибки.
Если ошибки найдены, то произойдёт возврат в редактор, курсор укажет на ошибку.
Если ошибки не найдены, программа выполняется
Работа в системе Турбо ПаскальAlt + F10 – менюFile – New – создать новый файлEnter – следует

Слайд 21Для выхода из программы выберите файл – exit
или нажмите Alt+x
Для

сохранения программы наберите путь и наберите имя файла

Для выхода из программы выберите файл – exitили нажмите Alt+xДля сохранения программы наберите путь и наберите имя

Слайд 22Program E2;
var a,b,x,y,z: real;
begin
write (‘введите два числа

через пробел, затем нажмите ’);
readln (a,b);

x := a + b
y := a * b
z := a - b
write (‘a + b = ‘ , x , ‘ a * b = ‘ , y , ‘a - b = ‘ , z);
readln
end.
Program E2;var a,b,x,y,z: real;begin   write (‘введите два числа через пробел, затем нажмите  ’);

Слайд 23Команда ветвления неполная форма условного оператора
IF условие THEN оператор;

Команда ветвления неполная форма условного оператора IF условие    THEN оператор;

Слайд 24

Команда ветвления полная форма условного оператор
IF условие THEN оператор 1

ELSE оператор 2;

Команда ветвления полная форма условного оператор  IF условие   THEN оператор 1

Слайд 25Иногда после слов THEN и ELSE надо выполнить не один,

а несколько операторов. Тогда эти операторы заключаются в операторные скобки. Открывающая

скобка – слово BEGIN, закрывающая скобка – слово END.
Перед словом ELSE точка с запятой не ставится.
Рекомендуется каждую пару BEGIN – END записывать в одном столбце.

IF условие THEN begin оператор 1; оператор 2; оператор N end ELSE begin оператор 1; оператор 2; оператор M end ;

Иногда после слов THEN и ELSE надо выполнить не один, а несколько операторов. Тогда эти операторы заключаются

Слайд 26Команда ветвления
IF условие THEN оператор; - неполный условный оператор,
IF

условие THEN оператор 1 ELSE оператор 2; - полный условный

оператор.

Задание
Для двух чисел определите являются ли они чётными?



Команда ветвленияIF условие THEN оператор;  - неполный условный оператор,IF условие THEN оператор 1 ELSE оператор 2;

Слайд 27Program E3;
var a,b: integer;
begin
write (‘введите два целых

числа через пробел, затем нажмите ’);
readln (a,b);

if a mod 2 = 0 then writeln (‘а – чётное’)
else writeln (‘а – нечётное’);
if b mod 2 = 0 then writeln (‘b – чётное’)
else writeln (‘b – нечётное’);
readln
end.
Program E3;var a,b: integer;begin   write (‘введите два целых числа через пробел, затем нажмите  ’);

Слайд 28 3, если a>0

6, если a< =0
Составьте программу для вычисления Y и назовите

её Е31

Y=

3, если a>0    6, если a< =0Составьте программу для вычисления

Слайд 29Program E31;
var a,y: real;
begin
write (‘введите число затем

нажмите ’);
readln (a);
if a >0

then y:=3 else y:=6;
write (‘y=‘,y);
readln
end.
Program E31;var a,y: real;begin   write (‘введите число затем нажмите  ’);  readln (a);

Слайд 30 a+b, если a>b

a*b, если a< =b
Составьте программу для вычисления X и назовите

её Е32, а и b –вещественные числа.

X=

a+b, если a>b    a*b, если a< =bСоставьте программу для вычисления

Слайд 31Program E32;
var a,b,x: real;
begin
write (‘введите два числа

через пробел затем нажмите ’);
readln (a);

if a >b then x:=a+b else x:=a*b;
write (‘x=‘,x);
readln
end.
Program E32;var a,b,x: real;begin   write (‘введите два числа через пробел затем нажмите  ’);

Слайд 32Да
Нет

ДаНет

Слайд 33Организация циклов
Повторяющиеся действия в программировании называются циклом
Оператор безусловного

перехода
goto n, n - целое число (не более 4-х

символов), метка.
Метка повторяется 3 раза:
В разделе Label;
В операторе goto;
Перед оператором на который осуществляется безусловный переход.

