Слайд 1ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Prezentaciii.com
Слайд 2Рубеж VI-V веков до н. э. в жизни греческих городов
был полон событиями. Яростно сопротивлялась рабовладельческой демократии тирания. Затем бурную
внутриполитическую борьбу сменила ожесточенная война с персами. Победившие греки не только отстояли независимость, но спасли европейскую культуру, защитив свои демократические устремления от персидской деспотии. В мировоззрении греков этого времени намечался перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира-классике.
Слайд 4Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент возвышения Афин,
что позволило афинянам использовать значительные ресурсы для создания впечатляющих шедевров.
Лучшие архитекторы, скульпторы и художники были приглашены в Афины и осуществляли планы Перикла по украшению Акрополя и всего города.
Развивались науки, искусства и философия.
Свобода соседствовала с тиранией, демократические идеалы сталкивались с коррупцией, развивалось искусство убеждать и побуждать.
Одним словом это был "Золотой Век" Афин.
Слайд 6Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и в 431
г. до н.э. разгорелась Пелопоннеская война, закончившаяся только через 27
лет победой Спарты и низложением Афин. С этого времени Спарта стала ведущим полисом Греции, насаждая свои военные порядки во многих городах, и междоусобные войны не утихали до нового объединения Греции под гегемонией Македонии. Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела.
Слайд 8В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью
Македонии. После убийства Филиппа II его место занял сын Александр,
возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю в течение 9 лет. Он побывал в Гималаях и дошел до берегов Ганга. Его идеей было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией. Он женился на дочерях персидских царей, надеясь на мирное смешение двух культур. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, надеясь на поклонение простого народа завоеванных земель. Однако Александр не был понят своей армией и ближайшим окружением. Он умер, когда ему шел 33 год, не оставив преемника.
Слайд 9В классическую эпоху особенно расширились и процветали святилища Зевса в
Олимпии и Аполлона в Дельфах. Олимпия расположена на юге Греции,
где около слияния рек Алфея и Кладея, близ невысокой горы Кронос, раскинули свои ветви оливы и платаны рощи Альтис. Храм Зевса высился в центре святилища, у склона Кроноса находились сокровищницы и архаический храм Геры, возле которого шел путь на стадион. Сокровищницы были выстроены в ряд, как и здания в архаических комплексах Селинунта и Пестума. Примечательно, что, в отличие от других святилищ, разрешение строить здесь сокровищницы было дано только дорическим полисам. Более того, до завоевания Македонией в архитектуре Олимпии предпочитался дорический ордер.
Слайд 11Ранняя классика. Декоративная скульптура
Хотя от старых принципов сохранилась симметрия
композиции, но условность архаического искусства в эгинских фронтонах начинает преодолеваться:
создаются круглые скульптуры, исчезает скованность в изображении человека, фигуры объединены одним действием, совершеннее показывается движение, более свободное и естественное. Композицию фланкируют лежащие в сложных и неудобных позах гоплиты. Они повернуты лицами к зрителю и как бы демонстрируют мужество и героическую смерть. Величавая и строгая Афина, вооруженная щитом и копьем, защищает павшего грека.
Слайд 13Воины восточного фронтона показаны в сложных положениях. Сопротивляющиеся изображены в
некоторых случаях почти опрокинутыми на спину или чудом держатся на
ногах. После долгого периода, когда принято было показывать фигуры неподвижными, у мастера будто прорвалось желание представить воинов в быстрых движениях. Но на первых порах это получилось еще во многом наивно, слишком подчеркнуто, намеренно резко. Стоя на одном колене, Геракл натягивает тетиву лука и прицеливается во врага. В мастерской постановке фигуры нет узорочья контура архаического Париса западного фронтона: необходимое для боя положение тела оказывается естественным и потому красивым.
Слайд 14Воин натягивающий тетиву
Скульптура
Греция классический период
Слайд 15Во второй четверти V века до н. э. в искусстве
Греции происходят значительные изменения. О них свидетельствуют мраморные статуи фронтонов
храма Зевса в Олимпии. В торжественной и сдержанной восточной композиции изображен момент перед состязанием героя Пелопса и царя Эномая. Рядом с величавым Зевсом показаны соперники, далее - лирические женские образы. По бокам - колесницы и лошади, возничие, прорицатель, мальчик. В композиции выступает свойственный скульптуре ранней классики красноречивый язык жестов и поз.
