Слайд 1Советская Россия в годы гражданской войны и интервенции.
1918-1922 г.г.
Слайд 2План урока.
Определение гражданской войны и интервенции.
Причины гражданской войны.
Этапы
гражданской войны.
Участники гражданской войны.
Окончание гражданской войны и интервенции.
Причины поражения Белого
движения.
Победа Красной армии и установление советской власти.
Слайд 3Работа с терминами.
Гражданская война-организованная вооружённая борьба за государственную власть между
различными группами.
Интервенция-насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела
одного государства с целью подавления революции, захвата территории, установления своего господства и т. д.
Слайд 4Основные причины Гражданской войны.
национализация всей земли, конфискация помещичьих земель;
национализация промышленности,
ликвидация товарно-денежных отношений;
создание однопартийной полит. системы, установление диктатуры пролетариата;
стремление поверженных
классов к реваншу.
Слайд 5Цели иностранной интервенции.
Подавление очага «революционной заразы»;
Максимальное ослабление России;
Территориальный раздел бывшей
Российской империи;
Борьба за возвращение вложенных капиталов в экономику России.
Слайд 6Этапы Гражданской войны.
Начальный период (октябрь 1917 г. –февраль 1918 г.)
Развёртывание
Гражданской войны и военной интервенции (май 1918 –март 1919 г.)
Период
решающих побед советской власти над антиреволюционными силами (март 1919 – март 1920 г.)
Борьба против польских и врангельских войск (апрель – ноябрь 1920 г.)
Завершающий период, окончившийся победой революционных сил ( 1920 -1922 гг.)
Слайд 7Участники Гражданской войны.
Слайд 9Начальный период
(октябрь 1917 г. – февраль 1918 г.)
Установление и
утверждение советской власти на местах;
Взятие власти мирным путём, вооружённая борьба
разгорелась только в 15 из 84 губерниях;
Поддержка радикально настроенных слоёв населения (солдат, крестьян, рабочих);
Общее руководство страной было сосредоточено в совете труда и обороны (СТО) во главе с Лениным.
Слайд 10Развёртывание Гражданской войны
и военной интервенции
(май 1918 –март 1919
г.)
Координировал действия Красных – Революционный военный совет (РВС).
Два фронта –
Восточный и Южный.
Восточный фронт: район Волги и Урала.
Южный фронт: районы Дона, Нижней Волги и Северного Кавказа.
Белые генералы П.Н.Краснов и А.И.Деникин.
Украина – С.В.Петлюра.
Слайд 11Период решающих побед советской власти над антиреволюционными силами
(март 1919
– март 1920 г.)
Подготовка одновременного наступления на шести фронтах к
центру – Москве.
Участвовали войска Антанты, белогвардейские армии, другие сопредельные с Россией государства.
А.В. Колчак – Урал, Сибирь, дальний Восток.
Н.Н. Юденич – под Петроградом.
Е.К. Миллер на севере.
А.И. Деникин на юге.
Слайд 12Борьба против польских и врангельских войск
(апрель – ноябрь 1920
г.)
Конфликт между советским и польским правительством.
«Революционный поход» Красной армии на
Варшаву.
Поражение Красной армии. Рижский мирный договор (компромисс). Россия теряла Западную Украину и Западную Белоруссию.
Попытка генерала Врангеля организовать новое наступление белых.
Взятие Красной армией Крыма.
Слайд 13Завершающий период, окончившийся победой революционных сил
( 1920 -1922 гг.)
Освобождение
Дальнего Востока.
Создание буферной Дальневосточной республики (ДВР): демократическая конституция и многопартийность.
В
конце 1922 г. была включена в состав РСФСР.
В начале 20-х гг. советская власть была установлена в Средне Азии и Закавказье, хотя антисоветские лозунги защиты ислама (так называемое басмачество) продолжалось здесь в течение ещё целого десятилетия.
Слайд 14Белый генерал.
А.В.Колчак(1873-1920). В ноябре 1918 г. провозгласил себя Верховным правителем
России и был признан в этом качестве лидерами белого движения
и странами Антанты. Его армии не удалось сломить большевиков. По приговору ВРК бел расстрелян.
Слайд 15Белые генералы.
Петр Николаевич Врангель
Антон Иванович Деникин
Пётр Николаевич
Краснов
Николай Николаевич Юденич
Евгений Карлович Миллер
Слайд 16Командир Красной Армии.
М.В. Фрунзе (1885-1925), профессиональный революционер, проведший многие годы
на каторге; во время операции по разгрому войск Колчака он
возглавил Восточный фронт.
Слайд 17Красные командиры.
Феликс Эдмундович Дзержинский
Сергей Сергеевич Каменев
Климент Ефремович Ворошилов
Семён Михайлович
Будённый
Василий Иванович Чапаев
Василий Николаевич Блюхер
Михаил Николаевич Тухачевский
Слайд 18Нестор Иванович Махно.
Родился в бедной крестьянской семье.
В 1906 г. примкнул
к кружку анархистов.
После подписания Брестского договора Украина была оккупирована австро
– германскими войсками.
Первоначально собрав отряд в 40 человек сражался с оккупантами, петлюровцами.
Контролировал самые хлебородные уезды Украины и ряд важнейших железнодорожных узлов.
За победы над деникинцами был одним из первых награждён орденом Красного Знамени.
За голову Махно Деникин пообещал полмиллиона рублей.
Однако он вёл свою независимую политику, устанавливал свои порядки, игнорируя указания Советской власти.
Слайд 19
Причины поражения Белого движения.
Разнородность движения, отсутствие политического единства, постепенный крен
в сторону монархии.
Недальновидная национальная политика.
Отсутствие позитивной программы решения проблем страны.
Белый
террор.
Тактическая гибкость советской власти.
Слайд 20
К концу 1922 года Гражданская
война завершилась. Её главным
результатом стала победа
Красной
армии и установление
советской власти на большей
части территории бывшей
Российской империи.
Слайд 21Домашнее задание.
Подготовить устные ответы на вопросы 2, 3, 5, 6,
8 к параграфам 12-13 (стр. 134 -135).
Выполнить тестовую работу №3
по теме « Россия в 1917 – 1920 гг.»
Написать эссе на тему «Красный террор победил белый террор».
Слайд 22Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба,
очерк; от латинского "exagium" - взвешивание.
Создатель жанра - М.Монтень
("Опыты", 1580 г.).
Прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией.
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Слайд 23Процесс написания эссе:
обдумывание
планирование
написание
проверка
правка