Организация цикловПовторяющиеся действия в программировании называются   цикломОператор безусловного переходаgoto n,  n - целое число

Слайд 34Организация циклов с помощью операторов условного и безусловного переходов.

Задача.

Найти сумму

первых двадцати чисел. (1+2+3….+20).

а 1

2 3 4 5……………20
S 0 1 3 6 10 15………….
Организация циклов с помощью операторов условного и безусловного переходов.Задача.Найти сумму первых двадцати чисел. (1+2+3….+20).а

Слайд 35
Program E4;
label 2,1;
var а, b,

s: integer;
begin
write (‘введите два целых числа через пробел, затем

нажмите ’);
readln (a,b);
s:=0;
1: if a else goto 2;
a:=a+1;
goto 1;
2: write (‘s=‘,s);
readln; end.
Program E4;  label 2,1;  var а, b, s: integer; beginwrite (‘введите два целых числа

Слайд 36Оператор цикла пока
While условие do оператор
Оператор повторяется пока выполняется условие
Оператор

может быть простым и составным
begin……… end – операторные скобки
Задача.
Вычислить наибольший

общий делитель двух натуральных чисел а и b.


Оператор цикла покаWhile условие do операторОператор повторяется пока выполняется условиеОператор может быть простым и составнымbegin……… end –

Слайд 37Алгоритм Евклида:
будем уменьшать каждый раз большее из чисел на

величину меньшего до тех пор, пока оба числа не станут

равными.

Например:

Исходные 1 шаг 2 шаг 3 шаг
а= 25
b=15


1015

105

5 5

НОД(а,b)=5

Алгоритм Евклида: будем уменьшать каждый раз большее из чисел на величину меньшего до тех пор, пока оба

Слайд 38 Program E5;
var а, b: integer;
begin





write

(‘НОД=‘,а);
readln;
end.
write (‘Введите два натуральных числа через пробел’);
readln (a,b);
while

a<>b do

if a>b then a:=a-b
else b:=b-a;

Program E5;var а, b: integer; begin   write (‘НОД=‘,а);readln;end.  write (‘Введите два натуральных числа

Слайд 39Оператор цикла до
repeat оператор until условие
Между словами repeat и

until может быть любое количество операторов без использования операторных скобок.
Задача.
Вычислить

наибольший общий делитель двух натуральных чисел а и b.
Оператор цикла доrepeat оператор until условиеМежду словами  repeat и until может быть любое количество операторов без

Слайд 40 Program E6;
var а, b: integer;
begin





write

(‘НОD=‘,а);
readln;
end.
repeat

until a=b;
if a>b then a:=a-b;
if b>a then b:=b-a
write

(‘Введите два натуральных числа через пробел’);
readln (a,b);
Program E6;var а, b: integer; begin   write (‘НОD=‘,а);readln;end.  repeatuntil a=b;if a>b then a:=a-b;if

Слайд 41Операторы циклов пересчёт
for i:=n1 to n2 do оператор;
«Для i начиная

с n1 до n2 выполнить оператор»
i – переменная цикла;
Если i+1

n1, то оператор выполняется, если нет, то происходит выход из цикла и выполнение следующего по порядку оператора.

Оператор может быть простым и составным
begin……… end – операторные скобки

Операторы циклов пересчётfor i:=n1 to n2 do оператор;«Для i начиная с n1 до n2 выполнить оператор»i –

Слайд 42Задача.
Вычислите P = n! (n факториал).
По определению n! = 1*2*3*4*5…..n.
2
2
3
6
4
24
1
1
i
P
5
120
5!

= 120

Задача.Вычислите P = n! (n факториал).По определению n! = 1*2*3*4*5…..n.223642411iP51205! = 120

Слайд 43 Program E7;
var

: integer;
begin





write
readln;
end.

write (‘Введите целое n =’);
readln (n);

n, р,

р: = 1;

i

for i: = 1 to n do

p: = p*i ;

(n , ‘!=‘ , p);

Program E7;var        : integer; begin   write readln;end.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика