Разделы презентаций


Искусство Древней Руси

Содержание

Устройство храма

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Архитектура Киевской Руси

- Архитектура

Великого Новгорода
и Пскова

- Архитектура
Владимиро-Суздальского
княжества

- Архитектура
Московского государства
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВААрхитектура Киевской Руси

Слайд 2Устройство храма

Устройство храма

Слайд 3  Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест,

что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя

всего человечества
   Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве,

Слайд 4

Алтарь – главнейшая часть храма.
Алтарь знаменует

собой небо, жилище
Самого Господа. Он содержится в
особенной чистоте,

устилается коврами
и благоукрашается.
Святость алтаря настолько велика,
что в древности вход сюда был запрещен
всем мирянам – не только женщинам, как
сейчас, но и мужчинам.
Если в храме несколько алтарей, то
каждый из них освящается в память
особого праздника или святого. В этом
случае все алтари кроме главного
Называются пределами.


А Л Т А Р Ь

Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, жилище Самого Господа. Он содержится

Слайд 5Многоглавие храмов
Количество глав храма раскрывает в числовой символике

иерархию устроения небесной Церкви.

Многоглавие храмов  Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Слайд 6

Владимир,получив в крещении имя Василий, соорудил

на том месте, где стоял Перун -языческий идол, деревянную церковь

св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов.

Десятинная церковь.

Владимир,получив в крещении имя Василий, соорудил на том месте, где стоял Перун -языческий

Слайд 7
Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими

систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами

- на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашённых), нартекс, или, как его стали называть на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.
Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат,

Слайд 8Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в

Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иллларион писал:
«Виждь и град

величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем… и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и позвали… всем сим строителя.»

Архитектура Киевской Руси

Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иллларион писал:

Слайд 9Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду.



.

Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду. .

Слайд 10














Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор,

у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской

стране.
Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах.
Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или

Слайд 11
София Константинопольская
София Киевская

София Константинопольская София Киевская

Слайд 13Интерьер Софии Киевской

Интерьер Софии Киевской

Слайд 14В главном куполе изображен Христос Вседержитель с Евангелием в левой

руке, в круглом обрамлении — медальоне.
Его окружают архангелы (сохранилось

мозаичное изображение одного из них, остальные написаны маслом).

В барабане центрального купола в простенках мёжду окнами — фигуры апостолов-учеников Христа, как будто парящие в воздухе.

На столбах, поддерживающих купол изображения четырех евангелистов.
В главном куполе изображен Христос Вседержитель с Евангелием в левой руке, в круглом обрамлении — медальоне. Его

Слайд 15Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и

фрески. Кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла), из которой выполнены мозаики,

имеют разный наклон и поэтому искрятся на свету, создавая впечатление «мерцающей живописи».
Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла), из

Слайд 16Евхаристия. Фреска Софии Киевской

Евхаристия. Фреска Софии Киевской

Слайд 17Дочери Ярослава Мудрого
Архангел

Дочери Ярослава МудрогоАрхангел

Слайд 18Чернигов. Пятницкая церковь.
Фасады оформлены пучковыми пилястрами и завершены в крайних

пряслах полуарками, а в среднем—ступенчато расположенными в 3 яруса слегка

стрельчатыми арками—закомарами. Апсиды оформлены полуколоннами, полосой сетчатого ромбовидного орнамента. Барабан украшен полуколоннами и аркатурным фризом в завершении. Обилие вертикальных линий пучковых пилястр, вытянутые пропорции трехнефного объема и барабана купола усиливают изящество и стройность здания, воплотившего в своем облике высшие достижения древнерусской архитектуры на рубеже XII-XIII веков.
Чернигов. Пятницкая церковь.Фасады оформлены пучковыми пилястрами и завершены в крайних пряслах полуарками, а в среднем—ступенчато расположенными в

Слайд 19Новгород. Софийский собор.
«Он весь – тугая соразмерность,
Соотношение высот,
Ассиметрия—тяжесть, верность
И сводов

медленный полет».
В. Рождественский

Новгород. Софийский собор.«Он весь – тугая соразмерность,Соотношение высот,Ассиметрия—тяжесть, верностьИ сводов медленный полет».В. Рождественский

Слайд 20Магдебургские врата в Софийском соборе XII век.

Магдебургские врата в Софийском соборе XII век.

