Слайд 2В 1834 году был принят закон, утверждающий общую систему всех
гражданских мундиров.
Именно к ним
относились
мундиры –
гимназический и
студенческий.
Слайд 3До революции фасон формы успел поменяться несколько раз (1855, 1868,
1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды.
Но всё
это время форма
мальчиков колебалась
на грани
штатско-военного
костюма.
Слайд 4 Форма для девочек -
коричневые платья, фартучки, белые воротнички,
скромность фасона...
Девичья форма была утверждена на целых 60 лет
позже мальчуковой - в 1896 году.
Слайд 5Форма гимназиста была, кстати говоря, показателем социального статуса носителя -
если учусь, значит, родители богаты.
Слайд 6Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О
единой школе...", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её
"наследием царско-полицейского режима", эдаким пережитком прошлого.
Слайд 7Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.
А по факту: у страны на тот момент просто не
было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.
Слайд 8Период "бесформенности" длился аж до 1949 года. Только тогда снова
вводится единая форма - вечные коричневые шерстяные платья с чёрным
фартуком для девочек и логичные для того времени военные гимнастёрки с воротником-стоечкой для мальчиков.
Слайд 9Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и
манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не
общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты,
с белым передником
- белые (ещё в таких
случаях приветствовались
белые колготки).
Слайд 10Длиной платья были до колена или ниже, но поскольку дети
имеют обыкновение расти, к концу учебного года девочки щеголяли в
чём-то вроде мини-юбок.
Слабым местом были
рукава - они постоянно
протирались на локтях,
и даже в мою бытность
школьницей многие мои
одноклассницы сверкали
заплатами. От долгого
сидения начинал
«блестеть»
подол платья.
Слайд 11Мальчуковая форма продолжала традиции дореволюционной гимназической школы - она тоже
была полувоенного вида.
В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые
шерстяные костюмы,
но милитаризированного
вида они не потеряли.
Важными аксессуарами
была фуражка с кокардой
и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски –
под машинку, как в армии.
Слайд 12В 1973 году мальчиков нарядили в ту форму, которую мы
все помним - синие полушерстяные костюмы (курточка джинсового кроя и
брюки).
На рукаве курточки была пластиковая эмблема с книжкой и солнышком (реже эмблема была клеёнчатой), которая имела обыкновение постепенно отрываться. А на плечах были погончики.
Слайд 14Форма девочек оставалась прежней.
Единственное изменение - как платья, так
и фартуки могли выглядеть совершенно по-разному.
Юбки были полуклешёные, в
складку, плиссированные.
Воротники - стоечкой или отложные.
Особо ценились платья с застёжкой спереди.
Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных.
Самые стильные - те,
которые не застёгивались
на пуговичку, а завязывались
сзади на бантик.
Слайд 16В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.
Слайд 17До 1976 года девочки с первого по 10-й класс ходили
именно в этой форме.
А вот тут, наконец, появилось что-то
новое: так называемая "пионерская форма" - синий полушерстяной костюм-тройка (пиджак, жилет, юбка).
В праздничных случаях полагалась ещё белая рубашка с эмблемой на рукаве, но в дни обычные девочки носили разнообразные блузы.
Слайд 19У мальчиков тоже появился аналог "взрослой формы" - тёмно-синий брючный
костюм.
Слайд 20В 1988 году форменная история плавно двинулась к концу.
Части
школ в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую.
А
в 1992 году советская форма была отменена окончательно.
Слайд 21Во многих странах школьная форма сохраняется.
Великобритания.
Слайд 30Преимущества:
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую
для занятий.
Форма дисциплинирует человека.
Единая школьная форма позволяет избежать
соревновательности между детьми в одежде.
Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Школьная форма экономит деньги родителей.
Слайд 31Недостатки:
Нежелание детей ее носить.
“Потеря индивидуальности”.
Повышение финансовых расходов
на обучение ребенка.
Затраты времени и сил родителей в связи
с приобретением формы.
Низкое качество материалов и пошива школьной формы.
Слайд 32Вопрос:
НУЖНА ЛИ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА? КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Слайд 35Выводы:
Современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к
ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой.
Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу.
Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность.
Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму …