Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Чебоксары
ЧР»
Подготовила
учитель истории
Козлова Мария Александровна
АРХЕОЛОГИИ
Вводное занятие
Слайд 2Цель урока:
- углубить понятие об археологии, её предмете и
методах;
- подготовиться к экскурсии и осмотру
археологической
экспозиции Национального музея ЧР.
План урока:
Знакомство с понятиями «вещественные
источники», «археология», «дневная поверхность»,
«культурный слой».
2. Методы обнаружения археологических памятников.
3. Проведение археологических раскопок
Обработка археологических находок.
Приложения
Слайд 3
Археология (от греч. archaios - древний и logos - слово)
–
наука, изучающая историю по вещественным (материальным)
остаткам деятельности людей
- археологическим памятникам. .
К археологическим памятникам и
вещественным источникам
относятся остатки поселений,
погребения
(курганы, бескурганные захоронения,
другие могильные сооружения),
а также клады, древние рудники,
орудия труда, домашняя утварь,
украшения, оружие...
Слайд 4
Каждому времени соответствует свой слой жизнедеятельности, археологи называют его дневной
поверхностью.
Археологические памятники находятся, как
правило, под землёй.
Некоторые из
них специально
выкапывались и
засыпались людьми,
например могилы. Другие спрятала под
земной толщей природная стихия.
Слайд 5Многие памятники археологии были открыты при помощи аэрофотосъёмки. Так были
открыты древние каналы в Средней Азии. Иногда аэрофотосъёмка помогала обнаружить
объекты, находящиеся под водой на глубине 7 метров.
Слайд 6Перед началом работы археологической экспедиции её участники изучают специальную литературу:
исторические источники, труды по географии, зоологии, ботанике, климатологии, анализируют легенды
и сказания, связанные с местом раскопок .
Слайд 7Перед полевой работой проводится археологическая разведка: обследуется место будущей работы,
составляется карта-план, намечается объём работы. Организуются небольшие земляные работы -
шурфовка.
Слайд 8После проведения археологической разведки начинаются раскопки.
Слой за слоем снимают
археологи землю. Каждый такой слой -штык - равняется примерно 18-20
см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают раскапываемый участок на участки (раскопы, квадраты), стороны которых ориентируются по сторонам света.
Слайд 9Собранный во время раскопок материал отправляют в Институт археологии либо
в соответствующий музей, где его очищают, реставрируют и изучают. Изучение
древних захоронений имеет свою специфику..
После трудоёмкого исследования, к которому
подключаются учёные-антропологи, возможно
даже восстановление по черепу и костям давно
умерших людей внешнего облика человека
Слайд 10Инструменты М.М. Герасимова для лепки. Кость.
М.М Герасимов в своей лаборатории
со студентами
Так учёный-антрополог М.М.Герасимов воссоздал
методом пластической реконструкции
скульптурные портреты
многих деятелей прошлого.
Слайд 11
Учёные широко используют в археологии и
разнообразные
физические, химические
и даже
математические методы
исследования.
Слайд 12
Проверочный тест
1. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по вещественным остаткам,
называется:
а)этнография;
б)антропология;
в)археология;
г)генеалогия.
2.Что лишнее в этом списке:
а) бронзовый наконечник стрелы;
б) кремниевое рубило,
которым пользовались первобытные люди;
в) списки древнерусских летописей;
г) древний курган.
Свой ответ обоснуй.
3. Перечисли этапы подготовительной
работы, предшествующие началу раскопок.
Слайд 134. Что такое штык:
а) слой земли, который снимает архео
лог во
время проведения раскопок в опреде
лённом культурном слое;
б) участок, стороны которого
совпада
ют со сторонами света, на котором прово
дятся археологические раскопки;
в) один из методов исследования обна
руженного материала.
5. Как учёные могут восстановить внешний облик древнего человека по останкам его черепа и костей:
а) при помощи археологии;
б) после внимательного изучения
письменных источников, в которых дано
описание внешности этого человека;
в) если находка археолога относится к
дописьменному периоду, это сделать невоз
можно;
г) при помощи науки антропологии.
Можете ли вы привести примеры подоб
ных открытий?
Слайд 14Каменная богиня плодородия
ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА, ОРУЖИЕ,
ЭЛЕМЕНТЫ БЫТА.
Рубило
Слайд 15Кремневый
наконечник стрелы
Рубило
Рубило
привязанное к палке
Слайд 17Кратко о великих….
Говард Картер — знаменитый английский археолог — знаменитый
английский археолог и египтолог — знаменитый английский археолог и египтолог,
совершивший в 1922 — знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 в Долине царей — знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 в Долине царей близ Луксора — знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 в Долине царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона (KV62), признанное одним из решающих и наиболее известных событий в Египтолигии.
Джордж Эдвард Хоуп Молино Герберт, 5-й граф Карнарвон , граф - английский египтолог и собиратель древностей,.
Слайд 18Хайрам Бингем (англ.Хайрам Бингем (англ. Hiram Bingham; 1875Хайрам Бингем (англ. Hiram Bingham;
1875—1956) —
американский археолог и политик, обессмертивший
себя открытием «затерянного города
инков», Мачу-Пикчу.
Слайд 19
Иога́нн Лю́двиг Ге́нрих Ю́лий Шли́ман —
немецкий предприниматель и археолог-любитель, прославившийся
своими находками в Малой Азии, на месте античной Трои.
Слайд 20Величественная Археология
Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых
древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений
в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.
Слайд 21
.
Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж») —
Каменное мегалитическое сооружение (кромлех)
на Солсберийской равнине
в графстве Уилтшир (Англия).
Находится примерно в
130 км к юго-западу от Лондона.
Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина
В середине XVIII века, английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию,
что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков
считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы.
В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как святилище друидов.
Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы.
Еще авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать
с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка
истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного
века принадлежит Джю Хокинсу и Дж. Уайту