Слайд 1ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
НА ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РЕПЕРТУАРА ДОНЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ТЕАТРА
ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. А.Б.СОЛОВЬЯНЕНКО
Научно-исследовательская работа
учащегося 11 класса МОУ
«Школа № 94 г.Донецка»
Горпинич Дмитрия Андреевича
Руководитель Самошкина Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко
вот уже более 80 лет привлекает внимание мировыми и отечественными
шедеврами. За все это время на его сцене было поставлено более 800 премьер, более миллиона зрителей посетили театр в Донецке, десятки тысяч людей ознакомились с его работой за рубежом на гастролях, кроме того, жители Донбасса и гости города уже не могут представить могучий Донецк без этой изысканной культурной жемчужины.
Слайд 3Благодаря советскому периодическому изданию «Социалистический Донбасс» ранее нам удалось осуществить
изучение проблемы возникновения и функционирования Донецкого государственного академического театра оперы
балета имени А.Б. Соловьяненко на существенно новом исследовательском уровне. Прежде всего, мы выяснили условия становления Донецкого театра оперы и балета в сложном духовно-культурном климате 1930-х годов, которые оказались довольно судьбоносными на жизненном пути театра, ведь они дали толчок Винницкой передвижной опере к созданию стационарной базы театра сначала в Ворошиловграде, а впоследствии в городе Сталино.
Слайд 4В настоящей работе мы попытались проанализировать репертуарные предложения театра на
протяжении всей истории его существования; исследовать исторические закономерности формирования и
функционирования театрального репертуара; выяснить механизмы воздействия на репертуарную составляющую и соответствие требованиям зрительской аудитори; проследить динамику восстановления репертуара в последние два года.
Слайд 5Актуальность темы определяется тем, что собранные, систематизированные и проанализированные материалы
буду впервые введены в круг научных исследований; они будут полезны
и востребованы при реализации культурного государственного менеджмента всех уровней. Все это, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию цивилизованного общества и успешной интеграции Донбасса в мировой культурный социум.
Объектом исследования является Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А.Б.Соловьяненко (Донбасс Опера).
Слайд 6Хронологические рамки исследования продиктованы объектом и предметом исследования. Нижней хронологической
границей исследования является март 1932 года. Временная граница обозначила процесс
становления культуры большого индустриального города в сложном духовном климате эпохи. Верхней границей – конец 2016 года, период военного конфликта на Донбассе.
Слайд 7Научная новизна работы состоит в специальном изучении процесса формирования, развития
и восстановления репертуара Донецкого театра оперы и балета в период
его деятельности. В работе исследованы закономерности формирования и функционирования театрального репертуара; механизмы воздействия на репертуарную составляющую и ее соответствие требованиям зрительской аудитори; прослежена динамика восстановления репертуара в последние два года.
В процессе сбора материала нами вычвлены нове источники. Например,были использованы материалы газеты «Социалистический Донбасс» за 1935-1939 года. Которые раньше не использовалтсь в научных исследованиях.
Слайд 8Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности; методы индукции,
дедукции, историко-сравнительный, историко-типологический, хронологический и метод цитирования. Общенаучные, междисциплинарные и
специальные методы позволили обработать разноплановую информацию, содержащуюся в источниках и сделать объективные выводы.
Структура работы продиктована целью и задачами исследования, состоянием источниковой базы, уровенем изученности вопроса, видом и характером технологии исследования. Она оптимально подходит к решению поставленнях исследовательских задач.
Слайд 9Таким образом, исследуя вопрос относительно формирования репертуара Донецкого государственного академического
театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко за период его
творческой деятельности, мы установили, что незначительное изучение отдельных аспектов проблемы осуществлялось в отечественном научном пространстве. В частности, в указанных нами работах В.П. Степкина, Ю.А. Станишевского, О.М. Ущапивской, В.С.Гончаровой. Однако актуальность исследования определяется отсутствием фундаментальных академических трудов по соответствующей тематике.
Отметим, что благодаря советскому периодическому изданию «Социалистический Донбасс» нам удалось осуществить на существенно новом исследовательском уровне изучение проблемы в период с 1932 -1941гг.; благодаря изучению материалов, размещенных на интернет-сайте Донбасс Оперы, а также изучению театральных афиш - в период с 1945-2016гг.
Прежде всего, мы попытались раскрыть специфику формирования репертуарной политики Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко.
Слайд 10Выявлено, что в довоенные и послевоенные годы (1932 – конец
1940-ых гг.) деятельность театра была направлена на постановку классических произведений
героического содержания, которые подчеркивали героический мужской дух «столицы шахтерского края» и поддерживали жителей Донецкого региона в борьбе за «лучшее будущее». Первый расцвет творческой активности Донецкого театра оперы и балета связан с постановками шедевров зарубежной классики наряду с премьерными спектаклями произведений советских композиторов, которые были впервые поставлены именно на донецкой сцене.
Во второй половине 40-х - середине 50-х годов героика прошлого продолжала занимать важное место в репертуарной политике Сталинского государственного русского театра оперы и балета.
Слайд 11Нами выяснено, что на начало 85-го сезона (вторая половина 2016г.)
Донбасс Опера восстановила более 80 процентов своего довоенного репертуара: 17
оперных и балетных спектаклей, 4 музыкальные сказки и 4 оперетты. В ближайших планах - восстановление оперы «Турандот» (в последний раз она исполнялась 6 лет назад), балета «Спартак», оперы «Пиковая дама», оперы «Летучий Голландец», декорации которых сгорели полностью.
Слайд 12Исследуя репертуар современного этапа развития и существования театра, мы пришли
к выводу, что Донбасс Опера возрождается, продолжая оставаться культурным центром
Донбасса. Аншлаги на премьерах доказывают, что репертуар театра востребован, что современный донецкий зритель ценит и любит русскую и мировую классику,требователен к репертуарным планам и качеству постановок. Донбасс Опера продолжает завоевывать любовь и авторитет интересным репертуаром, экспериментированием,приглашая режиссеров, дирижеров, исполнителей из Российской Федерации. Театр уже сейчас выходит на тот мировой уровень, на котором он был до середины 2014 года и продолжает оставаться неотъемлемой частью культуры Донбасса.
Слайд 13Итак, работая с источниками, мы попытались систематизировать интересную информацию относительно
проблемы исследования в единую обширную базу данных, с целью положить
начало всестороннему изучению формирования репертуарной составляющей Донецкого государственного академического театра им. А.Б. Соловьяненко за период творческой деятельности с перспективой продолжить изучать проблему в будущем.