Слайд 1Дикое поле
Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны...
Ширь земли да
небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Темная Киммерийская степь…
Слова из песни М.Волошина
Слайд 2Что такое Дикое поле?
Дикое поле — историческое название неразграниченных и
слабозаселенных причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним
течением Днестра на Западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на Востоке, от левого притока Днепра — Самары и верховьев притоков Южного Буга — Синюхи и Ингула на Севере, до Чёрного, Азовскогоморей и Крыма на Юге.
Некоторые историки также включают в состав Дикого поля южнорусские степи вплоть до верхней Оки.
Дикое поле стихийно осваивалось в XVI—XVII веках беглыми крестьянами и холопами, заселялось служилыми людьми в условиях борьбы против турецко-татарской экспансии.
На территории Дикого поля, в условиях противостояния татарам, возникло и сформировалось казачество.
В результате русско-турецкой войны 1768-74 годов турки и татары были вытеснены из приазовских степей. После чего началось довольно быстрое заселение Дикого поля. Колонизируя отвоеванные территории, царское правительство раздавало право на пользование землей помещикам, чиновникам и офицерам, приглашало немецких колонистов. В апреле 1778 года Императрица Екатерина II, учитывая заинтересованность России в освоении земель на побережье Азовского моря и в бассейне Северского Донца, принимает ряд законодательных актов, продолживших начатую ранее колонизационную политику. Начато переселение в южнорусские губернии христианского населения Крыма (греков, валахов, грузин, армян, румынов). Грамоту об этом, подписанную Екатериной II, греки получили 21 мая 1779 года.
В границах Дикого поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, Тульская, Липецкая, Воронежская, Орловская, Курская, Белгородская, Ростовская и Волгоградская области России.
Слайд 3История
По первым письменным историческим документам (Геродот и другие античные историки), на всей
территории, находящейся севернее Чёрного моря (у античных авторов Понтийское море), обитали скифы, однако
слабозаселённость территории и отсутствие охраняемых границ позволяли осуществлять вылазки на эту территорию кочевым народам.
Степи Дикого Поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что способствовало началу их освоения ещё во временаДревнерусского государства. Этому, однако, препятствовали набеги степных кочевников, которые волнами прокатывались по этим землям с древнейших времён (хазары, печенеги, половцы, татары). Для защиты от них из Киева и других русских городов направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, а в дальнейшем из них вырастали поселения и города.
Продолжилось заселение Дикого Поля в XIV—XV веках, когда часть территории нынешней Украины вошла в состав Великого княжества литовского, позднее объединившегося с Польским Королевством в Речь Посполитую (1569). Земли Дикого Поля осваивались и заселялись переселенцами крестьянами ихолопами с территории Северо-Восточной Руси и Речи Посполитой. Часть Дикого Поля была под контролем казаков. В XVI—XVII веках Московское правительство на территории Дикого поля для ведения борьбы против татарской экспансии создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу[1]. На оборонительных линиях селились служилые люди.
Слайд 4Историю с Севера или с Запада. Незначителен вес литературы, посвященной
населению юга Восточно-европейской равнины - Причерноморья, Приазовья, Донбасса, Дона, Северного Кавказа.
Еще меньше книг, в которых бы сами авторы смотрели на историю "южными глазами", со стороны Кавказа, Дикого поля, Крыма, Черного и Азовского морей, низовий Днепра, Дона.
Такое направление литературы сделало освещение истории южных земель односторонним, однобоким. До того, как появились упоминания о славянских городах, большая часть Восточно-европейской равнины была заселена финскими и тюркскими народами. Но это показано в основном в произведениях арабских, армянских, византийских авторов, т.е. в "южных" источниках, которых известно сравнительно немного. "Северная" литература, как правило, рассматривает расселение славянских народов на этой равнине таким образом, будто бы они осваивали некое незаселенное пространство. Арабы же при описании народов, проживающих на древнем Каспийско-Волжском торговом пути (при движении с Юга на Север) из Персии в страны Балтии утверждали, что за Булгарией - большим тюркским государством на средней Волге живут финские племена, затем славяне, а затем русы, т.е. называли ряд народов и различали славян и русов. Так кто же такие русы, и кто и когда превратился в русских? Если смотреть с Юга, то возникают и другие вопросы, которые при освещении с Севера остаются несколько в тени.
Как пишет известный ученый Омелян Прицак, украинская историография, как и каждая иная историография, обязана изучать прошлое всех человеческих исторических общностей и государств, которые имелись на территории теперешней Украины, а не ограничиваться только государствами сегодняшнего, украинского этно-мовного круга. В частности, необходимо изучать историю Половецкой державы (1050-1240 гг.), державы Войска Запорожского, Крымского ханата. Отмечая, что столица Половецкой державы Шарукань размещалась на территории нынешнего Харькова, О. Прицак обращает внимание на такой исторический парадокс: в 1917-1920 г.г. на территория нынешней Украины снова возникли две державы: одна Украинская народная республика со столицей в Киеве, другая - Украинская Советская республика со столицей в Харькове, как в княжеские времена: Рюриковичи (Киев) - Половцы (Харьков).
Слайд 5Юсуповский дворец
При взгляде с Севера христианство на Восточно-европейской равнине начинается
с крещения киевлян в Днепре. А при взгляде с Юга
оно начинается по крайней мере лет на 900 раньше, с христиан Крыма - местных жителей, обращенных в I в. н. э. прошедшим здесь апостолом Андреем, готов-арианцев, понтийских греков, а затем и христиан-хазар. И даже крещение Руси начинается с крещения в Херсонесе, а не в Киеве. В Крыму же совсем недалеко от Херсонеса еще в первой половине XIX века предпринималась попытка создания колонии, основанной на принципах христианского социализма - направления общественной мысли, стремящегося придать христианской религии социалистическую окраску. Это направление развивалось с начала XIX века (и широко распространено в наше время - совсем недавно папа римский заявил, что в социализме есть зерно истины и призывал не идеализировать капитализм) и в Кореизе княгиней Галициной в 1825-1829 г.г. создавалась усадьба как первый фаланстерий в России (в настоящее время госдача "Юсуповский дворец").
Слайд 6Земли северного причерноморья
В сферу влияния России рассматриваемая территория попала только
с конца XVIII века, когда в царствование Екатерины II земли
Северного Причерноморья-Приазовья и частично Северного Кавказа были присоединены к Российской империи. До этого представители славянских народов - поляков, белорусов, украинцев, русских - попадали в Крымское ханство чаще всего в виде пленников, реже - в качестве участников набегов или купцов, чумаков, послов. Пленниками из славянских земель были многие гребцы на очень большом Турецком галерном флоте (крымские татары продавали пленных туркам). Эти земли точнее было бы назвать не Новороссией, как сделало царское правительство, а Новой Европо
Слайд 7Колонизация Дикого поля
В колонизации Дикого поля в юго-восточной Европе были
некоторые общие черты с колонизацией Дикого Запада в Северной Америке
(здесь - войны с Турцией и татарами, там войны с Мексикой и индейцами и т.д.). в освоении, в частности, в быстрой индустриализации широкой приморской полосы, протянувшейся от Измаила до Ростова - Азова, было что-то общее с освоением и развитием Калифорнии. Если бы освоение Калифорнии населением Северо-Американских Соединенных Штатов началось не в середине XIX в., а лет на пятьдесят раньше, то не исключается использование названия Новая Калифорния вместо Новороссии - есть много сходства (в том числе даже в наличии и там, и тут кинопромышленности) .
Слайд 8Спасибо за внимание!
Робота 7 класса
Евтуховой Софии