Разделы презентаций


Бабий Яр: память или забвение

Содержание

Тип урока: открытие нового знания(ОНЗ)Особенности урока:1.Урок –исследование.2.Урок-обличение.3.Урок-памяти.Актуальность темы:1.2015 год- юбилейный год, год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.2.Современные события на Украине, где идут боевые действия, погибают люди, в том числе мирные

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



Государственное профессиональное

образовательное учреждение
"Сыктывкарский лесопромышленный техникум"




Урок –панорама.
Тема урока :"Бабий Яр: память или

забвение…"
Преподаватель: Латушка А.Л.







Сыктывкар 2015 г.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Слайд 2Тип урока: открытие нового знания
(ОНЗ)
Особенности урока:
1.Урок –исследование.
2.Урок-обличение.
3.Урок-памяти.
Актуальность темы:
1.2015 год- юбилейный

год, год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
2.Современные события на

Украине, где идут боевые действия, погибают люди, в том числе мирные жители и подняли голову политические силы фашистского толка.

Эпиграф к уроку
"За Бабий Яр нет меры искупленью.
И меры мести не изобрести.
Будь проклят тот, кто Яр предаст забвенью.
Будь проклят тот, кто скажет мне- прости."
Илья Эренбург.
Тип урока: открытие нового знания(ОНЗ)Особенности урока:1.Урок –исследование.2.Урок-обличение.3.Урок-памяти.Актуальность темы:1.2015 год- юбилейный год, год 70-летия Победы в Великой Отечественной

Слайд 3Цель урока: сохранить память о трагедии в Бабьем Яре и

осознать, что Бабий Яр есть везде, где побывали
Нацистские оккупанты.
Задачи:

1.Опираясь

на документы о событиях в Бабьем Яре, изучить и представить достоверную
и полную картину одной из страниц Великой Отечественной войны.
2. Развить навыки работы с документами разных типов, продолжить формирование умений оценивать исторические факты; различать факт, мнение, оценку, интерпретацию.
3. Воспитать непримиримое отношение к нацизму как идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества.
4. Сформировать эмоциональное восприятие художественных произведений.

Цель урока: сохранить память о трагедии в Бабьем Яре и осознать, что Бабий Яр есть везде, где

Слайд 4Литература
1.Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945гг.М.,2002.
2.Круглов А.И. Сб.

документов и материалов об уничтожении нацистами евреев Украины в 1941-1944

годах. Киев,2002.
3. Кузнецов А.В. Бабий Яр. М.,2001.
4.Черная книга. Под ред. В.С. Гроссмана, И.Г. Эренбурга. Киев. 1991.

Интернет-ресурсы
http://shoa.com.ua

Оборудование урока: карта "Великая Отечественная война. 1941-1945.», карта современного Киева, фотографии событий 29 сентября 1941г., альбом А. Розенбаума" Эпитафия", гравюра Б.Пророкова "У Бабьего Яра".
Виды деятельности: работа с источниками, работа с поэтическими текстами и визуальными материалами, беседа.
Литература1.Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945гг.М.,2002.2.Круглов А.И. Сб. документов и материалов об уничтожении нацистами евреев

Слайд 5Урок начинается с прочтения стихотворения Льва Озерова, которое звучит на

фоне музыки.

Лев Озеров.
Я пришел к тебе Бабий Яр.
Если возраст

у горя есть,
Значит ,я немыслимо стар,
На столетья считать- не счесть.
Я стою на земле, моля:
Если я не сойду с ума,
То услышу тебя, земля,-
Говори сама.

Урок начинается с прочтения стихотворения Льва Озерова, которое звучит на фоне музыки. Лев Озеров.Я пришел к тебе

Слайд 6Уже все понятно. И яма открыта как омут.
И даль озаряется

светом последних минут.
У смерти есть тоже предбанник…
Фашисты по-деловому
Одежду с пришедших

снимают и в кучи кладут.
И явь прерывается вдруг еще большею явью:
Тысячи пристальных
Жизнь обнимающих глаз,
Воздух вечерний,
И небо,
И землю буравя,
Видят все то, что дано нам увидеть
Раз…
И выстрелы, выстрелы, звезды внезапного света.
И брат обнимает последним объятьем сестру…
И юркий эсэсовец лейкой снимает все это…
И залпы.
И тяжкие хрипы лежащих в Яру.
А люди подходят и падают в яму как камни…
Дети на женщин ,старики на ребят.
И, как пламя, рвущимися к небу руками
За воздух хватаются
И, обессилив, проклятья хрипят..


Уже все понятно. И яма открыта как омут.И даль озаряется светом последних минут.У смерти есть тоже предбанник…Фашисты

Слайд 7Опережающее домашнее задание.
Студенты делятся на 3 группы.
Группа 1работает с

фотодокументами, сделанными немцами в оккупированном Киеве.
Группа 2-со свидетельствами очевидцев.
Группа

3- с документами немецкого командования.

Вопросы для работы с источниками:
Происхождение источника ( дата, автор, публикация)
2. Цель создания
3. Значимость данного источника для изучения темы.

На уроке каждая группа рассказывает о своих выводах.
Опережающее домашнее задание.Студенты делятся на 3 группы. Группа 1работает с фотодокументами, сделанными немцами в оккупированном Киеве. Группа

Слайд 8Выступление 1 группы

Наша группа работала с фотодокументами. Это фотографии, сделанные

немцами в захваченном Киеве в 1941 году. Этот вид источника

мы считаем первичным. Он очень значим, т.к. зеркально фиксирует ситуацию.
Эти страшные снимки делали немецкие офицеры во время первых расстрелов в Бабьем Яре.
Фотограф немецкого отряда пропаганды 6-ой армии Иоганн Хехле сделал 7 цветных снимков. Он спустился в овраг и был ошеломлен грудами вещей, которые принадлежали убитым евреям. Мы видим на фотографиях женские туфли, сапожки, дамскую сумочку. А вот снимки, на которые нормальный человек не может смотреть без содрогания: детские сапожки, детская курточка, варежки на резиночке…А еще на одной фотографии мы видим механический протез…
 
Непросто было работать с этими документами. На снимках видны пулеметы, которые стреляли в безоружных женщин, детей, инвалидов, в людей, которые не воевали с фашистами. Присмотритесь, видны лица людей, которых ведут на расстрел .Мы считаем, что этот исторический источник, эти фотодокументы доказывают, что трагедия в Бабьем Яре- преступление фашизма. Преступление против жизни, против человечества.

Выступление 1 группыНаша группа работала с фотодокументами. Это фотографии, сделанные немцами в захваченном Киеве в 1941 году.

Слайд 13Мы работали с источником: Воспоминания очевидцев
Это два документа. Первый воспоминания

киевлян, которые помещены в книге авторов: Гроссман и Эренбург, она

называется «Черная книга».
Второй – это свидетельские показания Дианы Проничевой, выжившей в Бабьем Яру.
Понятно, что воспоминание очевидцев – это очень важный исторический источник, т.к. он первичный. К сожалению, в таких катастрофах, как трагедия Бабьего Яра, оставшихся в живых очевидцев очень мало. Тем важнее изучать эти документы.
Невозможно читать эти строки равнодушно. Подробности последних часов , минут жизни людей, трогают и леденят душу. Итак, выдержки из документов.

Выступление 2 группы

Мы работали с источником: Воспоминания очевидцевЭто два документа. Первый воспоминания киевлян, которые помещены в книге авторов: Гроссман

Слайд 14Воспоминания очевидцев
Документ №1
«На рассвете 29 сентября киевские евреи с разных

концов города медленно двигались по улицам в сторону еврейского кладбища.

Родственники и друзья провожали их, не подозревая о предстоящей трагедии.
Одни говорили – трудовая мобилизация, другие заявили, что предстоит обмен: еврейская семья – на одного военнопленного немца. Кто-то понимал, что это смерть. В этот день было много самоубийств.
Семьи пекли хлеб на дорогу, шили походные вещевые мешки, нанимали подводы, поддерживая друг друга, шли старики и старухи. Матери несли младенцев на руках, везли их в колясочках. Старух, тяжко вздыхающих и бледных, вели под руку внуки. Парализованных и больных несли на носилках, на одеялах, на простынях.
Толпы людей непрерывным потоком шли по Львовской улице, а на тротуарах стояли немецкие патрули. Огромное множество людей с раннего утра до самой ночи двигалось по мостовой. Это шествие смерти продолжалось три дня и три ночи. Город притих.
Выйти из потока уже было невозможно – немцы проверяли документы.
Под открытым небом была развернута целая канцелярия, стояли письменные столы. Толпа, ожидавшая у заставы, организованной немцами в конце улицы, не видела этих столов. От толпы отделяли каждый раз 30-40 человек и вели под конвоем «регистрироваться»
 
Затем немцы заставляли людей раздеться догола – всех без исключения – и женщин, и стариков, и детей. Одежду собирали, аккуратно складывали. Срывали с пальцев кольца. Потом обреченных группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Маленьких детей сталкивали в яр живыми. Многие, подходя к месту казни, теряли рассудок. Несколько молодых и красивых девушек увели в сторону: ночью их изнасиловали и также расстреляли.
 
 
 
Воспоминания очевидцевДокумент №1«На рассвете 29 сентября киевские евреи с разных концов города медленно двигались по улицам в

Слайд 15Документ №2
Свидетельские показания Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яре
«Русские мужья

провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей.

Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики.
Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматически расстреливают их. Затем подводят другую группу
Документ №2Свидетельские показания Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яре«Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали

Слайд 16Выступление 3 группы

Официальный документ.
Мы работали с документами немецкого командования. Это

официальные документы. Они имеют очевидную ценность для человека, изучающего трагедию

в Бабьем яре.
Эти материалы позволяют увидеть события глазами немецкого командования. Язык, которым написаны документы, их стиль, даже само обращение пренебрежительное – жиды – создают представление о том, что фашисты сознательно проводили зверски жестокую политику против еврейского народа.

Выступление 3 группыОфициальный документ.Мы работали с документами немецкого командования. Это официальные документы. Они имеют очевидную ценность для

Слайд 17Документы немецкого командования
Документ № 1.
Объявление о сборе евреев Киева
«Все жиды

города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29

сентября 1941г. к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеревской улиц. Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр.
Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян»

Документ №2
Из отчета в Берлин от 7 октября 1941г.
«Путём совместной работы штаба и двух команд полицейского полка «Юг» зондеркоманда 4а провела 29 и 30 сентября экзекуцию 33 771 еврея. Деньги, ценные вещи, белье и одежда конфискованы.
Сама акция проведена безупречно. Никаких происшествий не было».
Документы немецкого командованияДокумент № 1.Объявление о сборе евреев Киева«Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться

Слайд 18В результате выступления студентов в их тетрадях должны быть зафиксированы

записи: доказательства преступления нацистских преступников, совершенного в Киеве в Бабьем

Яре.
Для закрепления урока предлагается просмотр учебного фильма" Великая война"
Подводятся итоги урока, делается вывод- когда иссякает память, трагедии повторяются, поэтому важно память сохранить. Бабий Яр есть везде, где побывали нацистские оккупанты.
Звучит пестня А. Розенбаума "А может не было войны…"
Выставляются оценки.
Домашнее задание:
Мини-сочинение на тему "Бабий Яр для меня- это…"
2. Найти и рассмотреть картину. И. Клейнера "Бабий Яр"

В результате выступления студентов в их тетрадях должны быть зафиксированы записи: доказательства преступления нацистских преступников, совершенного в

Слайд 19Отрывки из сочинений студентов
«В Бабьем Яре были преданы мучительной смерти

евреи, украинцы, русские, дети, женщины, старики. Это было убийство, просчитанное

до мелочей. Убийство, которому нет прощения. Преступление, которому нет забвения.»
Антоновская Анна.


«Для меня Бабий Яр- место, где скоплена вся злоба, отчаяние, страдание и горе. Ненависть фашистов к невинным людям, их жестокие сердца, которые не содрогались, когда расстреливали женщин и детей. Место, где хранятся боль, отчаяние и плачет душа. Я видела фотографии об убиенных, читала воспоминания очевидцев и понимаю трагедию Бабьего Яра.
Кузнецова Наталья.
Отрывки из сочинений студентов«В Бабьем Яре были преданы мучительной смерти евреи, украинцы, русские, дети, женщины, старики. Это

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика