Слайд 1Формирование УУД на уроках истории
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову
другим»
Б.Паскаль.
Слайд 2Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий,
выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Слайд 3Коммуникативные УУД
Уметь полно и точно выражать свои
мысли
Выделять главное
Владеть
монологической речью
Ориентироваться
в информационном потоке
Слайд 4Приёмы развития коммуникативных
УУД в 5 – 6 классах
Историческая
реклама
Ассоциации
Три предложения
Слайд 5Три предложения
Причины принятия христианства
1. Владимир понял, что удерживать под своей
властью все
славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.
Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в
христианстве.
2. Еще в 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир
попытался приспособить язычество к потребностям
государства. На высоком холме князь приказал
поставить деревянных идолов шести богов, над
которыми возвышался грозный Перун с серебряной
головой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали
понять, что Перун является главным среди богов, так же как
киевский князь – среди славян.
3. Но это нововведение не достигло поставлено цели.
Многие племена были недовольны приниженным
состоянием своих главных божеств и возвышением
Перуна, которому поклонялись киевские дружинники.
Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран.
Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями – хазарами, мусульманами - булгарами, христианами из европейских стран.
4. Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала ее укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.
Слайд 6Три предложения
Причины принятия христианства
1. Желание Владимира
укрепить
княжескую власть.
2. Тесные торговые
связи с Византией.
3. Стремление
укрепить
международный авторитет Руси.
Слайд 7ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
При Ярославе сложились более четкие
правила управления Древнерусском
государством.
Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы
называли князя Ярослава самовластцем. Теперь он был уже не первым среди других
князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был
высшим судьей и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с
другими странами, т.е. внешнюю политику.
Киевский престол, или, как тогда говорили «стол», после смерти князя
передавался старшему в роду князей. Князем мог стать брат или же сын умершего, если
он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался.
Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве свои наместников в крупные земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в своей волости большими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени перемещались от одного княжеского стола к другому. Киевский князь назначал и глав местного управления – посадников.
В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече, на которое сходились все свободные люди, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, оно могло пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча, так как в его распоряжении находилось народное ополчение – основа военной организации Древнерусского государства.
Слайд 8ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
Ярослав Мудрый
(1019-1054)
Был высшим судьей
Издавал законы
Главный защитник Руси
Слайд 9ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
НАМЕСТНИКИ
в волостях
(сыновья князя)
ПОСАДНИКИ
главы местного
самоуправления
Ярослав Мудрый
Слайд 10ТЕМА: Управление государством при Ярославе Мудром
ВЕЧЕ
(НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ)
ВОПРОСЫ ВОЙНЫ И
МИРА
ДЕНЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ
ВТОРГАЛИСЬ
В ВОПРОСЫ КНЯЖЕНИЯ
Слайд 11Приёмы развития коммуникативных УУД в 9 – 11 классах:
«Групповые
и индивидуальные презентации
Исторические викторины
Урок - конференция
Урок - суд
Творческая лаборатория»
Слайд 12Познавательные УУД
Поиск и выделение
необходимой информации
Осмысление прочитанной
или услышанной
информации
Извлечение необходимой
информации
Определение основной и второстепенной информации
Самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Слайд 13Приёмы развития познавательных УУД в 5 – 6 классах:
Определи
личность
или событие
Создай кроссворд
( ребус, шараду)
Текст с
ошибками
Определи
лишнее
звено в логической цепочке
Слайд 14Определи историческую личность
Внук Ивана Калиты.
Не подчинялся ханской воле и
заявлял, что на великое княжение никого не пустит. Хан был
вынужден оставить у него ярлык.
Высказал открытое неподчинение Орде и выступил против врага.
Под его руководством объединялись княжеские дружины и ополчения большинства русских земель.
«И вознес Бог нашего князя на победу над иноплеменниками»
(Дмитрий Донской)
Слайд 15Создай шараду
1 подсказка – земли, пожалованные за воинскую службу
2 подсказка- две последних буквы слова «отдал»
Общее - владелец
земельного участка в средневековье.
феодал
Слайд 16Лишнее звено
1) Папа Римский - рыцарь - епископ- аббат-
священник - монах.
2) Король- сеньор- сюзерен- вассал
- крестьяне.
Крестьяне.
Рыцарь.
Слайд 17Приёмы развития познавательных УУД в 7 – 8 классах:
« Из
уст в уста»
Интервью с историческим героем
Картинный план
Слайд 18Причины крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева
Простой информативный план:
1.Усиление власти
помещиков над крестьянами.
2. Тяжелое положение людей на мануфактурах.
3. Притеснение нерусских
народов.
4. Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.
Картинный план:
1. Крестьяне не имели никаких прав и подвергались издевательствам со стороны своих хозяев.
2. Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих мануфактур.
3. Людьми «второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов.
4. После разгрома восстания К. Булавина было ликвидировано казачье самоуправление на Дону.
Слайд 19Приёмы развития познавательных УУД в 9 – 11 классах:
Групповые
или индивидуальные составления проектов и презентаций с последующей защитой их
на уроках, НПК школьного и муниципального уровня
Составление вопросов и заданий для различных викторин и конкурсов
Использование
кластеров
Слайд 20Межкультурное взаимодействие на границах Древнего Рима в последние века истории
Слайд 21Межкультурное взаимодействие на границах Древнего Рима в последние века истории
Слайд 22
Межкультурное взаимодействие на границах
Древнего Рима в последние века истории
Слайд 23Кластер
1. Позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности восприятий и осмысления данного
текста.
2. Дает возможность самостоятельно оценить его сведения как главные и
второстепенные.
3. Дает возможность сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную информацию.
4. Помогает учащимся осознать актуальность и структуру темы.
5. Умения, которые развиваются в процессе данной работы востребованы в экзаменационной работе по истории в заданиях С6 ЕГЭ и в олимпиадах разного уровня.
Слайд 24Регулятивные УУД
• целеполагание;
• планирование;
• прогнозирование;
• контроль;
• коррекция;
•
оценка;
• саморегуляция
Слайд 25Прослушайте стихотворение.
О каком государстве идет речь?
Я перед древностью склоняюсь
И храмов древних гордый вид,
И вид прекрасных пирамид
Объять
вниманием стараюсь.
Здесь рыб прекрасных хоровод
Вокруг кораллов поражает,
И солнце нежит и ласкает …
В Египет прибывший народ.
1.Определение темы урока
2. Задачи урока ( что мы будем изучать ..)
3. Целеполагание
Слайд 26Найдите ошибки:
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью
«машины времени» побывал в Древнем Египте.
- Когда я попал в
эту страну, - рассказывал он друзьям,- то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было пройти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще.
Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду.
Однако египтяне сказали мне, что гробница
Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь
не сохранилась…
Слайд 27Личностные УУД
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие
смыслообразования;
• действие нравственно-
этического оценивания.
Слайд 28Приёмы развития личностных УУД
Игра;
Проектная деятельность;
Исследовательская деятельность;
Портфолио
ученика.
Слайд 29Примеры заданий:
действия нравственно-этического оценивания
Какие нравы и обычаи славян
являлись, на ваш взгляд, положительными, а какие отрицательными? Свой выбор
обоснуйте.