Слайд 1Формирование
средневековых городов
Слайд 2План урока
Изменения в общественной жизни
Возникновение городов в
Европе
Борьба городов с сеньорами
Мастерская ремесленника
Цехи - союзы ремесленников
Роль цехов в жизни города
Слайд 31. Изменения в общественной жизни
С XI века, с
ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами.
У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колесный плуг с большими лемехами, который глубже вспахивал почву.
Слайд 41. Изменения в общественной жизни
Для изготовления предметов из
железа требовалось много металла. В Европе появились шахты, усовершенствовалась плавка
и обработка металлов. Больше стали делать тканей из шерсти. Поначалу крестьяне сами мастерили нужные вещи.
Слайд 51. Изменения в общественной жизни
Позже в деревне выделялись «умельцы» -
знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.
Так развитие хозяйства вело
к постепенному отделению ремесла от земледелия.
Слайд 62. Возникновение городов в Европе
Поселения ремесленников возникали на перекрестках
дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен
больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны.
Здесь ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы – продать и купить товары.
Так появился новый слой общества - горожане и новый вид поселения - город.
Слайд 73. Борьба городов с сеньорами
Город оказывался на земле короля
или другого феодала, монастыря. Под властью сеньора оказывалось все городское
население. Сначала сеньоры покровительствовали «своим» городам.
По мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы, оброки ремесленными изделиями, деньгами и товарами.
Слайд 83. Борьба городов с сеньорами
Горожане стремились освободиться от власти
сеньоров. В XII-XIII
веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах Западной Европы.
Освободившиеся города во Франции и в Северной Италии назывались коммунами. Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление - выборный городской совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии - бургомистром.
Слайд 94. Мастерская ремесленника
Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких
мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с
помощью самых простых приспособлений. Специальность отца обычно наследовал сын.
Хозяином и главным работником в мастерской был мастер; он принимал заказы и сбывал свой товар на рынке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет.
Слайд 105. Цехи - союзы ремесленников
Ремесленники селились рядом, создавая свои
улицы. Мастера-ремесленники одной специальности часто объединялись в союзы - цехи.
На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха.
Слайд 116. Роль цехов в жизни города
Члены цеха устраивали совместные
праздники, участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении, хоронили
членов семьи мастера, сообща тушили пожары. Цех помогал больным, обедневшим ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.
Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи - свою церковь и кладбище.
Слайд 126. Роль цехов в жизни города
Долгое время цехи способствовали
развитию ремесла. В городах возникали
новые ремесленные специальности. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке - уже 350.
С увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья мастеров беспрепятственно получали звание мастера; оно стало почти наследственным.
Слайд 137. «Что с возу упало, то пропало»
Торговля в Средние
века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространство
между поселениями покрывали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Дороги были узкими и немощеными, покрытыми непролазной грязью.
За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии.
Слайд 148. Расширение торговых связей
Город стал центром торгового обмена с
окружавшей его местностью, с другими городами, отдельными землями, с другими
странами.
Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.
Слайд 158. Расширение торговых связей
Для улучшения торговли строились более удобные
дороги. Особенно процветала торговля по рекам и морям. Европейские купцы
совершали далекие плавания и привозили редкостные и дорогие восточные товары (пряности, украшения и пр.).
Слайд 169. Ярмарки и банки
Самыми оживленными местами торговли в Европе
были ярмарки, в них принимали участие сотни
купцов из разных стран.
На международных ярмарках торговали товарами со всей Европы и с Востока.
Ярмарки были шумными и многолюдными.
Слайд 179. Ярмарки и банки
На ярмарках стояли столики менял -
специалистов по денежным делам. Менялы также давали деньги в долг
под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками. Из менял и ростовщиков уже в XIV-XV веках вышли первые владельцы банков. Банкиры брали деньги на хранение, переводили купцам деньги из одной страны в другую.
Слайд 18Наряду с главной собственностью Средневековья - «недвижимой» (земля и постройки
на ней) все большее значение начинает приобретать создаваемая в городах
«движимая собственность» (деньги, товары, корабли и т. п.). Постепенно деньги разъедали натуральное хозяйство, а вместе с ним изменяли феодальный быт, мотивы поведения людей.
Слайд 19Широкий спектр презентаций
по курсам
Мировой художественной культуры, истории и обществознания Вы можете скачать на сайте
http://presentation-history.ru/
Слайд 20Домашнее задание
1. Изучить параграф 13
2. Ответить на вопросы на
стр. 110 (устно)