Слайд 17В размещении фигур западного фронтона, где возле Аполлона изображены борющиеся
с кентаврами греки, больше динамики, меньше торжественности. Античный поэт Овидий
рассказывает о бесчинствах кентавра Эврита и других "тучеродных зверей" на свадьбе Пирифоя:
"С Гипподамией свой брак справлял Пирифой Иксионов.
Вот тучеродных зверей - лишь столы порасставлены были -
Он приглашает возлечь в затененной дубравной пещере...
Вдруг замешался весь пир, столы опрокинуты. Силой
Схвачена за волоса молодая супружница.
Эврит Гипподамию влачит, другие - которых желали
Или могли захватить".
Слайд 19Ранняя классика. Круглая скульптура и рельефы
Первые победы греков над
персами, способствовавшие росту патриотических чувств, сделали очевидным необходимость объединения полисов.
Борьба с персами воспринималась как борьба свободных городов с деспотией. В статуе Аполлона из Пьомбино заметно почти архаическое изящество, но пластическое решение новое. Изваяние могло быть создано лишь в период, когда особенно свежими и непосредственными были впечатления художников от красоты открывшегося перед ними реального мира.
Образ, навеянный скульптору прекрасными юношами-атлетами, победителями на состязаниях, вызывает в памяти строки поэта Симонида Кеосского:
"Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчик
Столь же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе,
И на ристалищах ловко умеющий править конями.
Славою он увенчал город почтенных отцов".
Слайд 21Живопись и вазопись
Принципы чернофигурной техники, заставлявшей мастеров показывать фигуру
силуэтом, а детали процарапывать иглой, сковывали их желание создавать свободные
композиции и привели к поискам новых возможностей. Приходящийся на период поздней архаики переход к краснофигурной вазописи нагляден в работах Андокида. Сравнение двух росписей в разных техниках, но на одну тему - пир Геракла - показывает, что изменились не только цвета фона и фигур.
Слайд 23В чернофигурной больше действующих лиц, детали процарапаны, значительная роль отводится
орнаменту. В краснофигурной внимание сосредоточено на главном: оставлены лишь Геракл
и Афина, изображенные крупнее, пером нанесены складки одежд, глаза, мышцы. Естественнее поза лежащего Геракла, правильнее показана его фигура, ставшая объемнее и пластичнее. Известны также росписи амфор в разных техниках с изображением Геракла, похищающего из Аида пса Цербера.
Слайд 25Выдающийся мастер этой переходной для вазописи эпохи Евфроний работал в
разных техниках: на одной из его чернофигурных пелик показан торговец
оливковым маслом, на краснофигурной - прилет ласточки. Бытовые зарисовки Евфрония далеки от жанровости в ее современном понимании. В них всегда ощутима значительность смысла, стоящего за внешне простым сюжетом. В росписи с ласточкой мальчик, юноша и мужчина охвачены общим радостным чувством прихода весны. Рядом с каждым изображенным персонажем Евфроний помещает произносимые им слова:
"Смотри, ласточка",-обращает внимание на птичку юноша. "Правда, клянусь Гераклом. Уже весна" - утверждает мужчина, а мальчик заканчивает несложный разговор восклицанием: "Вот она!".
Слайд 26Работа
Выдающегося мастера
классического периода
Евфрония
Слайд 27Высокая классика
Эллинские города, победившие персов, объединяются в середине V
века до н. э. под эгидой Афин. Третья четверть V
века - кратковременный период расцвета афинской рабовладельческой демократии - в искусстве определяется как высокая классика. "Наш государственный строй, - говорил Перикл, - не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых... Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности; мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах".
Афины, куда съезжаются со всей Греции виднейшие архитекторы, скульпторы, художники, становятся центром культурной жизни. Это период деятельности философа Анаксагора, поэтов Софокла и Еврипида, комедиографа Аристофана. В это время работают архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий и другие талантливые мастера. В годы правления Перикла разрушенные персами Афины отстраиваются общественными зданиями, жилыми домами, площади и улицы украшаются статуями, на акрополе - священном холме - воздвигается ансамбль храмов.