Слайд 21Звонница Софийского собора

Звонница Софийского собора

Слайд 22Новгородский Кремль
Уникальность исторического опыта Великого Новгорода связывается с особым и

довольно длительным политическим устроением жизни новгородцев — республикой. Это был

крупнейший город-государство, где не существовало правящей династии. С XII века здесь утверждается боярская республика с самобытным «вечевым» управлением—политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании – вече. В других же городах и княжествах Древней Руси управление осуществлялось князем, воля которого представляла собой закон.
Новгородский КремльУникальность исторического опыта Великого Новгорода связывается с особым и довольно длительным политическим устроением жизни новгородцев —

Слайд 23Новгород. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре
Собор грандиозен и снаружи, и

внутри. Высота его стен достигает 20 метров. Это 6-столпный, 3-х

апсидный и трехглавый собор с расчлененными лопатками фасадом.
Закомары подняты до одного уровня, что придаёт торжественность и спокойствие. Сильно вытянутые щелевидные окна расположены в два яруса — они словно поясом охватили собор и башню. Плоские лопатки, завершающиеся мягкими полукружиями, узкие щели окон образуют простой и выразительный узор, как бы увеличивающий высотность архитектурной композиции.

Новгород. Георгиевский собор в Юрьевом монастыреСобор грандиозен и снаружи, и внутри. Высота его стен достигает 20 метров.

Слайд 24С небывалой роскошью был украшен собор.
Золотой стеной возвышался 5-ти

ярусный иконостас со множеством икон в драгоценных ризах, усыпанных жемчугом,

с серебряными царскими вратами. Храмовая икона «Св. Георгий», привезенная из Византии во времена Ярослава Мудрого, была одета в богатейшую ризу, сверкающую самоцветными камнями. Специально для собора в 30-е г. XII века написана знаменитая икона «Устюжское Благовещение».
С небывалой роскошью был украшен собор. Золотой стеной возвышался 5-ти ярусный иконостас со множеством икон в драгоценных

Слайд 25Церковь Спаса Преображения на Ильине улице– одна из древнейших и

почитаемых в Новгороде. Именно в ней, по преданию, хранилась новгородская

святыня – икона "Богоматерь Знамение", в 1169 году защитившая город от суздальцев.
В 1374 году деревянная церковь была заменена каменной. Средства на ее строительство дали "уличане", а торжественное освящение провел архиепископ Алексий с клиром Софийского собора. Это еще раз свидетельствовало о важности храма в жизни всего Новгорода.
Церковь Спаса Преображения – характерный образец новгородского зодчества XIV века. Значительность размеров, особое выделение высотной доминанты, энергия движения масс и объемов сочетаются в ней с богатством декоративного убранства фасадов.

Храм нового типа. Трехлопастные и восьмискатные.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице– одна из древнейших и почитаемых в Новгороде. Именно в ней, по

Слайд 26Живопись в церкви Спаса, дошедшая до нас в виде отдельных

фрагментов, – единственное монументальное произведение великого византийского художника Феофана Грека.

Она выполнена в 1378 году на средства боярина Василия Даниловича. Хорошо сохранились и поражают воображение фрески купола и светлого барабана – колоссальное изображение Вседержителя, гневно взирающего на землю, охраняющие его престол архангелы и серафимы, а также фигуры праотцев и пророков.
Не меньший интерес вызывает живопись Троицкого придела – личной молельни заказчика. Центр композиции – Ветхозаветная Троица, рядом – "Служба св. Отцов" и "Богоматерь в типе Знамение-Воплощение«.

Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица

Живопись в церкви Спаса, дошедшая до нас в виде отдельных фрагментов, – единственное монументальное произведение великого византийского

Слайд 27Христос Вседержитель.
Феофан Грек. 1378 г.
Фреска.
В куполе Феофан пишет грандиозного

Христа Пантократора ( Вседержителя) в образе грозного судии.
Одной рукой

он благостловляет, в другой держит книгу, которая, по приданию, будет открыта только в день Страшного суда. Его фигура окружена четырьмя архангелами и четырьмя серафимами.
Новгород Великий. Церковь Спаса Преображения на Ильине Улице

Христос Вседержитель.Феофан Грек. 1378 г.Фреска. В куполе Феофан пишет грандиозного Христа Пантократора ( Вседержителя) в образе грозного

Слайд 28Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Анфим

(?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник
Особенностью

живописи Троицкой каморы является присутствие здесь образов праведников, столпников, преподобных. Вслед за отцами церкви Феофан трактует своих персонажей как подлинных столпов церкви, ее основание и опору.
Противоречие между страстно желаемой жизнью в Боге и невозможностью до конца преодолеть греховную плоть и помыслы ясно осознавалось художником-философом и определило безысходность настроения росписи.
Фрески греческого мастера отличаются суровой одухотворенностью. В них нет ничего умиляющего и благостного. Художник наделяет образы святых сильными чувствами, превышающими возможности обычного человека.
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки,

Слайд 29Вид южной стены с тремя столпниками.

Алимпий. Ф. Грек
Вид южной стены с тремя столпниками.

Слайд 30Столпники. Симеон Старший и Младший

Столпники. Симеон Старший и Младший

Слайд 31Битва суздальцев с новгородцами.XV в.

Битва суздальцев с новгородцами.XV в.

Слайд 32Новгород. Церковь Рождества Богородицы в Перыни XIII в.
Это одноглавый храм

с плоскими стенами, украшенный лишь оконными проемами, с одной низкой

полукруглой апсидой. По углам здания выразительные пилястры, переходящие в трехлопастное завершение стен с «промятыми» углами кровли храма.
Общее впечатление -- линии непрямые, плоскости стен неровные, арки как-то смяты, углы скошены. И этот стиль новгородской школы потом повторится в сооружениях XIV века.
Новгород. Церковь Рождества Богородицы в Перыни XIII в.Это одноглавый храм с плоскими стенами, украшенный лишь оконными проемами,

Слайд 33Владимир. Успенский собор Княгинина монастыря
Владимиро-Суздальское зодчество.
Главными характерными чертами белокаменной архитектуры

владимиро-суздальских земель являются:
- четкая геометричность плана;
- стройность зданий;
- вертикальное

членение стен пилястрами и декоративными колонками;
- наличие арочных поясков и резных каменных украшений
Владимир. Успенский собор Княгинина монастыряВладимиро-Суздальское зодчество.Главными характерными чертами белокаменной архитектуры владимиро-суздальских земель являются: - четкая геометричность плана;-

Слайд 34В 1185 - 1189 гг. во Владимире был возведён земельный

собор во славу Богоматери – Успенский
В облике храма красота архитектуры

сочеталась с изысканностью и пышностью убранства. Широко использовалась оковка порталов и куполов золоченой медью. Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолик и росписей. Тонкие и изящные столбы внутри создавали впечатление большой высоты и широкого пространства. Богатый аркатурно-колончатый пояс покрывал фасад собора. Сами фасады благодаря членению пилястрами казались шире и наряднее.
В 1185 - 1189 гг. во Владимире был возведён земельный собор во славу Богоматери – УспенскийВ облике

Слайд 35Владимирская Икона Божией Матери

Владимирская Икона Божией Матери

Слайд 36Владимир. Дмитриевский собор
Построен по велению князя Всеволода Большое Гнездо и

назван во имя Дмитрия Солунского—святого покровителя князя Всеволода.

Владимир. Дмитриевский соборПостроен по велению князя Всеволода Большое Гнездо и назван во имя Дмитрия Солунского—святого покровителя князя

Слайд 38
Андрей Боголюбский построил Церковь Покрова

на Нерли недалеко от своих палат в память о любимом

сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164 г. Изящная одноглавая церковь словно парит над широкой гладью заливных лугов. Её устремлённость ввысь создаётся прежде всего гармоничными пропорциями, трёхчастным делением фасадов, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стен (так называемые закомары), ставшим лейтмотивом здания, повторяющимся в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе. Церковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества.
Андрей Боголюбский построил Церковь Покрова на Нерли недалеко от своих палат в

Слайд 39Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 40Владимир. Церковь Рождества Богородицы

Владимир. Церковь Рождества Богородицы

Слайд 41Псков. Церковь Успения.

Псков. Церковь Успения.

Слайд 42Псков. Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.

Псков. Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.

Слайд 43Псков. Церковь Воскресения на Званце

Псков. Церковь Воскресения на Званце

Слайд 44Суздаль. Рождественский собор XII в.

Суздаль. Рождественский собор XII в.

Слайд 45Суздаль. Св.ворота Покровского монастыря с надвратной церковью.

Суздаль. Св.ворота Покровского монастыря с надвратной церковью.

Слайд 46Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Слайд 47Москва. Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор

Москва.  Спасо-Андроников монастырь.  Спасский собор

Слайд 48Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста

Слайд 49Ярославль. Церковь Николы.

Ярославль. Церковь Николы.

Слайд 50Свято-Ефимьевский монатырь.
Малая часовня

Свято-Ефимьевский монатырь.Малая часовня

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика