Слайд 1Тема урока
Древний Египет
урок обобщения и
систематизации знаний
Слайд 2Форма урока: нестандартный урок,
урок-игра
Оборудование: карты по истории Древнего мира,
карта Древнего Египта; карточки с заданиями, кроссворд «Египет», игровой материал.
Слайд 3Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний
Египет», проверить знания учащихся по данной теме;
Развивать умения устно отвечать,
работать в команде;
Воспитывать интерес к учебе, стремление больше знать по изучаемому предмету.
Слайд 4Актуализация опорных знаний
Какую тему мы закончили изучать?
Где и когда возникло
Египетское государство?
Какими были фазы хозяйственного года в Египте?
Почему жители Древнего
Египта называли себя «жителями Черной земли»?
Слайд 5
Игра
« Тайны Древнего Египта»
Основная задача:
собрать все ключи, которые помогут отгадать имя ученого, разгадавшего древнеегипетскую письменность (ключи с буквами и цифрой даются после выполнения каждого задания)
Слайд 6Задание 1: Поиски карты.
Собрать из частей карту Древнего Египта;
На контурной
карте подписать реку, моря; отметить район земледелия и столицу Древнего
Египта.
Слайд 7Задание 2: Тайна старинной рукописи
Я, фараон ________________, который совершил самые
боль-
шие завоевательные походы в ______ году до нашей эры.
Мое войско
состояло из ________, ______ и ______ . Я завоевал
страну _________, в ней много золота. Еще завоевал Синайский
п-ов, он богат ___________ . А так же мне покорились _______,
__________, _________ .
Слайд 9
Какое мифологическое существо строили рядом с пирамидами?
Для чего строили пирамиды?
Пирамида
какого фараона самая высокая? Когда она построена?
Пирамиду какого фараона нашли
нераз-грабленной?
Что находят ученые в гробницах фараонов?
Что такое мумия? Зачем ее делали?
Слайд 10Задание 4: Определение понятий
Дельта, фараон, Ра, иероглиф, саркофаг, бронза, шадуф
Служитель
богов в храме –
Статуя, изображающая льва с головой человека –
Высокий
тростник в Египте, из которого изготовляли материал для письма –
Бог-фараон, судья в царстве мертвых -
Слайд 11Задание 5: Веселая минутка
Какие из перечисленных продуктов и блюд
были известны в Древнем Египте? ( «да» -хлопок в ладоши;
«нет» - тишина)
Виноград, помидоры, сушеная рыба, земляника, финики, картофель, виноградное вино, огурцы, лук, мясо, пиво, чеснок
Слайд 12Задание 6: Исторические памятники
Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые
они представляют
литература архитектура
живопись скульптура
Слайд 13Архитектура литература живопись скульптура
Миф об Осирисе
Большой Сфинкс
Росписи на стенах храма
Пирамида
Хеопса
Храм бога Ра
Повесть о Синухете
Гимн богу Амон-Ра
Папирус с песнями египтян
Статуэтка
богини Бастет
Слайд 14Задание 7: Исправь ошибки
Один враль и хвастун утверждал, что с
помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.
Когда я попал в
эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все остальные реки Египта можно перейти вброд. Я доехал до самой большой из пирамид, в которой похоронен фараон Тутанхамон. Когда я подошел к пирамиде, то хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться в дубовой роще. Когда дождь закончился, я стал искать вход в пирамиду, но египтяне мне сказали, что гробница фараона Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…
-Перестань выдумывать,- прервали рассказчика,- Ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе много исторических ошибок.
НАЙДИТЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Слайд 15Задание 8: Кроссворд
Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд.
Древнейший материал для
письма, изготовленный из нильского тростника.
Книга из папируса, свернутая в трубку.
Каменный
столб, поддерживающий перекрытие в храме.
Одно из имен бога солнца.
Богиня неба.
Знаменитый фараон завоеватель.
Огромная каменная фигура, с головой человека и телом льва.
Священный крокодил.
Животное, в облике которого Амон-Ра сражается со змеей.
Фараон, чья гробница найдена неразграбленной.
Река в Египте.
Слайд 16Итоги экспедиции
Сложить ключи в правильной последовательности и прочитать имя ученого
Имя
ученого ШАМПОЛЬОН
2
а
4
по
1
ш
6
о
3
м
5
ль
7
н
Слайд 17ШАМПОЛЬОН
Многие пытались
разгадать тайну иероглифов. Но удалось это сделать французскому ученому Шампольону,
жившему в начале прошлого века. В то время в Египте нашли большой черный камень, покрытый письменами. Одна надпись была выполнена иероглифами, а другая на древнегреческом языке, хорошо известном ученому. В греческой надписи встре-чались имена фараона Птолемея и царицы Клеопатры. А среди иероглифов некоторые знаки были обведены в кружок. Ученый предположил, что это царские имена. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие знаки П, Т, Л- знаки в двух рамочках совпали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.
Слайд 18Итог урока
Путешествие по какой стране мы сегодня совершили?
Что нового
вы узнали?
Готовы ли вы попробовать стать древнеегипетскими писцами?
Слайд 19Домашнее задание
1.Проверить свои знания, выполнив тест.
2.Используя древнеегипетские иероглифы, написать следующие
слова: папа, карта, парта, кот и свои имена.
Слайд 20Приложение 1.
Тест: 1. Египет располагался вдоль реки
А) Нил
Б) Тигр В) Евфрат Г) Днепр
2. Основным занятием
египтян было
А)строительство пирамид Б) земледелие В) завоевательные походы
3. Какой фараон вел активную завоевательную политику А) Тутмос Б) Эхнатон В) Тутанхамон
4. Кто обладал неограниченной властью в Египте А) фараон Б)жрецы В) вельможи Г) рабы
5. Кому из фараонов была построена самая высокая пирамида А)Тутмос Б) Хеопс В) Тутанхамон