Слайд 1 Этапы развития исторического знания.
Михнева Н.В. учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназии №1»
г. Новоалександровска
Ставропольского края
Слайд 2Девиз науки: Historia est magistra vitae — история учительница жизни.
Николаос
Гизис. Аллегория истории, 1892 г.
Слайд 3История
От (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся
изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций
и т. д.) в прошлом;
В более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Слайд 4 Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Древнегреческий термин означал «расследование,
узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и
фактов.
Древнеримский термин обозначал не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого.
Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Слайд 5Историческая наука античного мира
Не существовало деления гуманитарной науки на дисциплины.
Описание
исторических событий давалось вместе с сведениями по географии и экономике.
Историческое
повествование – типичная форма.
Исторический труд – форма творчества.
Слайд 6Геродот Галикарнасский – отец истории
(484 до н. э. — 425 до
н. э.) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», —
описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.
Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории». Чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной России.
Слайд 7Изучаем документы
Ст.7-8
Кратко охарактеризуйте взгляды историков прошлого на задачи исторической науки.
Слайд 8Историческая наука в Средние века
17 век – формирование цельной картины
Всемирной истории.
Установление единой системы летоисчисления (от рождества Христова).
Рост интереса к
прошлому (ВГО, необходимость обоснования абсолютизма).
Слайд 9Историческая наука в Новое время.
Принципы научного подхода в изучении прошлого:
Принцип
историзма или конкретно-исторического анализа.
Принцип объективности.
Принцип критического анализа исторического источника.
Слайд 10Историческая наука в 20 веке.
«Открытие истории» Азии и Африки, признание
уникальности их пути развития.
Многообразие подходов в изучении истории.
Размежевание истории: политология,
социология, социальная психология и т.д.
История на службе у политиков.
Слайд 11Исторические источники.
Весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших
исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на
основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе.
Слайд 12Классификация ИИ
Письменные
Вещественные
Этнографические
Устные
Лингвистические
Фотодокументы
Фонодокументы
Нумизматические
Метрологические (меры измерения
веса, длинны, скорости)
Хронологические (способы лето исчисления )
Слайд 13Исторические периоды
В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Первобытное
обществоПервобытное общество (на Ближнем Востоке — до ок. 3000 года до н. э.)
Древний мирДревний мир (в ЕвропеДревний мир (в Европе — до 476 года н. э.)
Средние векаСредние века (476—1640-е)
Новое времяНовое время (1640—1918)
Новейшее время (1918—наши дни)
Слайд 14Исторические дисциплины
Антропология
Археография
Архивоведение
Архонтология
Бонистика
Генеалогия
Геральдика
Дипломатика
Историческая география
Историческая методология
Историческая метрология
Источниковедение
Краеведение
Медиевистика
Нумизматика
Палеография
Сфрагистика
Фалеристика
Хронология
Эортология
Эпиграфика
Этнография
Слайд 15Функции истории
Познавательная и интеллектуально-развивающая.
Практически-политическая.
Мировоззренческая.
Воспитательная.
Слайд 16Д/З
№1, вопросы 1-5 ст.14-15
Найти информацию об исторических дисциплинах.
Пис.задание.
Согласны
ли вы с утверждением: «Люди, не знающие историю, склонны повторять
ошибки прошлого»
Слайд 17
Internet ресурсы:
http://ru.wikipedia.org
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ancientlibraryalex.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Gyzis_006_(%CE%97istoria).jpeg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Pompeii-couple.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Herodotus_Massimo_Inv124478.jpg
Учебник
Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история
с древнейших времен до конца XIX в.