Слайд 2Биография
БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович [1800-1844] - поэт, представитель пушкинской плеяды. Из
старинного польского рода, поселившегося в XVII в. в Россию. Воспитание
Баратынский получил первоначально в деревне, под наблюдением дядьки-итальянца, затем в петербургском французском пансионе и пажеском корпусе. В результате серьезной провинности - кражи довольно крупной суммы денег у отца товарища - был исключен из корпуса с запрещением навсегда поступать на службу. Эта кара сильно потрясла Баратынского (он заболел тяжким нервным расстройством и был близок к самоубийству) и наложила отпечаток на его характер и последующую судьбу. С целью снять тяготевшее клеймо Баратынский поступил рядовым в один из петербургских полков. Нижним чином Баратынский прослужил семь лет (из них пять лет в Финляндии) и только в 1825 был произведен в офицеры. После производства вышел в отставку, последующие годы он жил то в Москве, то в своих имениях. Умер во время заграничного путешествия, в Неаполе, 44 лет от роду.
Слайд 3Творческий путь.
Первое стихотворение Баратынского было напечатано в 1819. В своей
сословной ущербленности Баратынский ощущал себя вполне одиноким, не принадлежащим ни
к одному состоянию, вынужденным завидовать своим крепостным.Трещина, образовавшаяся в годы солдатской службы между Баратынским и его сословием, так и не заполнилась до конца жизни.Переживая свое положения острее Пушкина, Баратынский в то же время, будучи сыном богатых помещиков, взяв большое приданое за женой, прочно связан с экономическими корнями дворянства. Сходством социального положения Баратынского и Пушкина (возможно) объясняется и параллельность основных линий их творчества: оба начали подражанием господствующим образцам начала века - элегической поэзии БатюшковаПервое стихотворение Баратынского было напечатано в 1819. В своей сословной ущербленности Баратынский ощущал себя вполне одиноким, не принадлежащим ни к одному состоянию, вынужденным завидовать своим крепостным.Трещина, образовавшаяся в годы солдатской службы между Баратынским и его сословием, так и не заполнилась до конца жизни.Переживая свое положения острее Пушкина, Баратынский в то же время, будучи сыном богатых помещиков, взяв большое приданое за женой, прочно связан с экономическими корнями дворянства. Сходством социального положения Баратынского и Пушкина (возможно) объясняется и параллельность основных линий их творчества: оба начали подражанием господствующим образцам начала века - элегической поэзии Батюшкова (см.), элегиям Жуковского (см.); оба прошли стадию романтической поэмы; наконец, последний период в творчестве обоих окрашен отчетливым реалистическим стилем письма .
и Пушкин
«Баратынский,-утверждал Пушкин,-принадлежит к числу отличных наших поэтов.Он у нас
оригинален,ибо мыслит...мыслит по-своему...между тем как чувствует сильно и глубоко.»
Слайд 5Поэтический стиль
Но при сходстве основных линий поэтический стиль Баратынского
отличается замечательным своеобразием — "оригинальностью". Социальная изолированность Баратынского отозвалась в
его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире "сухой скорби" - безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами.Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов.Язык Баратынского отличается "высоким" словарем, загроможденным не только архаическими словами и оборотами, но и характерными неологизмами на архаический лад; торжественно-затрудненным, причудливо-запутанным синтаксисом. Предельный лаконизм, стремление к кристально четким словесным формулировкам - таковы основные черты этого стиля.
Слайд 6«Ахилл»
Евгений Баратынский
«Ахилл»
Влага Стикса закалила
Дикой силы полноту
И кипящего Ахилла
Бою древнему явила
Уязвимым
лишь в пяту.
Обречен борьбе верховной,
Ты ли, долею своей
Равен с ним,
боец духовный,
Сын купели новых дней?
Омовен ее водою,
Знай, страданью над собою
Волю полную ты дал,
И одной пятой своею
Невредим ты, если ею
На живую веру стал!
Слайд 7История создания
Впервые напечатано в „Современнике“ 1841 г., т. XXIII, и
вошло в „Сумерки“.
Во всех изданиях „Ахилл“ отнесен к периоду 1835—1842
г.; предположительно относим к 1841 г.
Валерий Брюсов видит в Ахилле, в котором Баратынский „говорит о необходимости современному духовному бойцу опереться на живую веру“, начало пути последняго озарения души, развитие котораго было прервано неожиданной смертью поэта.
Слайд 8Анализ стихотворения
Тема: рассуждение о слабых и сильных сторонах Ахилла,их причинах,возможностях
использования.
Идея: показать нам, что самое уязвимое место может стать ключевым,
важным, если найти ему правильное дополнение, опереться на это качество,особенность.
Слайд 9Образ Ахилла
В этом стихотворении мы видим внутренний мир античного героя,рассматриваем
не его подвиги в битвах, а само происхождение геро,его шансы
на полноценную жизнь в обществе,причины его появления. Баратынский мысленно помещает Ахилла в свое время,говорит,что помогло бы Ахиллу существовать здесь.
Слайд 10Средства художественной выразительности
Гипербола — невредим одной своей пятою.
Олицетворение — живая
вера, дикая сила.
Эпитет — кипящий Ахилл.