Слайд 1Идеи Просвещения в культуре России.
Слайд 2Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского
оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета
литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.
Слайд 3В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены
для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр
I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 г. для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 г. — инженерная школа и в том же году в Петербурге — артиллерийская. В 1720х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки»
Слайд 4Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих
учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после
его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской кадетский корпус.
Слайд 5Первое здание Московского Университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной
площади.
Гравюра нач. XIX века.
Слайд 6В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство
активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли
первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно.
Слайд 8 Екатерина родилась в семье прусского генерала Христиана-Августа и Иоганны-Елизаветы из
Гольштейн-Готторпского семейства. При рождении её звали София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Родные звали
её просто Фике. Она получила французское образование. София приехала в Россию в 1744 году по приглашению Елизаветы Петровны, поскольку дядя Софии сватался к русской императрице, но умер до свадьбы. 28 августа 1744 15-летняя София сочеталась браком с 16-ти летним наследником российского престола Петром Фёдоровичем (будущим Петром III), сыном Анны Петровны (дочери Петра I) и Карла Фридриха. Приняв православие, Софья Фредерика нарекается Екатериной Алексеевной. Брак был неудачен, у мужа появилась любовница Елизавета Воронцова. 5 января 1762 после смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол вступил Пётр III. . 9 июля 1762 года в результате государственного переворота, Екатерина была провозглашена императрицей. Коронация состоялась 13 сентября в Москве.
Слайд 9Образование
Как известно, Екатерина поддерживала дружескую переписку с Вольтером
и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное
экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России.
Слайд 10Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
Большой вклад в развитие русской науки сделал академик
Михайло Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. Кроме того,
он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка.
Слайд 11Архитектура
Западное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских
постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль
элементы западного барокко. Нарышкинский стиль получил свое название от боярской семьи Нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать Петра I, Наталья Нарышкина. В конце XVII в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь Покрова в Филях, сохранившиеся до нашего времени. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице Петра I, Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный. Некоторые здания строили по эскизам самого Петра Великого.
Слайд 13Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала
целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и
Савва Чевакинский. Тем не менее, из Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других великолепных зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.
Слайд 14Изобразительное искусство
В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок.
Все большее влияние на неё оказывает проникающая с Запада масляная
живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.
Слайд 15В.Л.Боровиковский.
Портрет М.И.
Лопухиной, 1797
Слайд 16Музыка и театр
Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь
в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её
развитие под влиянием западной музыки продолжалось и в XVIII в. Среди русских исполнителей XVIII в. известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений — Василий Титов и Василий Тредиаковский. Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и лично Екатерина II, также писавшая либретто для опер.
Слайд 17Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царствование Елизаветы.
Её создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а творцом её
репертуара был Александр Сумароков.
Слайд 18Федор Григорьевич Волков (1729—1763) — выходец из купеческой семьи, прославленный
актер, зачинатель отечественного профессионального театра. В 1750 году он собрал
в Ярославле любительскую труппу и на свои деньги построил деревянный театр. На основе этой труппы через шесть лет указом Елизаветы Петровны был создан в Петербурге первый постоянный русский публичный театр. Его репертуарную основу составляли трагедии А. П. Сумарокова, который был назначен директором нового предприятия. Как отмечали современники, наиболее ярким и талантливым актером был сам основатель труппы Федор Волков.
Федор Волков вместе с братом Григорием принял участие в за́говоре против императора Петра III с целью передать престол его жене, великой княгине Екатерине Алексеевне. После удачного переворота новая императрица Екатерина II возвела братьев в дворянское достоинство и пожаловала семью сотнями крепостных душ.
Слайд 19Российский академический театр драмы им. Ф. Волкова
Слайд 20Н.И.Аргунов
Портрет актрисы
П.И.Ковалёвой-Жемчуговой
(Шереметьевой)
(1768-1803)
В русских труппах пели нередко крепостные
актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из
частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.
Слайд 21Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768—1803 гг.), замечательная русская
актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты.
Удивительна
и красива история любви Н.П.Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой.
Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. Эта красивая любовь длилась около 20лет. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве.
Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково.
Параша Ковалева становится графиней Шереметевой. Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний.
Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия.
Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. В память о жене он построил больницу для бедных и принимал участие в других благотворительных проектах.
На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына.
Граф Шереметев заказал своему крепостному Н.И.Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния.
Слайд 22В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший
провинциальных помещиков и их подражание всему французскому. Денис Иванович Фонвизин
– известный и знаменитый писатель-драматург, сатирик, переводчик и основоположник русской бытовой комедии, родился 3 (14) апреля 1745 года, в стародворянской семье, в городе Москва Российской империи. Именно, выбранное Фонвизиным литературное направление, внесло существенные коррективы в его судьбу как служителя Отечеству. Он оставил яркий след в русской литературе, коим восхищались многие поколения простых и выдающихся ценителей его творчества.
Слайд 23А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл.1, ст. XVIII
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал
Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Слайд 24Несмотря на всю противоречивость эпохи Екатерины и незавершенности многих ее
реформ, она все равно остается одной из ярчайших личностей русской
истории, принесших в русскую культуру и жизнь, такое понятие как «Просвещение».