Разделы презентаций


Куликовская битва (10 класс)

Содержание

Цели:рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, в политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.продолжить формирование

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Куликовская битва
Библиотечный урок
10 класс
МОУ СОШ № 21

БЕЛГОРОД 2008

Куликовская битваБиблиотечный урок10 классМОУ СОШ № 21    БЕЛГОРОД 2008

Слайд 2Цели:
рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств,

в политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия

Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения.
способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.

Цели:рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, в политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность

Слайд 3Оборудование:
карта – схема «Куликовская битва», выставка книг

«О том, что дорого и свято», список литературы «Путешествие в

страну исторических источников» (у каждого ученика), фонограмма оперы Н.А. Римского-Корсакова « Сказание о граде Китеже…», подсвечник со свечей, книги по данной тематике на партах у каждого ученика.
Оборудование:   карта – схема «Куликовская битва», выставка книг «О том, что дорого и свято», список

Слайд 4 8 сентября 1380 г.
Куликовская Битва

8 сентября 1380 г. Куликовская Битва

Слайд 5 В этот день произошло незабываемое

событие в истории Родины. Громадное войско Золотой Орды под предводительством

Мамая двинулось на Русь. Но русские люди во главе с князем Дмитрием, в ожесточенной битве, каких немного было в истории, разбили более многочисленного врага. Куликовской битве и посвящен сегодняшний урок.

8 сентября 1380 г.


Учитель. Какие вопросы, относящиеся к этому событию, вам кажутся наиболее важными? предложения (учителя)

В этот день произошло незабываемое событие в истории Родины. Громадное войско Золотой

Слайд 6Выделяем главное

Почему русский народ победил в Куликовской битве 1380 г. ?

(проблемное задание)



Ответить на этот вопрос нам помогут книги, которые находятся у вас на партах и ответы ваших товарищей (опережающие задание).

Итак, мы отправляемся в ХIV век .


? Давайте обрисуем положение Москвы в 60-70-х годах ХIV века

Учитель. В книге Митяева А.В. «героические страницы Родины 9-18 вв.» мы находим следующее… (стр. 81-83)

Выделяем главное        Почему русский народ победил в Куликовской битве 1380

Слайд 7? Охарактеризуйте ситуацию в Орде в 60-70х годах XIV века
Учитель.

В книге Митяева А.В. «героические страницы Родины 9-18 вв.» мы

находим следующее… (стр. 84-85). О поездке Дмитрия в Орду мы находим сведения в книге Ишимовой А.О. «История России для детей» (стр.72)
? Охарактеризуйте ситуацию в Орде в 60-70х годах XIV векаУчитель. В книге Митяева А.В. «героические страницы Родины

Слайд 8? Как была проведена подготовка Руси к Куликовской битве
Учитель. В

книге Буганова В.И. «Куликовская битва» так описывается это событие… (с.19-37).
Князя

Дмитрия художники изобразили на своих полотнах (показ репродукций Ю. Ракша, В. Маторина)
? Как была проведена подготовка Руси к Куликовской битвеУчитель. В книге Буганова В.И. «Куликовская битва» так описывается

Слайд 9Оружие и битвы
? Что вы можете рассказать о

вооружение русской рати и монголо - татар
Учитель. В справочных изданиях

нашей библиотеки можно найти следующие сведения… (Наумов М. Оружие и битвы: энциклопедия)

Оружие и битвы  ? Что вы можете рассказать о вооружение русской рати и монголо - татарУчитель.

Слайд 10Ход битвы по карте-схеме (звучит лейтмотивом отрывок из оперы Римского-Корсакова)
Учитель.

