Слайд 1 «СМИ и общественное мнение»
«Сила слов настолько велика, что способна
великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить
по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад».
(Исократ )
Парнюк Нелли Николаевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ : Потаповская СОШ
Слайд 3Цели и задачи
1. Познакомиться с возрастающей ролью информации в
жизни человека и её влиянием на общество;
2. Научиться видеть
различные , противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию;
3. Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума;
4. В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, власть, СМИ- четвертая власть.
Слайд 4Вопросы урока:
1. Понятие СМИ и его функции
2.Власть СМИ и интересы
общества
3. Роль СМИ. «Четвертая власть».
4. Политическое влияние СМИ
5.Телевидение и Интернет-главные
средства массовой информации
Слайд 5Средства массовой информации
Это систематическое распространение информации через печать, радио,
телевидение, кино, звукозапись, видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данного
общества.
Слайд 6Информация
Это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах,
сообщения, осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.
Слайд 7Власть
Это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и
распоряжений. Право и возможность распоряжаться кем-, чем-нибудь, подчинять своей воле.
Слайд 8Общественность
Передовая часть общества, выражающая его мнение.
Слайд 9«СМИ- четвертая власть»
Это выражение означает, что СМИ в демократическом обществе
должно находиться в конструктивной оппозиции к трем ветвям власти: законодательной,
исполнительной и судебной.
Слайд 10«Шкала мнений»
СМИ приносят пользу человеку и обществу:
1.Дают полезную, объективную информацию.
2.Воспитывают нравственные качества.
3.Развивают личность.
4.Фомируют общественное мнение.
5.Развлекают.
СМИ наносят вред человеку и
обществу:
1.Дают неправдивую, предвзятую информацию.
2.Пропагандируют жестокость и насилие.
3.Вмешиваются в личную жизнь.
4.Развращают людей.
5.Наносят вред здоровью.
Слайд 11
С М И
С М И
Воспитывают
Информируют
Развлекают
Развивают
Помогают
делать выбор
формируют
общественное
мнение
образовывают
?
Слайд 12Один из отцов американской демократии, президент США Томас Джефферсон, почти
200 лет назад писал: « Если бы я должен был
решать , иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее».
Что имел виду Томас Джефферсон, говоря о том влиянии, которое могут оказывать СМИ на общество?
Слайд 13Слово закону
Из Конституции Р.Ф.
Статья 29.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Не
допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.
Слайд 14То есть, можно говорить, что СМИ всё больше теряют свое
значение как "четвертая власть", и возвращаются к своему первоначальному назначению
- быть источником информации.
Лев Авенайс
СМИ имели большую возможность оказывать влияние на общественное мнение и власть в период, когда число каналов и изданий было ограничено, и существовала возможность воздействия на большую аудиторию. Так было до появления многоканального телевидения и интернета. Сегодня происходит индивидуализация информационного потребления - существует огромное количество источников информации, и возможности манипулировать общественным мнением существенно снижаются и будут продолжать снижаться.
Слайд 15 СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и
наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый
через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
В свободном обществе должны существовать свободные СМИ, но это не значит, что не должно быть никаких ограничений. Законодательство Р.Ф. запрещает распространять информацию, разжигающую социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. СМИ не должно нарушать права человека и нравственные нормы общества.