Слайд 1«Архитектура Византии»
Выполнила:
ученица 10 класса,
Кандалинцева Радмила,
Преподаватель:
Тренюшева Тамара Муратовна.
Презентация на тему:
2011 год
Слайд 2Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в
развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры
Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
Слайд 3История архитектуры (как и истории) Византии делится на три периода:
- ранневизантийский (V--VIII .вв.);
- средневизантийский (VIII--XIII вв.);
- поздневизантийский (XIII--XV вв.).
Слайд 4Ранневизантийский период.
Временем высшего расцвета
был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20--60 гг. VI
в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур -- купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. На смену монументальному все чаще приходит частное, камерное, живописное. Развиваются местные школы, среди которых выделяются столичная, греческая и восточная. Строится множество небольших храмов в городах и монастырях. Возникла потребность в универсальном типе храма: таким типом явилась крестово-купольная структура, сложившаяся так же в Сирии, Закавказье и других районах еще в ранневизантийский период и получившая широкое развитие в средне-византийской архитектуре.
Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого - средокрестием возводится купол. Поднятый на круглом основании-барабане, купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов и подпружных арок. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой экседрой - апсидой. Часто апсиды замыкают и другие нефы. Иногда уширенные ветви креста делались большей, чем прочие нефы, высоты. Кроме главного купола часто ставились меньшие по размерам купола над боковыми ячейками, образуя трех- и пяти- купольные композиции. В барабанах устраивались световые проемы.
Слайд 5Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в основном погашался
цилиндром барабана. Распор сводов уширенных ветвей креста частично уравновешивался сводами
малых нефов, частично передавался на стены, которые делались достаточно массивными и из плотного материала (кирпич, камень), на прочном известково-цемяночном растворе.
Слайд 6Центрическая крестово-купольная структура нашла отражение в особенностях пространственной организации интерьера.
Сложилась законченная, гармонически целостная система соподчиненных пространств, развивающихся от малых
ячеек более узких нефов к единому и доминирующему пространству подкупольного креста и от него - к вертикали центрального пространства, завершенного куполом. Концепция пространственного развития отвечала религиозной символике "вознесения к небу", и эта идея часто поддерживалась живописными сюжетами: в куполе изображался Пантократор (Вседержитель), на парусах - четыре апостола-евангелиста и т. д. Одним из ранних примеров крестово-купольной композиции может служить церковь в Константинополе (середина IX в.), именуемая по названию мусульманской мечети Кален-дер-Джами, устроенной в ней в настоящее время.
Слайд 7 Наиболее грандиозный крестово-купольный храм - знаменитый собор Сан-Марко
в Венеции (XI в.), построенный по византийскому образцу с использованием
вывезенных из Константинополя деталей. Его усложненная композиция представляет собой крестообразную структуру, в которой как бы объединены пять самостоятельных крестово-купольных систем с пятью куполами в средокрестиях. Центральный купол господствует над другими благодаря большим размерам и лучшей освещенности.
Слайд 8 Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали
и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре
510--515 гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569-- 586 гг.). Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.
Слайд 9Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой
центрическую композицию на восьми устоях, основа которой -- сильно развитое
подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы, в основном, конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами (полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед), устоями, арками на колоннах и т. п.
Слайд 10 Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика
собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл
и Исидором из Милета в 532 -- 537 гг., в правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.
Слайд 11Средневизантийский период.
Средне-византийский период истории и культуры завершается захватом
Константинополя крестоносцами - участниками 4-го крестового похода - в 1204.
После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы, но в 13-14 вв. на Балканах было построено немало церквей. Обычно они невелики по размерам и при небольших различиях в плане, как правило, имеют купол, поднятый на высокий барабан, так что здание кажется похожим на башенку. В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. В течение тысячи лет влияние византийской культуры распространялось на огромной территории, и 1453 не стал моментом ее гибели; начался новый период в истории существования византийской культуры, называемый поствизантийским, когда художественные импульсы, источником которых было некогда искусство Константинополя, получили свое развитие на Балканах, Кипре, в России.
Слайд 12 В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление
к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от
античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.
Слайд 13Византия во втором периоде достигла наивысшего могущества и наивысшей точки
развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии
очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.
Слайд 14Поздневизантийский период.
Третий же период (XII-XIV вв.) (позневизантийский) можно кратко охарактеризовать,
как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи.
После
1204 на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя, чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов. Церковные реформы конца 14 в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).
Слайд 15Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый поствизантийский период,
когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры,
чьим оплотом стали монастыри Афона.
Слайд 17Заключение…
Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000
лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в
XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
Слайд 18Список использованной литературы:
Культура Византии» в трех томах//Москва// «НАУКА»// 1989 год.
2.
«Культурология для технических вузов»// Ростов-на-Дону//«Феникс»// 2001 год.
3. Большая энциклопедия Кирилла
и Мефодия//Знания обо всем//2002 год.