Слайд 1Исследование физических свойств хакасского национального жилища
Слайд 2Цель исследования
Проанализировать основные физические свойства:
Ориентирование
в пространстве
Теплоизоляцию
Освещенность
Отопление
Измерение времени
в жилище коренного населения Хакасии
Слайд 3Что такое Юрта?
В XVII—XIX вв. основным
жилищем хакасов служила юрта — «иб»
В хакасском языке слово
«иб» употребляется не только в значении «юрта»,
но и в более широком смысле — («дом»)
Слайд 4 В начале XIX вв. известный исследователь Сибири Г. Спасский
описывал хакасскую юрту следующим образом: «Юрты сии круглы, к верху
кеглеобразны; в поперечнике от 3 до 5, в вышину до 2 сажень; бока их составляются из отдельных решетен, имеющих в вышину до 2 1/2 аршин. На сих решетинах лежат тонкие шестики, сведенные в деревянный круг. Круг в поперечнике бывает около аршина и служит вместо окна для света и трубы для выхода дыма.
Слайд 5Как и из чего строилась юрта.
Решетчатая основа «тирме» делалась
из основных планок «сыы», скрепленных между собой наперекрест через сквозные
отверстия сыромятными ремешками «сарым» из конской кожи. В одном звене решеток насчитывалось до 20—30 планок (по 10 или 15 в каждой диагональной оси) длиной 200—250 см. В сложенном виде звено решетки представляло одну охапку. При установке юрты они связывались между собой, образуя цилиндрическую форму, а с внутренней стороны укреплялись кольями к земле. Высота стенки равнялась 130—150 см. Каркас обычной юрты составлялся из шести тирме. Круг дымохода — «хараачы»— соединялся из двух дуг. Полученный деревянный обод, диаметром 150—200 см, скреплялся крестовиной из выгнутых распорно-крепежных перекладин — «пугурт». Обычно их было по три с каждой стороны. Свод купола юрты составляли стропила — «ух» длиной 220—300 см. Нижним концом они прикреплялись ременными петлями за верхний край решетки, а другой стороной вставлялись в квадратные гнезда круга дымохода. Для более прочного укрепления купола круг дымохода (хараачы) поддерживался четырьмя столбами . Они были высотой 250—300 см. )».
В подтаёжной местности долины Абакана для этой цели устанавливался только один столб — «суран». Он наклонно вкапывался у края очага справа от дверей и со временем чернел от копоти.
Летом юрту покрывали берестой, а зимой— войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. Богатые хозяева покрывали юрты белым войлоком, иногда узорчатым. Например, в 1704 г. у князя Улагача казаки захватили «цветную юрту со всяким убранством».
Слайд 9Юрта - ориентир
Юрта устанавливалась так, что ее вход всегда
был расположен на восток, поэтому она служила людям компасом в
ненастную погоду или темное время суток.
Слайд 11Теплоизоляция
Зимой юрту покрывали войлоком, так как войлок плохой
проводник тепла, за счет того, что между его шерстинками содержится
воздух, а чтобы он не намокал от дождя и снега, его сверху покрывали берестой. Береста плохо проводит влагу (отталкивает ее). Береста белая, светлая является хорошим отражателем солнечных лучей, по этому летом в юрте всегда прохладно.
Слайд 13Освещение юрты
Освещалась юрта
Очагом
Жирниками
Через дымовое отверстие, которое служило вместо
окна.
Слайд 14Отопление Юрты
Огонь особо почитался у народов Саяно-Алтая. Огонь
являлся оберегом семьи и дома. Его представляли в образе пожилой
женщины, которую называли «от инезЬ» («мать огня») Ее обязательно кормили перед каждым приемом пищи. Особенно ею чтилась жирная каша на сметане — «потхы».Утром, пока в огонь не бросят несколько кусочков пищи или не брызнут айраном, из дома не выходили. На очаг нельзя было наступать и сметать мусор, иначе осерчает, и ты заболеешь. Огонь в другую юрту не давали, а после захода солнца даже не разрешали выходить с прикуренной от очага трубкой. Можно только принести огонь из отцовского крова в новую юрту отделившегося сына, дабы последнего опекало счастье родителей.
Слайд 15Отапливалась юрта,
за счет расположенного в ее центре очага. Тепло
по юрте, распространялось за счет излучения, от очага шли тепловые
лучи
и за счет конвекции,
циркуляции потоков воздуха.
Слайд 17
Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери которой строго
ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда
солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещали внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбище.
Затем солнце, поднявшись «на высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что соответствовало летом 8-9 часам утра. Это считалось временем завтрака.
Далее солнечный луч, медленно продвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку (Ki4ir 1лгор) и к обеду достигал второй полки (улуг шгбр).
К четырём часам вечера луч падал на кадку с айраном. В это время надо была пригонять домой телят.
Наконец, солнце скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня» и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров.
Слайд 19 Мы живем на священной хакасской земле, поэтому должны знать традиции,
обычаи и уклад коренного населения.
В своих исследованиях я рассмотрел
физические основы юрты.
Мои исследования будут полезны для расширения кругозора и могут быть использованы на уроках НРК, СОВРЕМЕННАЯ ХАКАСИЯ, а также на классных часах.