В книге издательства «Аванта+» «Историческая энциклопедия» мы находим следующее описание-рассказ

с использованием карты-схемы «Куликовская битва» (стр.258-263)
Ход битвы по карте-схеме (звучит лейтмотивом отрывок из оперы Римского-Корсакова)Учитель. В книге издательства «Аванта+» «Историческая энциклопедия» мы

Слайд 11А вот как изобразили сцены битвы русские художники…
Учитель. Репродукция картин

из альбома «Куликовская битва»

А вот как изобразили сцены битвы русские художники…Учитель. Репродукция картин из альбома «Куликовская битва»

Слайд 12Репродукция картин из альбома «Куликовская битва»

Репродукция картин из альбома «Куликовская битва»

Слайд 13Победа – это счастье, радость, но и слёзы погибшим.
Учитель. Рассказывая

об эпохи Куликовской битвы обратимся книге Преображенского «История Раскрывает тайны»

с.72-82. Автор «Задонщины» приводит следующие цифры (зачитывает).
Победа – это счастье, радость, но и слёзы погибшим.Учитель. Рассказывая об эпохи Куликовской битвы обратимся книге Преображенского

Слайд 14И в знак признательности и уважения, восхищения мужеством наших пращуров

давайте по христианскому обычаю зажжем, эту свечу и почтим их

память.

Учитель. Сегодня, мы с вами вспомним поименно некоторых из них … ( Книга «Самые знаменитые герои России» стр.75-93.

И в знак признательности и уважения, восхищения мужеством наших пращуров давайте по христианскому обычаю зажжем, эту свечу

Слайд 15? Какое историческое значение имела Куликовская битва
Учитель. Дайте свои варианты

ответов
Учитель. В книге Кацва и Юрганова «История России в 8-15

веке» автор отвечает на этот вопрос так… (стр.190)

Учитель. А так же в дополнениях в «Энциклопедии о знаменитых Россиян мы читаем… (стр.257)

Учитель. И так мы с вами сделали правильные выводы. И теперь предстоит ответить на поставленный вопрос.

«По чему русский народ победил в Куликовской битве 1380 г.» ?

? Какое историческое значение имела Куликовская битваУчитель. Дайте свои варианты ответовУчитель. В книге Кацва и Юрганова «История

Слайд 16Эталон ответа
1. Рост населения, развитие хозяйства -поэтому

оказалось возможным собрать большое вооруженное войско.

2. Хотя Русь переживала период

феодальной раздробленности, но значительная часть русских земель уже была объединена вокруг Москвы, что позволило русскому народу объединить свои силы(хотя далеко не полностью)для защиты родины под руководством Московского князя.

3. Военное искусство Дмитрия Донского и его воевод, боевые навыки войска.

4. Горячий патриотизм русских людей, осознание страшной опасности, нависшей над родиной, готовность пожертвовать собой.

Эталон ответа   1. Рост населения, развитие хозяйства -поэтому оказалось возможным собрать большое вооруженное войско.2. Хотя

Слайд 17Рефлексия
Подведение итогов: выставление оценок за подготовку опережающих заданий к работе

на уроке.
Какие чувства у вас вызвал этот урок ?

Каким образом

ход военных событий
отразился на вашем духовном состоянии ?

РефлексияПодведение итогов: выставление оценок за подготовку опережающих заданий к работе на уроке.Какие чувства у вас вызвал этот

Слайд 18Учитель. Ребята, кроме книг, которые были представлены на уроке, библиотекари

подготовили для вас книжную выставку «О том, что дорого и

свято». В этой литературе авторы дают свою трактовку событиям, связанным с борьбой русского народа против монголо-татарского ига.
(Список используемой литературы лежит у каждого на столе).


Книжная выставка «О том, что дорого и свято».

Домашнее задание

Внимание! Ваше домашнее задание



По одной из указанных в списке книг, изучить события 1380 года, связанные с подготовкой и проведением Куликовской битвы. Сравнить позиции автора книги с текстом параграфа (выделить общее и различное). Параметры сравнения:
1. Роль Москвы в объединении сил,
2. Роль князя Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле,
3. Значение Куликовской битвы в борьбе за свержение монголо-татарского ига.

Учитель. Ребята, кроме книг, которые были представлены на уроке, библиотекари подготовили для вас книжную выставку «О том,

Слайд 19КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «О ТОМ, ЧТО ДОРОГО И СВЯТО».
Опять над полем Куликовом
Взошла

и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

А.Блок


1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелелей.Кн.1.-М.: Книга, 1990.-С.205-235.
2. Карамзин Н.М. Избранное.-М.: Дет.лит., 1990.-С.121-137.
3. Колокола веков: Сборник.-М.: Мол.гвардия, 1976.-С.39-43
4. Древнерусская литература.-М.: Дрофа :Вече,202.-с.199-240.
5. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести.-М.:Дет. Лит.
6. Буганов В.И. Куликовская битва.-М.: Педагогика, 1980.-112 с.
7. Репродукция с картины Бубнова «Утро на Куликовом поле».//
8. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М.: Дет. Лит., 1991.- С.16-17
9. Битва на Куликовом поле// Митяев А. Книга будущих командиров.-М.: Мол. Гвардия, 1974.-С.5-17.
10. Кучкин В.А. Дмитрий Донской// Имена из отечественной истории. Кн.1.-М.: Школа-Пресс, 1992.-С.5-17.
11. Тихомиров О. На поле Куликовом.-М.: Малыш, - 32 с
12. Дмитрий Донской// Моя первая русская история. , -М., 19992.- С.44-47..

Составила Уварова Г.И.

КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «О ТОМ, ЧТО ДОРОГО И СВЯТО».Опять над полем КуликовомВзошла и расточилась мгла, И, словно облаком

Слайд 20ПУТЕШЕВСТВИЕ В СТРАНУ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. / Список литературы/.

Буганов, В.И. Куликовская битва.

– М: Педагогика, 1980. – 122 с. : ил. –

( Библиотека
детской энциклопедии
«Учёные-школьнику»).
3Сурмина ,И.О. Самые знаменательные герои России.- М.: Вече, 2002.-С. 75-93.
Ишимова, А.О. История России для детей.- М.: Монолог, 1995. С.71-77.
Энциклопедия для детей. Т.5: История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древнейших славян
до Петра Великого.
/ Гл. редактор С.Т. Измайлова.- М. Аванта + 1995.- С.258-264.
Низовский, А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России.-М,: Вече,2001.-464 с.-
( Самые знаменитые).
Куликова битва: альбом. М.: Дубль В, 1995.
Митяев. А.В. Книга будущих командиров. 2-е издание,доп.- М.: Молодая гвардия, 1974.-С.83-90.
Митяев, А.В. Героические страницы истории Родины: Кн. Для чтения уч-ся 5-8 кл.-
М.: Просвещение, 1991,-С.80-102.
9. Преображенский, А.А. История раскрывает тайны: Рассказы.- М.: Дет. лит., 1991-
С.72-82.
10.Бахревский, В.А. И светом чудным озарены: Рассказы о святых в земле Российской
просиявших.- М.: Малыш, 1994.- С.53-59.- ( Страницы истории нашей Родины).
11. Костомаров,Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. Кн.1./
Гл. ред. В.И. Синюков.- М.: Книга, 1990.-С.205-233.
12. Наумов М., Шпаковский В., Кудишин И. Оружие и битвы: Энциклопедия.- М.:
Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001.- С.23.- ( Всемирная детская энциклопедия).
13. Пашков, Б.Г. Русь-Россия-Российская империя: хроника правлений и событий 862-
1917 гг.-2-е изд.- М.: центрком, 1997.- С.!25-132.
14. Грушко, Е.А., Медведев, Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: Изд-во
Диадема – Пресс, 2001. – С. 256-258.
15 Тихомиров, О.Н. На поле Куликовом.- М.:, 1978.-32 с. (Страницы истории нашей
Родины).



ПУТЕШЕВСТВИЕ В СТРАНУ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. / Список литературы/.Буганов, В.И. Куликовская битва. – М: Педагогика, 1980. – 122

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика