Слайд 1Урок – исследование по литературе
«Герой в мифах. Мифы и современность».
Авторы-составители:
Николайчук Т.Ю., Чавычало Е.В.
МОБУ СОШ №77 г.Сочи
Слайд 2Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое
отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную
самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно – следственные связи.
коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Предметные: раскрыть содержание понятий «миф», «мифология»; показать активное влияние мифов на культуру человечества; проследить взаимосвязь мифов с современностью; формировать у учащихся умения исследовать мифы; объяснить, чем мифологические представления отличаются от научных и как с ними связаны; понять, чем вызвана долгая жизнь античных мифов; уметь истолковывать крылатые выражения и правильно использовать их в письменной и устной творческой работе; пересказать понравившийся миф.
Слайд 3Викторина
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывески
аптек украшаются чашей со змеей?
Почему над Большим театром в
Москве и театром драмы имени Пушкина в Санкт – Петербурге мчатся квадриги с бронзовым Аполлоном?
Почему портик Государственного Эрмитажа поддерживают могучие атланты?
Почему мы говорим: «Фортуна от тебя отвернулась» или «Провалиться в тартарары»?
Откуда в нашем языке названия месяцев: январь, март, май, июнь?
Как появились названия некоторых химических элементов: гелий, уран, плутоний; планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и др.?
Слайд 4Начальная схема
Происхождение богов
Хаос и Эрос (Любовь) породили:
Урана
Гею Тартара
Эреба Нюкту
(Небо) (Земля) (бездна в недрах Земли,
преисподняя) (Мрак) (Ночь)
Эреб и Нюкта породили:
Эфира (Свет) Гемеру (День)
Гея и Уран породили:
1) титанов
2) …
3) …
4) … приложение 1
Слайд 5Начальная схема
Происхождение богов
Хаос и Эрос (Любовь) породили:
Урана
Гею Тартара
Эреба Нюкту
(Небо) (Земля) (бездна в недрах Земли,
преисподняя) (Мрак) (Ночь)
Эреб и Нюкта породили:
Эфира (Свет) Гемеру (День)
Гея и Уран породили:
1) титанов
2) гигантов
3) циклопов
4) чудовищ приложение 2
Слайд 7Крупные музеи мира, в которых собраны произведения античного искусства
Эрмитаж
Пергамский музей Капитолийские музеи Лувр
Слайд 8Городские ансамбли в Санкт-Петербурге
Биржа, изображение
Зевса
Александрийский театр, изображение Аполлона
Слайд 9Что означает выражение «сизифов труд»?
Слайд 10Что означает выражение «танталовы муки»?
Слайд 11Что означает выражение «нить Ариадны»?
Слайд 12Что означает выражение «вещая Кассандра»?
Слайд 13Что означает выражение «яблоко раздора»?
Слайд 14Физминутка
На Олимпе живут боги.
Руки вверх, пошире ноги.
Зевс среди них самый
главный.
Делаем наклоны плавно.
Все там под присмотром Зевса.
Руки вниз, а ноги
вместе.
Встали на носки, на пятку
И закончили зарядку.
Слайд 15Связь созвездий с мифологическими сюжетами
Овен – золотой баран. Из его
шкуры было сделано золотое руно, за которым отправился в Колхиду
на корабле «Арго» герой Ясон с товарищами аргонавтами.
Телец – белый бык, в облике которого Зевс похитил Европу.
Близнецы – Кастор и Поллукс, братья Диоскуры, сыновья земной царицы Леды и Зевса, братья Елены Троянской.
Слайд 16Рак ущипнул Геракла за ногу, когда тот сражался с лернейской
гидрой.
Лев – немейский лев, убитый Гераклом.
Дева – по одной из
версий, богиня любви Афродита, по другой - Деметра – богиня плодородия, по третьей – Астрея – богиня звезд.
Слайд 17Весы – это созвездие в античные времена рассматривали не как
самостоятельное, а как клешни Скорпиона; по другим сведениям, это атрибут
Фемиды (богини правосудия) и Астреи.
Скорпион – Артемида послала скорпиона убить охотника Ориона.
Стрелец – по одним источникам, кентавр – удачливый охотник, по другим – Геракл, поражающий стимфалийских птиц.
Слайд 18Козерог – в античные времена его называли козерыбой или рыбой-козой.
Позднее Козерога стали связывать с козой Амальтеей, вскормившей Зевса.
Водолей –
юноша, льющий воду из кувшина; по другим версиям, это Геракл, очищающий авгиевы конюшни.
Рыбы – о происхождении этого созвездия практически нет никакой информации.
Слайд 19Рефлексия
- Как вы думаете, справились ли мы с поставленной на
уроке задачей?
- Скажите, что нового вы узнали в ходе нашего
урока?
- Комфортно ли вы себя чувствовали?
- Выскажете свое впечатление об уроке.
Слайд 20Домашнее задание:
1 группа – составить кроссворд на тему: «Крылатые
выражения, пришедшие из мифов».
2 группа - сочинить небольшой рассказ, включив
в него диалог и античные крылатые выражения.
Спасибо за внимание!
Слайд 21Список Интернет – ресурсов:
http://www.http://www.greekromanhttp://www.greekroman.http://www.greekroman.ruhttp://www.greekroman.ru/http://www.greekroman.ru/genhttp://www.greekroman.ru/gen/http://www.greekroman.ru/gen/genealogyhttp://www.greekroman.ru/gen/genealogy.http://www.greekroman.ru/gen/genealogy.htm http://www.://www.foxdesign://www.foxdesign/://www.foxdesign/legend://www.foxdesign/legend/://www.foxdesign/legend/g://www.foxdesign/legend/g_://www.foxdesign/legend/g_word://www.foxdesign/legend/g_word4.://www.foxdesign/legend/g_word4.html
http://://www://www/.://www/.otrezal://www/.otrezal.://www/.otrezal.ru://www/.otrezal.ru/://www/.otrezal.ru/catch://www/.otrezal.ru/catch-://www/.otrezal.ru/catch-words://www/.otrezal.ru/catch-words/ httphttp://http://spacehttp://space.http://space.rinhttp://space.rin.http://space.rin.ruhttp://space.rin.ru/http://space.rin.ru/articleshttp://space.rin.ru/articles/http://space.rin.ru/articles/htmlhttp://space.rin.ru/articles/html/393/http://space.rin.ru/articles/html/393/html