Разделы презентаций


Костюм Архангельской губернии

Содержание

Архангельская губерния (до 1780 года - Архангелогородская) была образована в 1708 г. В 1719 г. была разделена на провинции: Архангелогородскую, Великоустюжскую, Вологодскую, Галицкую; в 1780 г. первые три вошли в Вологодское наместничество, в составе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Составила
Сергиенко О.Н.
Педагог дополнительного образования
МБОУ Роговская СОШ
Тарасовский р-он
Костюм Архангельской губернии

Составила Сергиенко О.Н.Педагог дополнительного образованияМБОУ Роговская СОШТарасовский р-онКостюм Архангельской губернии

Слайд 2Архангельская губерния (до 1780 года - Архангелогородская) была образована в 1708 г.

В 1719 г. была разделена на провинции: Архангелогородскую, Великоустюжскую, Вологодскую, Галицкую;


в 1780 г. первые три вошли в Вологодское наместничество, в составе которого была образована Архангельская область, выделенная в 1784 г. в Архангельское наместничество (с 1796 г. - Архангельская губерния).
В конце XIX века Архангельская губерния включала уезды: Архангельский, Кемский, Кольский (с 1899 года Александровский), Мезенский, Онежский, Печорский (центр - село Усть-Цыльма), Пинежский, Холмогорский, Шенкурский.

Архангельская губерния 

Архангельская губерния (до 1780 года - Архангелогородская) была образована в 1708 г. В 1719 г. была разделена на провинции: Архангелогородскую,

Слайд 3 Архангельск находится в Северо-западном регионе на берегах Белого моря в 1250 км

от Москвы. 

Архангельск находится в Северо-западном регионе на берегах Белого моря в 1250 км от Москвы. 

Слайд 4 Важною «павой», «душой голубицей» 
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде

и заботе
 С ранней поры привыкали к работе: 
Ткали и пряли, вязали

и шили, 
Сеяли, жали и тесто месили. 
В трудной работе сгибалась спина...
 Но выходила на праздник она 
В дивном наряде крестьянской одежды,
 Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха 
(Черное — скорбь, что на родине свято), 
По подолу, как на вспаханном поле, 
Ромбы узорной легли полосою; 

Символы солнца и знаки земли.
 Матери-жизни и птицы любви.
 Шею украсили бусы, мониста, 
Бисер, кораллы , янтарь золотистый.
 Всех драгоценней убор головной –
 Жемчугом шитый и битью златой: 
Кика, сорока — убор молодицы, 
Косник , венец — украшенье девицы, 
Сборник, повойник — убор для старухи... 
Самый красивый — убор молодухи. 
Так испокон сохранен на Руси 
Женский костюм небывалой красы!

 Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу.Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали

Слайд 5 В Архангельской губерний носили

косоклинные сарафаны сшитые из выкроенных по косой клиньев. Украшали нашивками

с вышивкой по центральной планке и по бретелям, цветные горизонтальные полосы были на подоле.
В старину, для того что бы сшить полный косоклинный сарафан необходимо было около 45 метров узкого тканого полотна.

Одежда, сшитая из ткани
красного цвета, была самой
популярной не только в XIX веке,
но и в более ранние времена.  

Костюм Архангельской губернии

В Архангельской губерний носили косоклинные сарафаны сшитые из выкроенных по косой

Слайд 6   Северные сарафаны шили из дорогой тафты,

атласа — драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы

в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава — «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.
Поверх сарафана надевалась душегрея – нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей – бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка – с подкладкой, часто на вате или кудели.
Епанечка являлась разновидностью душегреи, шилась свободной на широких лямках и была составной частью сарафанного комплекса.


   Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа — драгоценных тканей, которые привозили из

Слайд 7Архангельские  костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и

великолепными, сказочными кокошниками.
Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном

нарядах) имели «коруну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жемчугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения.
Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены.


Архангельские  костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками. Северные красавицы в приданом

Слайд 8 Костюм свадебный
У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная

холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки (непременная часть обряда) — не

менее нарядны.



Костюм свадебный У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки

Слайд 9
На первый взгляд, наряды девушек из архангельской губернии были простоваты,

но они всё же притягивали взгляды. И за внешней простатой

скрывались — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!


На первый взгляд, наряды девушек из архангельской губернии были простоваты, но они всё же притягивали взгляды. И

Слайд 10
Костюм женский: сарафан, пояс, рубаха, повязка, ожерелье.  Архангельская

губерния  Россия.
Вторая половина 19 в.  Набойка по

холсту, кумач, полотно, шелковая лента, цветная нить, галун, янтарь; шитье, набивка, огранка. 
Костюм женский: сарафан, пояс, рубаха, повязка, ожерелье.  Архангельская губерния  Россия.

Слайд 11Головной убор Архангельской губернии
Многочисленные реки, озера, ручьи северного

края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на

вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.


Головной убор Архангельской губернии  Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны

Слайд 12Одним из наиболее употребляемых способов украшения ткани на Русском Севере

наряду с ткачеством была вышивка. Вышитые незатейливые узоры украшали одежду

и прочие предметы быта поморов. Занятие вышивкой было распространено, так как не требовало особо сложных приспособлений.


Архангнльская вышивка

Одним из наиболее употребляемых способов украшения ткани на Русском Севере наряду с ткачеством была вышивка. Вышитые незатейливые

Слайд 13Архангельские мастерицы используют швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Они

называются "счетными", потому что выполняются по счету нитей основного полотна.

Такие техники были тесно  связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Архангельские мастерицы используют швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Они называются

Слайд 14Все наряды украшались вышивкой
Чаще всего применяется старинный шов роспись, состоящий

из мелких красных стежков. Они создают на белом холсте тонкий

графический узор-контур, который потом заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Вышивальщицы используют также счётную гладь, косую стёжку, набор. 


Все наряды украшались вышивкойЧаще всего применяется старинный шов роспись, состоящий из мелких красных стежков. Они создают на

Слайд 15Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственны:
строгая

симметрия мотивов в узоре;
вертикальное, горизонтальное и диагональное

расположение узора.
Архангельские мастерицы вышивают на льняном полотне белого или сурового цвета. Типичные сюжеты: геометрические, растительные мотивы, птицы, звери, всадники.


Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственны:   строгая симметрия мотивов в узоре;   вертикальное,

Слайд 16Особая роль в работах архангельских мастериц отводится тамбурному шву. Тонкая

линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор.

Сохранилось немало русских названий этой техники: «в петлю», «петелькой», «в цепочку», «цепочкой», «косичкой», «в плетешок», «тропкой», «мышиная тропка». Она относится к несчётным видам вышивки, выполняется по заранее нанесённому рисунку.
Особая роль в работах архангельских мастериц отводится тамбурному шву. Тонкая линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая

Слайд 17Рисунку в народном творчестве придавали магическое значение, некоторые изображения были

так называемыми "оберегами", которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и

людей от болезней и бед.
В Архангельской губернии вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце.
Солнце - солярный знак, почиталось как источник жизни, к нему обращали в язычестве молитвы о плодородии, обладало очистительной и охранительной силой. Солнце в вышитых узорах отображалось по-разному, то это был круг-розетка на полотенцах и рубахах, то многогранник или ромб. 


Магическое значение вышивки

Рисунку в народном творчестве придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми

Слайд 18Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено

какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре,

о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах.


Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление

Слайд 19Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить

сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре,

по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. В любом случае, центральной фигурой в композиции  являлась фигура женского божества, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.


Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх

Слайд 20 Птица - этот знак вбирал в себя

множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах

свадебного полотенца сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки.
Птица - этот знак вбирал в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы,

Слайд 21Женские праздничные фартук и рушник 19 в Вышивкой украшали предметы

интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы простыней, скатерти, полотенца,

ширинки и пр. Большое значение отводилось вышивке в оформлении праздничной и обрядовой одежды. 



Женские праздничные фартук и рушник 19 в Вышивкой украшали предметы интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы

Слайд 22Золотное шитьё было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали

церковные облачения. Золотошвейным делом на Севере занимались уже в 16-17

вв., тогда золотая нить привозилась в Архангельск из-за границы, но с развитием отечественного производства золотных и серебряных нитей в 18  веке, золотное шитье получило большее распространение. Главным образом, золотыми нитями да жемчугом украшали праздничную одежду: сарафаны, платки, пояса. 


Золотное шитьё было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали церковные облачения. Золотошвейным делом на Севере занимались

Слайд 23Вопросы для повторения
1. Где расположен Архангельск?
2. Из чего состоял костюм

Архангельской губернии?
3. Какие носили сарафаны в Архангельской губерний?
4. Из каких

тканей шили сарафаны?
5. Что такое душегрея?

Вопросы для повторения1. Где расположен Архангельск?2. Из чего состоял костюм Архангельской губернии?3. Какие носили сарафаны в Архангельской

Слайд 246. Какие головные уборы носили девушки в Архангельской губернии? Чем

их украшали?
7. Каким видом рукоделия украшали одежду?
8. Какие виды вышивки

применяли северные мастерицы?
9. Какие сюжеты применялись в вышивке?
10. Какие основные цвета нити применялись в вышивке?
6. Какие головные уборы носили девушки в Архангельской губернии? Чем их украшали?7. Каким видом рукоделия украшали одежду?8.

Слайд 2511. Какое расположение узора характерно для архангельской вышивки?

12. Что обозначали

в вышивке символы оленя, птицы, женщины?

13. Какое шитьё было распространено

в Архангельском крае?

11. Какое расположение узора характерно для архангельской вышивки?12. Что обозначали в вышивке символы оленя, птицы, женщины?13. Какое

Слайд 26 Задание для выполнения

Используя образцы, нарисовать на ткани узор и вышить его тамбурным швом. Технология выполнения тамбурного шва «цепочка» 1. Иглу с ниткой выводим на лицевую сторону.  2. Кладём нитку петлёй и придерживаем её большим пальцем левой руки.  3. Вводим иглу с лица на изнанку в место предыдущего прокола (т.е. откуда выходит рабочая нить).  4. Направляем иглу вниз на 3-4 нитки и прокалываем с изнанки на лицо так, чтобы игла оказалось над петлёй. В результате получается петелька с ниточкой.
Задание для выполнения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика