Слайд 1КАК ПОЯВИЛСЯ АВТОМОБИЛЬ
ЧАСТЬ 1.
В ОБЛАКАХ ПАРА…
Слайд 2КОГДА-ТО ДАВНО ЧЕЛОВЕК СТАЛ МЕЧТАТЬ О
ТОМ, ЧТОБЫ ТЯЖЁЛУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЛИ
МАШИНЫ…
КОЛЕСО БЫЛО ИЗОБРЕТЕНО УЖЕ ДАВНЫМ ДАВНО!
СИЛУ ПАРА ЗНАЛИ ЕЩЁ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ.
ПОРА БЫЛО СОЕДИНИТЬ ЭТИХ ПОМОЩНИКОВ В ОДНОМ МЕХАНИЗМЕ.
Слайд 3А ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО
СТРУЯ ПАРА МОЖЕТ
СМЕСТИТЬ
ПРЕПЯТСТВИЕ НА
СВОЁМ ПУТИ,
НАПРИМЕР ВОТ
ТАКОЙ ЛИСТ
БУМАГИ?
Слайд 4ИСААК НЬЮТОН
ИСААК НЬЮТОН БЫЛ ЗНАМЕНИТЫЙ
АНГЛИЙСКИЙ УЧЁНЫЙ.
Слайд 5ИСААК НЬЮТОН
СРЕДИ РАБОТ НЬЮТОНА БЫЛ НАЙДЕН ВОТ ТАКОЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РИСУНОК
(1663 ГОД)!
ЭТО БЫЛА ТЕЛЕЖКА С ПАРОВЫМ
РЕАКТИВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ.
А ВОТ ЭТО
ДЕЙСТВУЮЩИЙ
АВТОМОБИЛЬ, СОЗДАННЫЙ ПО
РИСУНКУ НЬЮТОНА! (1680 ГОД)
КОТЁЛ С ВОДОЙ ПОСТАВЛЕН НА
КОЛЁСА.
СНИЗУ ОН НАГРЕВАЕТСЯ ОТ ТОПКИ.
ПАР, ВЫРЫВАЯСЬ ИЗ
ОТВЕРСТИЯ, ДВИГАЛ ТЕЛЕЖКУ.
Слайд 6ФЕРДИНАНД ФЕРБИСТ
ФЕРДИНАНД ФЕРБИСТ ЖИЛ В
БЕЛЬГИИ. ОН БЫЛ
СВЯЩЕННИКОМ.
СЧИТАЮТ, ЧТО ИМЕННО ФЕРБИСТ СОЗДАЛ
САМЫЙ ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ.
ЭТОТ АВТОМОБИЛЬЧИК БЫЛ
ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ- ВСЕГО
60 САНТИМЕТРОВ В ДЛИНУ,
НО ЗАТО ОН ПРИВОДИЛСЯ В
ДВИЖЕНИЕ ПАРОВЫМ
ДВИГАТЕЛЕМ.
А ПРОИЗОШЛО ЭТО СОБЫТИЕ В 1668 ГОДУ !
Слайд 7ТОМАС СЭЙВЕРИ
ТОМАС СЭЙВЕРИ ЖИЛ В АНГЛИИ. ОН БЫЛ ВОЕННЫМ ИНЖЕНЕРОМ.
В 1698 ГОДУ ТОМАС СЭЙВЕРИ СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ ПАРОВОЙ ПОДЪЁМНИК ДЛЯ
ОСУШЕНИЯ ШАХТ И ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ВОДЫ.
ЭТОТ ПОДЪЁМНИК И СТАЛ
ПРОТОТИПОМ ПАРОВОЙ МАШИНЫ.
(Thomas Savery, 1650?-1715)
Слайд 9КАК РАБОТАЛА МАШИНА СЭЙВЕРИ
сначала герметичный резервуар наполнялся паром
затем внешняя
поверхность резервуара охлаждалась холодной водой,
пар конденсировался
в резервуаре создавался
частичный вакуум.
после этого вода, например, со дна шахты засасывалась в резервуар через заборную трубу
после впуска очередной порции пара
выбрасывалась наружу через выпускную трубу.
затем цикл повторялся
но воду можно было поднимать только с
глубины менее 10,36 м, поскольку в
действительности её выталкивало
атмосферное давление.
Слайд 10ДЕНИ ПАПЕН
ДЕНИ ПАПЕН ЖИЛ ВО ФРАНЦИИ.
ОН БЫЛ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ. В
ТОМ ЖЕ ГОДУ, ЧТО И ТОМАС СЭЙВЕРИ (1698), ОН ПРИДУМАЛ
И ПОСТРОИЛ СВОЮ ПАРОВУЮ МАШИНУ.
МАШИНА ДЕНИ
ПАПЕНА БЫЛА БОЛЕЕ УДАЧНАЯ.
(Denis Papin, 1647-1712?)
Слайд 12КАК РАБОТАЛА ПАРОВАЯ МАШИНА ПАПЕНА
вода нагревалась внутри вертикального цилиндра с
поршнем
образовавшийся пар толкал поршень вверх
пар охлаждался и конденсировался
поршень опускался
вниз под действием атмосферного давления
Слайд 13ТОМАС НЬЮКОМЕН
ТОМАС НЬЮКОМЕН ЖИЛ В АНГЛИИ.
ОН РАБОТАЛ КУЗНЕЦОМ
НА ШАХТАХ.
ТОМАС НЬЮКОМЕН ИЗУЧИЛ СТРОЕНИЕ И РАБОТУ МАШИН СЭЙВЕРИ
И ПАПЕНА, А ПОТОМ ПОСТРОИЛ СВОЮ ПАРОВУЮ МАШИНУ.
ЕМУ ПОМОГАЛ ВОДОПРОВОДЧИК И СТЕКОЛЬЩИК ДЖОН КАЛЛИ.
ПЕРВАЯ ПАРОВАЯ МАШИНА НЬЮКОМЕНА И КАЛЛИ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА НА УГОЛЬНОЙ ШАХТЕ В СТАФФОРДШИРЕ В 1712 ГОДУ.
(Thomas Newcomen,1663 - 1729)
Слайд 14КАК РАБОТАЛА МАШИНА НЬЮКОМЕНА
пар из котла поступал в цилиндр и
поднимал поршень вверх
в цилиндр впрыскивалась холодная вода
пар конденсировался
в цилиндре
образовывался вакуум
под воздействием атмосферного давления поршень опускался вниз и
удалял воду из цилиндра и при помощи цепи, соединенной с коромыслом, поднимал вверх шток насоса
когда поршень находился в нижней точке своего хода, в цилиндр снова поступал пар, и с помощью противовеса, закрепленного на штоке насоса или на коромысле, поршень поднимался в исходное положение После этого цикл повторялся.
Слайд 15МАШИНА НЬЮКОМЕНА
РАБОТАЛА ПО ВСЕЙ
ЕВРОПЕ ЦЕЛЫХ 50 ЛЕТ!
ЭТО БЫЛО ПЕРВОЕ ИЗДЕЛИЕ
В ИСТОРИИ ТЕХНИКИ, ВЫПУЩЕННОЕ КРУПНОЙ ПАРТИЕЙ В НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ШТУК.
В 1740 ГОДУ ТАКАЯ МАШИНА ЗА 1 ДЕНЬ ВЫПОЛНЯЛА НЕДЕЛЬНУЮ РАБОТУ БРИГАДЫ ИЗ 25 ЧЕЛОВЕК И 10 ЛОШАДЕЙ!
Слайд 16ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ
ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ ЖИЛ В РОССИИ (1729-1766).
ОН
БЫЛ МЕХАНИКОМ КОЛЫВАНО- ВОСКРЕСЕНСКИХ ГОРНОРУДНЫХ ЗАВОДОВ. ЭТИ ЗАВОДЫ НАХОДИЛИСЬ НА
АЛТАЕ.
25 АПРЕЛЯ 1763 ГОДА ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ ПРЕДЛОЖИЛ ПРОЕКТ И ОПИСАНИЕ ОГНЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ МАШИНЫ» (ТАК ТОГДА НАЗЫВАЛИ ПАРОВУЮ МАШИНУ !). ЭТОТ ПРОЕКТ БЫЛ ОДОБРЕН ДАЖЕ В ПЕТЕРБУРГЕ.
ОТ ЦАРЯ ПРИШЁЛ ТАКОЙ ОТВЕТ : «...Сей его вымысл за новое изобретение почесть должно».
В АПРЕЛЕ 1764 ГОДА ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЛЗУНОВ НАЧАЛ СТРОИТЬ СВОЮ МАШИНУ. СТРОИЛАСЬ МАШИНА 1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ.
ДВИГАТЕЛЬ ПОЛЗУНОВА МОГ ПОДАВАТЬ ДУТЬЁ В ПЕЧИ И ОТКАЧИВАТЬ ВОДУ ИЗ ШАХТ.
ЗАКОНЧИЛИ ИСПЫТАНИЯ МАШИНЫ УЧЕНИКИ ИВАНА ИВАНОВИЧА ПОЛЗУНОВА ЛЕВЗИН И ЧЕРНИЦЫН.
Слайд 18ДЖЕЙМС УАТТ
ДЖЕЙМС УАТТ ЖИЛ В АНГЛИИ.
ОН РАБОТАЛ МЕХАНИКОМ
В УНИВЕРСИТЕТЕ.
ДЖЕЙМС УАТТ ТОЖЕ ХОТЕЛ ПОСТРОИТЬ ПАРОВУЮ МАШИНУ.
ОНИ
С ИВАНОМ ИВАНОВИЧЕМ ПОЛЗУНОВЫМ РАБОТАЛИ ОДНОВРЕМЕННО, НО В РАЗНЫХ СТРАНАХ.
КОГДА ДЖЕЙМСА УАТТА ПОПРОСИЛИ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ПАРОВУЮ МАШИНУ НЬЮКОМЕНА, ОН ЗАХОТЕЛ ЕЁ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ, ТО ЕСТЬ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ.
В 1769 ГОДУ ОН ПОЛУЧИЛ ПАТЕНТ НА
СВОЁ ИЗОБРЕТЕНИЕ.
ПОСТРОИЛ СВОЮ МАШИНУ ДЖЕЙМС УАТТ В 1776 ГОДУ.
Слайд 20ВТОРАЯ ПАРОВАЯ МАШИНА ДЖЕЙМСА УАТТА (1782 ГОД)
Слайд 21ДВИГАТЕЛЬ УАТТА
ДВИГАТЕЛЬ ДЖЕЙМСА УАТТА ГОДИЛСЯ ДЛЯ ЛЮБОЙ МАШИНЫ.
ЭТИМ СРАЗУ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ
ИЗОБРЕТАТЕЛИ
САМОДВИЖУЩИХСЯ МЕХАНИЗМОВ.
ТАК ПАРОВАЯ МАШИНА ПРИШЛА НА ТРАНСПОРТ.
Слайд 22ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ КУНЬО
НИКОЛЯ ЖОЗЕФ КУНЬО - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИЗ ПАРИЖА.
ОН
ПЕРВЫМ ДОГАДАЛСЯ ПОСТАВИТЬ ПАРОВОЙ КОТЁЛ НА ТЕЛЕЖКУ, ЧТОБЫ ВОЗИТЬ ТЯЖЁЛЫЕ
ПУШКИ.
ЭТА МАШИНА МОГЛА ВЕЗТИ ГРУЗ ВЕСОМ В 4 ТОННЫ СО СКОРОСТЬЮ 4 КИЛОМЕТРА В ЧАС! ЭТО БЫЛО В 1769 ГОДУ.
Слайд 23ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ КУНЬО
В 1771 ГОДУ «ПАРОВАЯ ТЕЛЕГА» СЛУЧАЙНО ВРЕЗАЛАСЬ В
СТЕНУ. СТЕНА
РУХНУЛА, НО АВТОМОБИЛЬ ОСТАЛСЯ НЕВРИДИМ.
ЭТО БЫЛО ПЕРВОЕ В
МИРЕ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С УЧАСТИЕМ АВТОМОБИЛЯ!
Слайд 24АВТОМОБИЛИ ТРЕВИТИКА
РИЧАРД ТРЕВИТИК (1771—1833) БЫЛ АНГЛИЙСКИМ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ.
ОН СОБРАЛ ПЕРВЫЙ
ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЮДЕЙ, А ПОЗДНЕЕ- «ЛОНДОНСКИЙ ПАРОВОЙ ЭКИПАЖ»
Слайд 25ЭХ, ПРОКАЧУ !..
В 1825 ГОДУ СЭР ГОЛДСУОРТ ГАРНИ ПОЛУЧИЛ ПАТЕНТ
НА КАРЕТУ С ПАРОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ.
В КАРЕТЕ ПОМЕЩАЛОСЬ 6 ЧЕЛОВЕК.
ДВИГАЛАСЬ ОНА СО СКОРОСТЬЮ 13 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС. ТАКИЕ КАРЕТЫ ВОЗИЛИ ПАССАЖИРОВ ОТ ЛОНДОНА ДО БАТА. ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ПАССАЖИРСКАЯ ЛИНИЯ. ЕЁ ПРОТЯЖЁННОСТЬ СОСТАВЛЯЛА
171 КИЛОМЕТР!
Слайд 26А ЭТО БЫЛА ОБЫКНОВЕННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ПАРОВАЯ КАРЕТА ТОГО ВРЕМЕНИ (1828
ГОД).
УПРАВЛЯЛАСЬ ОНА ШТАНГОЙ, КОТОРАЯ НАПРАВЛЯЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДВА КОЛЕСА.
ПОЛУЧАЕТСЯ,
ЧТО ЭТИ КОЛЁСИКИ И БЫЛИ ДЛЯ КАРЕТЫ ВЕДУЩИМИ !
Слайд 27А ЭТО КЛАССИЧЕСКАЯ СКОРОСТНАЯ ПОЧТОВАЯ КАРЕТА.
ПОЧЕМУ СКОРОСТНАЯ? В ТО ВРЕМЯ
(1830 ГОД) СКОРОСТЬ 20 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС БЫЛА ОЧЕНЬ ХОРОШЕЙ!
КАРЕТА ЕЗДИЛА ПО МАРШРУТУ ЛОНДОН-БИРМИНГЕМ И ПЕРЕВОЗИЛА 15 ПАССАЖИРОВ.
Слайд 28ВИРЖИНИО БОРДИНО ЖИЛ НА ОСТРОВЕ САРДИНИЯ. ЭТОТ
ОСТРОВ ПРИНАДЛЕЖИТ ИТАЛИИ. БОРДИНО
БЫЛ ПЕХОТНЫМ
ОФИЦЕРОМ. ОН СКОНСТРУИРОВАЛ ЭТОТ ПАРОВОЙ
АВТОМОБИЛЬ В 1854 ГОДУ. АВТОМОБИЛЬ
БОРДИНО В ЧАС
ПРОЕЗЖАЛ 8 КИЛОМЕТРОВ И РАСХОДОВАЛ 30 КИЛОГРАММОВ
УГЛЯ !
Слайд 29АВТОМОБИЛИ БОЛЛЕ
ВО ФРАНЦИИ, В ГОРОДЕ ЛЕ МАН ЖИЛИ ОТЕЦ И
СЫН ПО ФАМИЛИИ БОЛЛЕ. ОБОИХ ЗВАЛИ АМЕДЕЙ. ОНИ ВМЕСТЕ КОНСТРУИРОВАЛИ
И ВЫПУСКАЛИ ПАРОВЫЕ АВТОМОБИЛИ. ОТЕЦ И СЫН ДАЖЕ ОРГАНИЗОВАЛИ ПЕРВУЮ ФИРМУ ПО ВЫПУСКУ АВТОМОБИЛЕЙ.
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ АВТОМОБИЛИ АМЕДЕЯ БОЛЛЕ - СТАРШЕГО НАЗЫВАЛИСЬ L'Obeissante (ПО-РУССКИ ЭТО ЗНАЧИТ «ПОСЛУШНАЯ») И La Manselle.
L'Obeissante
La Manselle
Слайд 30ПАРОВЫМ АВТОМОБИЛЯМ НУЖНО БЫЛО МНОГО ВРЕМЕНИ
ДЛЯ РАЗОГРЕВА ПАРА И РАЗГОНА.
НО НА ДЛИННОЙ ДОРОГЕ
ОНИ МОГЛИ РАЗГОНЯТЬСЯ СВЫШЕ 150 КИЛОМЕТРОВ В
ЧАС
!
ЭТО САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ НАЧАЛА 20 ВЕКА:
ОН НАЗЫВАЕТСЯ STANLEY STEAMER. В 1906 ГОДУ ОН
РАЗОГНАЛСЯ ДО 205,5 КИЛОМЕТРА В ЧАС!
Слайд 31КТО ТАКОЙ ШОФЁР?
РАНЬШЕ В ЭТОМ СЛОВЕ БЫЛО ДВЕ
БУКВЫ «Ф»: ВОТ
ТАК ШОФФЁР!
ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ ЭТО СЛОВО ЗНАЧИТ «КОЧЕГАР». ТАК
КОГДА-ТО НАЗЫВАЛИ ТЕХ, КТО СИДЕЛ ЗА РУЛЁМ ПАРОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.
ПАРОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ УЖЕ НЕТ, А ШОФЁРЫ ОСТАЛИСЬ. И ХОТЯ НА АВТОМОБИЛЯХ ДАВНО УЖЕ НЕТ НИ КОТЛА, НИ ТОПКИ, ЧАСТО СОВРЕМЕННОГО ВОДИТЕЛЯ НАЗЫВАЮТ ШОФЁРОМ.
ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ ОНИ ЕЗДЯТ НА МАШИНАХ С БЕНЗИНОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ.
ЗНАЕШЬ, КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА ЗА РУЛЁМ АВТОМОБИЛЯ?
ПРАВИЛЬНО, ВОДИТЕЛЬ!
А ЕЩЁ?
ДА, ЭТО ШОФЁР!
В СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ТЫ УЗНАЕШЬ, КАК ПОЯВИЛСЯ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И МНОГОЕ ДРУГОЕ…