Слайд 1Внутренняя политика Александра III
Общественное движение в 80 – 90х гг.
Внешняя
политика Александра III
Итоги правления Александра III
Александр III
Слайд 2Александр III
АЛЕКСАНДР III (1845-94), российский император с 1881.
Второй сын
Александра II.
В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной
подати, понизил выкупные платежи.
Со 2-й пол. 80-х гг. провел контрреформы». Усилил роль полиции, местной и центральной администрации.
В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Средней Азии (1885), заключен русско-французский союз (1891-93).
Слайд 3Воспитание. Начало государственной деятельности
Не будучи по рождению наследником престола, Александр
Александрович готовился главным образом к военной деятельности. Стал цесаревичем в
1865 после смерти старшего брата великого князя Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев (история), Я. К. Грот (история литературы), М. И. Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев.
В 1866 Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии — Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Слайд 4ЛИЧНОСТЬ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Александр III держался строгих правил морали, был весьма
набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в
узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др.
Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам.
Слайд 5
Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры
(Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия,
1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего «Народную волю».
В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).
Слайд 6КОНТРРЕФОРМЫ
При поддержке Александра III Толстой и его преемник И. Н.
Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные преобразования 1860-70-х годов.
Университетский устав 1884 урезал автономию высшей школы. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших сословий («циркуляр о кухаркиных детях», 1887). Крестьянское самоуправление с 1889 было подчинено земским начальникам — чиновникам из местных помещиков, соединявших в своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения (1890 и 1892) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев общества.
Слайд 7
КОНТРРЕФОРМЫ в России, принятое в литературе название мероприятий правительства Александра
III в 1880-х гг., пересмотр реформ 1860-х гг.: восстановление предварительной
цензуры (1882), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884), введение института земских начальников (1889), установление бюрократической опеки над земским (1890) и городским (1892) самоуправлением.
Слайд 9ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
В годы правления Александра III для хозяйственной жизни России
был характерен экономический рост, что во многом было связано с
политикой усиленного покровительства отечественной промышленности.
Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства.
Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-1892 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-1892 годах выросла на 47%).
Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов.
Слайд 10БУНГЕ Николай Христианович (1823-1895), российский государственный деятель, экономист, академик Петербургской
АН (1890).
В 1881-86 министр финансов.
В 1887-95 председатель Комитета
министров. Проводил политику протекционизма, государственного финансирования тяжелой промышленности.
Расширил строительство государственных железных дорог, способствовал выкупу частных железных дорог в казну.
Инициатор ряда реформ в социальной и экономической сферах (учреждение Крестьянского банка, отмена подушной подати, введение фабричной инспекции и начал рабочего законодательства).
Выступал против сохранения крестьянской общины и привилегий поместного дворянства.
Слайд 11ВЫШНЕГРАДСКИЙ И.А.
ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич (1831/32-95), российский государственный деятель и предприниматель.
В 1886-94 Почетный член Петербургской АН (1888).
Из семьи священника.
Математик, ученик М. В. Остроградского. Один из основоположников теории автоматического регулирования, основатель научной школы по конструированию машин.
В 1865-75 профессор прикладной математики в Михайловской артиллерийской академии, в 1875-78 директор Петербургского технологического института.
Одновременно с конца 1860-х гг. до 1878 служил инженером-механиком в Главном артиллерийском управлении, где по его разработкам был оборудован Охтинский пороховой завод, механические мастерские Петербургского арсенала.
Член Совета торговли и мануфактур.
Как предприниматель занимался в основном железными дорогами, городскими службами, входил в правление ряда железных дорог.
Слайд 12
Вышнеградский повысил ряд налогов, ввел дополнительные акцизы. Сторонник протекционизма
в таможенной политике.
Стремился привлечь в страну иностранный капитал и
ограничить ввоз иностранных товаров. Способствовал развитию экспортно-ориентированных отраслей, расширению экспорта.
Провел конверсию внешних займов с 5-процентных в 4-процентные. Добился установления активного платежного баланса во внешней торговле, подготовил введение винной и табачной монополий.
В целом его политика опиралась на сделанное Н. Х. Бунге, причем Вышнеградский также стремился к уменьшению расходов на вооружение и предлагал начать международные переговоры об ограничении наращивания вооружений.
Слайд 13ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905), российский государственный деятель, почетный
член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов
с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06.
Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской ж. д.
Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905.
Разработал основные положения столыпинской аграрной реформы.
Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством.
Слайд 14
Витте как министр финансов
Одиннадцать лет, в течение коих Витте стоял
во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием
государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства.
Общий баланс государственного бюджета за время Витте возрос с 965303066 рублей в 1892 г. до 2071667472 рублей в 1903 г., то есть на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период — 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями. С 1883 по 1892 г. бюджет возрос с 778506 тысяч рублей до 965303 тысячи рублей, или на 24%, в среднем в год всего на 2,7%; с 1903 по 1912 г. бюджет увеличился с 2071667 тысяч рублей до 3001919 тысяч рублей, или на 45%, то есть средний годовой прирост определился всего в 5%.
Главнейшею причиною особо быстрого роста бюджета в министерство Витте было расширение казенного хозяйства за счет частного, происшедшее в железнодорожном деле и в питейной торговле. Если исключить расходы на эксплуатацию железных дорог и на винную монополию из сопоставляемых бюджетов.
Слайд 15 ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ
Для хозяйственной жизни
России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что
во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности.
Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства.
Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-92 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-92 выросла на 47%).
Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891-92).
Слайд 16В 1891 началось строительство железной дороги, получившей название Транссибирская магистраль,
которая соединила Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
Дорога составила линию длиной около 7 тысяч км — Челябинск — Омск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток.
Строительство магистрали развернулось по инициативе министра путей сообщения, а затем министра финансов С. Ю. Витте (1849-1915), продолжалось около 25 лет и было закончено в 1916.
Слайд 17ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Внешняя политика России при Александре III в основном направлялась
самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания
в международные конфликты.
Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией (заключен в 1891-93).
В 1880-90-е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли «миротворцем».
Слайд 18Анализ правления Александра III
1. Выделите основные направления внутренней политики.
2. Дайте
оценку социальной политики.
3. Дайте оценку национальной политики.
4. Что изменилось в
общественном движении?
5. Оцените внешнюю политику, в чём проявились новые черты и почему Александра III называли «миротворцем»?