Разделы презентаций


Жизненный цикл программного обеспечения

Содержание

Лекция 3 Жизненный цикл программного обеспечения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы программной инженерии
Барышникова Марина Юрьевна
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Каф. ИУ-7
baryshnikovam@mail.ru

Основы программной инженерииБарышникова Марина ЮрьевнаМГТУ им. Н.Э. БауманаКаф. ИУ-7baryshnikovam@mail.ru

Слайд 2Лекция 3

Жизненный цикл программного обеспечения

Лекция 3   Жизненный цикл программного обеспечения

Слайд 3Жизненный цикл программного обеспечения
это период времени, который

начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного обеспечения

и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации

(IEEE Std. 610.12 – 19990 Standard Glossary of Software Engineering Terminology)
Жизненный цикл программного обеспечения  это период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания

Слайд 4Основные понятия, участвующие в определении жизненного цикла
Артефакты — создаваемые человеком

информационные сущности – документы, в достаточно общем смысле участвующие в

качестве входных данных и получающиеся в качестве результатов различных деятельностей.
Роль - абстрактная группа заинтересованных лиц, участвующих в деятельности по созданию и эксплуатации системы, решающих одни и те же задачи или имеющих одни и те же интересы по отношению к ней
Программный продукт – набор компьютерных программ, процедур и, возможно связанных с ними документации и данных
Процесс – совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих некоторые входные данные в выходные
Основные понятия, участвующие в определении жизненного циклаАртефакты — создаваемые человеком информационные сущности – документы, в достаточно общем

Слайд 5Жизненный цикл ПО согласно стандарту ISO/IEC 12207: 1995 «International Technology

– Software Life Cycle Processes» (ГОСТ ИСО МЭК 12207-99 Информационные

технологии. Жизненный цикл программного обеспечения)
Жизненный цикл ПО согласно стандарту ISO/IEC 12207: 1995 «International Technology – Software Life Cycle Processes» (ГОСТ ИСО

Слайд 6Процесс приобретения ПО
Определяет действия заказчика, приобретающего программное обеспечение или услуги,

связанные с ПО, на основе контрактных отношений

В ходе данного процесса

заказчиком выполняются следующие действия:
осознание своих потребностей в программной системе и принятие решения относительно покупки, разработки под заказ или усовершенствования существующей системы;
подготовка заявочных предложений, содержащих требования к системе, условия ее функционирования и технические ограничения, а также другие условия контракта


Приобретение - процесс получения системы, программного продукта или программной услуги

Процесс приобретения ПООпределяет действия заказчика, приобретающего программное обеспечение или услуги, связанные с ПО, на основе контрактных отношенийВ

Слайд 7Процесс поставки
Определяет действия организации-поставщика по отношению к заявочным предложениям заказчика

Процесс

включает в себя:
рассмотрение заявочных предложений заказчика и внесение в

них своих коррективов (при необходимости);
подготовку договора с заказчиком;
планирование выполнения работ (при этом работы могут выполняться своими силами или с привлечением субподрядчика);
разработку организационной структуры проекта, технических требований к среде разработки и ресурсам, мероприятий по управлению проектом и др.

Процесс поставки отвечает за выполнение процессов разработки, эксплуатации и (или) сопровождения

Процесс поставкиОпределяет действия организации-поставщика по отношению к заявочным предложениям заказчикаПроцесс включает в себя: рассмотрение заявочных предложений заказчика

Слайд 8Процесс разработки
Определяет действия, выполняемые разработчиком в процессе создания программного обеспечения

и его компонентов в соответствии с заданными требованиями
Данный процесс включает,

в том числе:
оформление проектной и эксплуатационной документации;
подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности программного продукта и его соответствия стандартам качества;
разработку материалов (методических и учебных), необходимых для подготовки и обучения персонала и т.д.
Процесс разработкиОпределяет действия, выполняемые разработчиком в процессе создания программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными

Слайд 9Процесс разработки
Выбор модели жизненного цикла
Анализ требований к системе
Проектирование архитектуры

системы
Анализ программных требований
Детальное конструирование ПО
Кодирование и тестирование ПО
Интеграция ПО
Квалификационное тестирование

ПО
Интеграция системы
Квалификационное тестирование системы
Установка ПО
Приемка ПО
Процесс разработкиВыбор модели жизненного цикла Анализ требований к системеПроектирование архитектуры системыАнализ программных требованийДетальное конструирование ПОКодирование и тестирование

Слайд 10Анализ требований к системе
На данном этапе рассматривается область применения системы.

Список требований к разрабатываемой системе должен включать:

совокупность условий, при

которых предполагается эксплуатировать будущую систему (аппаратные и программные ресурсы, предоставляемые системе; внешние условия ее функционирования; состав людей и работ, имеющих к ней отношение);
описание выполняемых системой функций;
ограничения в процессе разработки (директивные сроки завершения отдельных этапов, имеющиеся ресурсы, организационные процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации и пр.)

Требования к системе оцениваются исходя из критериев
реализуемости и возможности проверки при тестировании

Анализ требований к системеНа данном этапе рассматривается область применения системы. Список требований к разрабатываемой системе должен включать:

Слайд 11Анализ требований к ПО
Предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента

ПО:
функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды функционирования компонента
внешних интерфейсов
спецификаций

надежности и безопасности;
эргономических требований
требований к используемым данным
требований к установке и приемке
требований к пользовательской документации
требований к эксплуатации и сопровождению
Анализ требований к ПОПредполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПО:функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды

Слайд 12Проектирование архитектуры ПО
В рамках проектирования архитектуры для каждого

компонента ПО выполняются следующие задачи:
определение на высоком уровне абстракции структуры

программного обеспечения и состава его компонентов
разработка и документирование программных интерфейсов ПО и баз данных
разработка предварительной версии пользовательской документации
разработка и документирование предварительных требований к тестам и плана интеграции ПО

Архитектура программного обеспечения (software architecture)
представляет собой описание подсистем и компонентов программной
системы, а также связей между ними

Проектирование архитектуры ПО  В рамках проектирования архитектуры для каждого компонента ПО выполняются следующие задачи:определение на высоком

Слайд 13Детальное конструирование ПО (рабочий план разработки ПО)
Включает следующие задачи:
описание

компонентов ПО и интерфейсов между ними в объеме, достаточном для

их последующего самостоятельного кодирования и тестирования
разработку и документирование детального проекта базы данных
обновление пользовательской документации
разработку и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов ПО
обновление плана интеграции ПО
Детальное конструирование ПО (рабочий план разработки ПО)  Включает следующие задачи:описание компонентов ПО и интерфейсов между ними

Слайд 14Кодирование и тестирование ПО подразумевает решение следующих задач:
разработку (кодирование) и документирование

каждого компонента ПО и базы данных, а также совокупности тестовых

процедур и данных для тестирования
тестирование каждого компонента ПО и базы данных на соответствие предъявляемым к ним требованиям
обновление (при необходимости) пользовательской документации
обновление плана интеграции ПО
Кодирование и тестирование ПО подразумевает решение следующих задач:разработку (кодирование) и документирование каждого компонента ПО и базы данных,

Слайд 15Интеграция системы
заключается в сборке всех ее компонентов, включая

ПО и оборудование, и тестирование агрегированных компонентов

В

процессе интеграции также производится оформление и проверка полного комплекта документации на систему
Интеграция системы  заключается в сборке всех ее компонентов, включая ПО и оборудование, и тестирование агрегированных компонентов

Слайд 16Квалификационное тестирование ПО
проводится разработчиком в присутствии заказчика для

демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям и готово к

использованию в условиях эксплуатации

При этом также проверяются полнота технической и пользовательской документации и ее адекватность компонентам ПО

Квалификационное тестирование ПО  проводится разработчиком в присутствии заказчика для демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям

Слайд 17Установка и приемка ПО
Установка ПО осуществляется разработчиком в соответствии с

планом в той среде и на том оборудовании, которые предусмотрены

договором. В процессе установки проверяется работоспособность ПО и баз данных

Приемка ПО предусматривает оценку результатов квалификационного тестирования системы и документирование результатов оценки, которое производится заказчиком с помощью разработчика. Разработчик выполняет окончательную передачу ПО заказчику в соответствии с договором, обеспечивая при этом необходимое обучение и поддержку

Установка и приемка ПОУстановка ПО осуществляется разработчиком в соответствии с планом в той среде и на том

Слайд 18Эксплуатация ПО
Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для этого

среде в соответствии с пользовательской документацией

Включает установление

эксплуатационных стандартов и проведение эксплуатационного тестирования
Эксплуатация ПО  Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией

Слайд 19Сопровождение ПО (согласно стандарту IEEE – 90 )

внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности

или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям

Функции службы сопровождения:
анализ проблем и запросов на модификацию ПО
модификация программного продукта
его проверка и приемка
перенос ПО в другую среду
снятие ПО с эксплуатации
Сопровождение ПО  (согласно стандарту IEEE – 90  )  внесение изменений в ПО в целях

Слайд 20Вспомогательные процессы жизненного цикла ПО
Документирование
Управление конфигурацией
Обеспечение качества
Верификация
Аттестация
Совместная оценка
Аудит
Разрешение проблем

Вспомогательные процессы жизненного цикла ПО ДокументированиеУправление конфигурациейОбеспечение качестваВерификацияАттестацияСовместная оценкаАудитРазрешение проблем

Слайд 21Процесс документирования
Документирование - формализованное описание информации, созданной в течение всего

жизненного цикла ПО

Это набор действий, с помощью которых планируют,

проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают документы, необходимые для всех заинтересованных лиц, участвующих в разработке ПО, а также для пользователей системы
Процесс документированияДокументирование - формализованное описание информации, созданной в течение всего жизненного цикла ПО Это набор действий, с

Слайд 22Управление конфигурацией
Конфигурация программного обеспечения – это совокупность его функциональных и

физических характеристик, установленных в технической документации и реализованных в программах


Процесс позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях жизненного цикла


Общие принципы и рекомендации по управлению конфигурацией отражены
в стандарте ISO/IEC CD 12207 – 2:1995 “Information Technology – Software
Cycle Processes. Part 2. Configuration Management for Software”

Управление конфигурациейКонфигурация программного обеспечения – это совокупность его функциональных и физических характеристик, установленных в технической документации и

Слайд 23Процесс обеспечения качества
Обеспечивает гарантии того, что программный продукт и процессы

его жизненного цикла соответствуют заданным требованиям, а также выработанным и

утвержденным планам работ






Процесс призван обеспечить гарантированное соответствие процессов жизненного цикла, среды разработки и квалификации персонала условиям договора, установленным стандартам и процедурам. Для этого должны быть обеспечены качество продукта, качество процесса и прочие показатели качества системы

Качество – совокупность свойств, характеризующих
способность программного обеспечения удовлетворять
заданным требованиям и нуждам всех заинтересованных
сторон

Процесс обеспечения качестваОбеспечивает гарантии того, что программный продукт и процессы его жизненного цикла соответствуют заданным требованиям, а

Слайд 24Верификация
Это процесс определения того,

отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на данном этапе, требованиям

этого этапа. В процессе верификации проверяются следующие условия:

непротиворечивость требований к системе и степень учета потребностей пользователя
возможности поставщика выполнить заданные требования
соответствие выбранных процессов ЖЦ ПО условиям договора
адекватность стандартов, процедур и среды разработки процессам ЖЦ ПО
соответствие проектных спецификаций заданным требованиям
корректность описания в проектных спецификациях входных и выходных данных, последовательности событий, логики и т.д.
соответствие кода проектным спецификациям и требованиям
тестируемость и корректность кода, его соответствие принятым стандартам кодирования
корректность интеграции компонентов ПО в систему
адекватность, полнота и непротиворечивость документации

Верификация представляет собой совокупность действий по сравнению
полученного результата жизненного цикла с требуемыми характеристиками
для этого результата, что рассматривается как формальное доказательство
правильности ПО

Верификация      Это процесс определения того, отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на

Слайд 25Аттестация
предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной

системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению
Верификация и

аттестация - два взгляда на качество:
если верификация оценивает ПО с точки зрения того как оно создается,
то аттестация рассматривает программную систему с точки зрения того,
что она делает (т.е. оценивается способность программной системы
удовлетворить функциональные потребности пользователей)
Аттестация  предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному

Слайд 26Организационные процессы жизненного цикла ПО
Управление
Создание инфраструктуры (инфраструктура программного проекта

включает в себя технологии и стандарты, а также совокупность аппаратных,

программных и инструментальных средств для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)
Усовершенствование
Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала, включая разработку методических материалов)
Организационные процессы жизненного цикла ПО УправлениеСоздание инфраструктуры (инфраструктура программного проекта включает в себя технологии и стандарты, а

Слайд 27Группы стандартов ЕСПД
Обозначение стандарта ЕСПД состоит из:
числа 19 (присвоенного

классу стандартов ЕСПД);
одной цифры (после точки), обозначающей код

классификационной группы стандартов, указанный в таблице;
двузначного числа (после тире), указывающего год регистрации стандарта
Группы стандартов ЕСПДОбозначение стандарта ЕСПД состоит из: числа 19 (присвоенного классу стандартов ЕСПД); одной цифры (после точки),

Слайд 28Перечень документов ЕСПД
ГОСТ 19.001-77 ЕСПД. Общие положения
ГОСТ 19.101-77 ЕСПД.

Виды программ и программных документов
ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки


ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов
ГОСТ 19.104-78 ЕСПД. Основные надписи
ГОСТ 19.105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам
ГОСТ 19.106-78 ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.202-78 ЕСПД. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.301-79 ЕСПД. Порядок и методика испытаний
ГОСТ 19.401-78 ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы
ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.501-78 ЕСПД. Формуляр. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.502-78 ЕСПД. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста
ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора
ГОСТ 19.506-79 ЕСПД. Описание языка
ГОСТ 19.508-79 ЕСПД. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
ГОСТ 19.604-78 ЕСПД. Правила внесения изменений в программные документы, выполняемые печатным способом
ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения
ГОСТ 19.781-90. Обеспечение систем обработки информации
Перечень документов ЕСПДГОСТ 19.001-77 ЕСПД. Общие положения ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов ГОСТ 19.102-77

Слайд 29Преимущества использования стандартов ЕСПД
стандарты ЕСПД вносят элемент упорядочения в процесс

документирования программных средств (ПС);
несмотря на наличие требований к комплекту

документации на ПС , предусмотренной стандартами ЕСПД, они позволяют вносить дополнительные виды документов;
стандарты ЕСПД позволяют мобильно изменять структуры и содержание установленных видов программных документов исходя из требований заказчика и пользователя
Преимущества использования стандартов ЕСПДстандарты ЕСПД вносят элемент упорядочения в процесс документирования программных средств (ПС); несмотря на наличие

Слайд 30Недостатки стандартов ЕСПД
ориентация на единственную, «каскадную» модель жизненного цикла ПО;


отсутствие четких рекомендаций по документированию характеристик качества программного средства;
отсутствие

системной увязки с другими действующими отечественными системами стандартов по жизненному циклу и документированию продукции в целом, например, ЕСКД;
нечетко выраженный подход к документированию ПС как товарной продукции;
отсутствие рекомендаций по самодокументированию ПС, например, в виде экранных меню и средств оперативной помощи пользователю («хелпов»);
отсутствие рекомендаций по составу, содержанию и оформлению документов на программные средства, согласованных с рекомендациями международных и региональных стандартов

Недостатки стандартов ЕСПДориентация на единственную, «каскадную» модель жизненного цикла ПО; отсутствие четких рекомендаций по документированию характеристик качества

Слайд 31Стандарт ГОСТ 34.601-90: стадии и этапы создания автоматизированной системы
Формирование требований

к АС
Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
Формирование требований пользователя

к АС
Оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АС
Разработка концепции АС
Изучение объекта
Проведение необходимых научно-исследовательских работ
Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователей
Оформление отчета о проделанной работе
Техническое задание
Разработка и утверждение технического задания на создание АС
Эскизный проект
Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
Разработка документации на АС и ее части

Стандарт ГОСТ 34.601-90: стадии и этапы создания автоматизированной системыФормирование требований к АСОбследование объекта и обоснование необходимости создания

Слайд 32Технический проект
Разработка проектных решений по системе и ее частям
Разработка документации

на АС и ее части
Разработка и оформление документации на поставку

комплектующих изделий
Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта
Рабочая документация
Разработка рабочей документации на АС и ее части
Разработка и адаптация программ
Ввод в действие
Подготовка объекта автоматизации
Подготовка персонала
Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
Строительно-монтажные работы
Пусконаладочные работы
Проведение предварительных испытаний
Проведение опытной эксплуатации
Проведение приемочных испытаний
Сопровождение АС
Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
Послегарантийное обслуживание

Стандарт ГОСТ 34.601-90: стадии и этапы создания автоматизированной системы

Технический проектРазработка проектных решений по системе и ее частямРазработка документации на АС и ее частиРазработка и оформление

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика