Слайд 1Цели, задачи и принципы
контрактной системы
Маслова Наталья Сергеевна,
Директор
Института управления закупками
и продажами
им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ
(499) 611-05-00, nmaslova@hse.ru
Институт управления закупками
и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ
www.igz.hse.ru
Слайд 2Высшая школа экономики, Москва, 2014
Основные задачи общественных закупок
фото
фото
фото
Обеспечение приобретения продукции,
удовлетворяющей государственные и муниципальные потребности, при наиболее эффективном расходовании средств
Слайд 3Высшая школа экономики, Москва, 2014
Принципы закупок
фото
фото
фото
Слайд 4Высшая школа экономики, Москва, 2014
Предпосылки к формированию
контрактной системы в
сфере закупок
фото
фото
фото
Необходимость комплексного совершенствования сферы государственных и муниципальных закупок
потенциал Федерального
закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» исчерпан;
невозможность решения комплекса проблем в сфере закупок исключительно путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации о размещении заказов;
целесообразность регулирования всего цикла планирования и осуществления закупок;
Необходимость повышения эффективности государственных и муниципальных закупок
необходимость перехода от процедурного подхода к регулированию сферы закупок к системному повышению эффективности закупок;
необходимость сокращения количества контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
Необходимость сокращения коррупционных рисков
повышение прозрачности закупок, в том числе развитие института общественного контроля;
повышение эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок, внедрение мониторинга и аудита в сфере закупок
Слайд 5Высшая школа экономики, Москва, 2014
Основные цели перехода на новое законодательное
регулирование
фото
фото
фото
Слайд 6Высшая школа экономики, Москва, 2014
Цели
фото
фото
фото
Слайд 7Высшая школа экономики, Москва, 2014
Контрактная система в сфере закупок
фото
фото
фото
- совокупность
участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в
том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Участники системы:
федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
заказчики;
участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации;
операторы электронных площадок.
Слайд 8Высшая школа экономики, Москва, 2014
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ
фото
фото
фото
регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных
нужд
в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения контракта;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Слайд 9Высшая школа экономики, Москва, 2014
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ
не
применяется к отношениям, связанным с:
фото
фото
фото
1. Оказанием услуг международными
финансовыми организациями;
2. Обеспечением лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с законами: 119-ФЗ от 20.08.2004г. (участники уголовного судопроизводства) и 45-ФЗ от 20.04.1995г. (судьи, должностные лица правоохранительных органов);
3. Закупкой драгоценных камней и драгоценных металлов для пополнения Государственного фонда РФ;
4. Назначением адвоката органами дознания, следствия, судом в качестве защитника в соответствии с УПК РФ, либо представителя судом в соответствии с ГПК РФ;
5. Привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законом от 21 ноября 2011г. №324-ФЗ.
Слайд 10Высшая школа экономики, Москва, 2014
Центральные (основные) процессы
фото
фото
фото
94-ФЗ
Контрактная система
Формирование заказа
Размещение заказа
Управление
исполнением заказа
Слайд 11Высшая школа экономики, Москва, 2014
Органы по регулированию контрактной системы
фото
фото
фото
ФОИВ по
регулированию контрактной системы в сфере закупок
ОИВ субъекта РФ
по
регулированию контрактной системы в сфере закупок
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок
ПП РФ №728 от 26.08.2013г.
Минэкономразвития РФ
для нужд субъекта РФ:
1) обеспечение реализации гос. политики в сфере закупок;
2) организация мониторинга закупок;
3) методологическое сопровождение деятельности заказчиков
Слайд 12Высшая школа экономики, Москва, 2014
Используемые термины
фото
фото
фото
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
совокупность действий,
которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки
(с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ) и завершаются заключением контракта
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
Исполнение контракта
Закупка
совокупность действий, направленных на обеспечение гос. и мун. нужд. Закупка начинается с размещения извещения об осуществлении закупки (с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта
Государственный контракт, муниципальный контракт
договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ(государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд
Слайд 13Высшая школа экономики, Москва, 2014
На кого распространяется?
фото
фото
фото
государственные заказчики
государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган
управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки
муниципальные заказчики
муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки
бюджетные учреждения
за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (есть исключения)
автономные учреждения, ГУП, МУП (с 01.01.2017г.) и иные юридические лица
в установленных законом случаях
Слайд 14Высшая школа экономики, Москва, 2014
Исключения для бюджетных учреждений
фото
фото
фото
При наличии Положения о закупках (223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц») утвержденного и размещенного до начала года (в 2014г. - до 01.04.2014) в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований 223-ФЗ и Положения о закупках закупки:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию)
Слайд 15Высшая школа экономики, Москва, 2014
Иные субъекты
фото
фото
фото
Автономные учреждения, ГУП, МУП осуществляют
закупки в рамках контрактной системы
При предоставлении в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности
ФЗ №418-ФЗ от 28.12.2013г. «О внесении изменений в БК РФ»
с 01.01.2014г.
Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности – капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
(ст.ст.78.2, 79 БКРФ)
Слайд 16Высшая школа экономики, Москва, 2014
Иные субъекты
фото
фото
фото
Юридические лица
При предоставлении в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся
государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций
Бюджетные учреждения, автономные учреждения, ГУП, МУП
Которым в соответствии с бюджетным законодательством государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Госкорпорация «Росатом», являющиеся заказчиками, передали свои полномочия на осуществление закупок (ч.6 ст.15)
Слайд 17Высшая школа экономики, Москва, 2014
Принципы контрактной системы
фото
фото
фото
Слайд 18Высшая школа экономики, Москва, 2014
Открытость
фото
фото
фото
В Российской Федерации обеспечивается свободный и
безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость
и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Слайд 19Высшая школа экономики, Москва, 2014
Единая информационная система
фото
фото
фото
– совокупность информации, информационных
технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации,
а также ее предоставление с использованием официального сайта
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы, информация размещается на сайте www.zakupki.gov.ru
Слайд 20Высшая школа экономики, Москва, 2014
Новое в информационном обеспечении контрактной системы
фото
фото
фото
Библиотека
типовых контрактов, типовых условий контрактов;
Реестр банковских гарантий;
Результаты мониторинга, аудита, контроля
в сфере закупок;
Отчеты заказчиков;
Каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Цены товарных рынков и запросы цен заказчиками.
Слайд 21Высшая школа экономики, Москва, 2014
Обеспечение конкуренции
фото
фото
фото
Контрактная система в сфере закупок
направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками
закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона о КС, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Слайд 22Высшая школа экономики, Москва, 2014
Новые способы закупки
фото
фото
фото
1) открытый конкурс;
2) конкурс
с ограниченным участием;
3) двухэтапный конкурс;
4) электронный аукцион;
5) запрос котировок;
6) запрос
предложений;
7) закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг;
8) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Слайд 23Высшая школа экономики, Москва, 2014
Дополнительные возможности выбора лучших условий
фото
фото
фото
1. Возможность
установления дополнительных требований к участникам
2. Снижение значимости «ценовых критериев» при
определении победителя
Слайд 24Высшая школа экономики, Москва, 2014
Антидемпинговые механизмы
фото
фото
фото
К информации, подтверждающей добросовестность, относится
информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником
в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки трех контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт
Слайд 25Высшая школа экономики, Москва, 2014
Стимулирование инноваций
фото
фото
фото
Заказчики при планировании и осуществлении
закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд
путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Возможность проведения:
- конкурса с ограниченным участием (ч.2. ст. 57)
- двухэтапного конкурса (ч.2. ст. 57)
- использование критерия «стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта»
Слайд 26Высшая школа экономики, Москва, 2014
Принцип профессионализма заказчика
фото
фото
фото
Статья 9
1. Контрактная система
в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и
контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
2. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ)
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 2 ст. 12 44-ФЗ)
Слайд 27Высшая школа экономики, Москва, 2014
Единство контрактной системы в сфере закупок
фото
фото
фото
Контрактная
система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах,
предусмотренных Законом о КС и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Слайд 28Высшая школа экономики, Москва, 2014
Ответственность за результативность обеспечения государственных и
муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок
фото
фото
фото
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными
фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Слайд 29Высшая школа экономики, Москва, 2014
Формы контроля
фото
фото
фото
Ведомственный контроль
Контроль заказчика
Слайд 30Высшая школа экономики, Москва, 2014
Обоснование закупок
фото
фото
фото
установление соответствия планируемой закупки целям
осуществления закупок
Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок,
аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.
По результатам: закупка может быть признана необоснованной + предписание об устранении выявленных нарушений + административная ответственность
Слайд 31Высшая школа экономики, Москва, 2014
Цели осуществления закупок
фото
фото
фото
Слайд 32Высшая школа экономики, Москва, 2014
Нормирование в сфере закупок
фото
фото
фото
Под нормированием в
сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам,
услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам:
требования к количеству,
качеству,
потребительским свойствам
и иным характеристикам товаров, работ, услуг,
позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации
Слайд 33Высшая школа экономики, Москва, 2014
Обоснование НМЦК
фото
фото
фото
Слайд 34Высшая школа экономики, Москва, 2014
Основные изменения в подходах к обоснованию
НМЦК
фото
фото
фото
Слайд 35Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото
фото
фото
Обязательное общественное обсуждение закупок
В результате :
могут
быть внесены изменения:
в планы закупок
в планы-графики
в документацию о закупках
закупки
могут быть отменены
Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
Слайд 36Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото
фото
фото
Случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок
Слайд 37Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото
фото
фото
Общественный контроль в контрактной системе
в целях:
содействия
развитию и совершенствованию федеральной контрактной системы;
предупреждения, выявления нарушений;
информирования
заказчиков, контрольных и (или) надзорных органов о выявленных недостатках, негативных фактах и нарушениях
Слайд 38Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото
фото
фото
Общественный контроль в контрактной системе
Общественные объединения
по контролю
Иные общественные объединения
Объединения юр.лиц
Слайд 39Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото
фото
фото
Дополнительные задачи
(СМП и социально ориентированные некоммерческие
организации)
Ст. 30
ЗоКС
Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, социально ориентированных
некоммерческих организаций (п.1 ст. 311 ФЗ от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок
3а исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг :
для обеспечения обороны страны и безопасности государства,
услуг по предоставлению кредитов,
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.93;
работ в области использования атомной энергии;
закупок при осуществлении которых применяются закрытые способы.
Предельная НМЦК – 20 млн. руб.
Возможность обеспечивать требуемый объем закупок путем установления требования к иным УРЗ о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей СМП и Социально ориентированных некоммерческих организаций
Дополнительные отчеты о таких закупках
Слайд 40Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото
фото
фото
Дополнительные задачи
(УИС и организации инвалидов)
При определении
поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (УИС) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг.
В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана такая организация, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки
Ст. 28
ЗоКС
Ст. 29
ЗоКС