Слайд 3В III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд
возникла древнейшая
цивилизация.
Сегодня археологи открыли древние города
Мохенджо-Даро и Хараппу.
Слайд 4Улицы древних городов были вполне благоустроены.
Слайд 6Уже в то время было
широко распространено
искусство глиптики
резьбы по камню.
Чаще
всего мастера вырезали печати
с изображениями разных животных.
Слайд 7До сих пор
вызывает восхищение
бронзовая статуэтка
танцовщицы,
найденная
в Мохенджо-Даро.
Слайд 8Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда и Ганга
пришли
племена ариев.
А в 321 году до н.э. здесь возникло первое
объединенное
государство – империя Маурьев.
Слайд 10При царе Ашоке
государственной
религией Индии
становится
буддизм.
И почти сразу
в стране
начинается
каменное
строительство.
Слайд 11Именно в это время
была создана колонна,
на вершине которой
мастер поместил
львиные фигуры.
И
сегодня это завершение
(капитель)
является
символом Индии.
Слайд 12Главной буддийской святыней становится ступа –
холм, на вершине которого хранятся
буддийские реликвии.
Слайд 13Все ступы строились
по единому образцу,
который повторял
священный рисунок
мандалу
план устройства
всего
космоса.
Слайд 14И действительно,
концентрические
круги ступы
обрамлялись
невысокой оградой
с четырьмя воротами,
ориентированными
строго по сторонам
света.
Слайд 15Торана – ворота ступы особо почитались и украшались
как выходы и
входы мира.
Слайд 16Все резные изображения
ворот ступы
считались охранными
и выполнялись
мастерами
очень тщательно.
Слайд 17Из Индии ступы
вместе с буддизмом
распространились по всей
Юго-восточной Азии.
Слайд 19На острове Ява возник даже целый комплекс ступ - Боробудур.
Слайд 20Выстроенный
на естественном холме,
Боробудур
полностью повторяет
традиционную
схему мира
мандалу
и олицетворяет
великую гору богов
Меру,
располагающуюся,
по
преданию,
в центре вселенной.
Слайд 21Паломник, обходя
каждый из уровней горы,
проходит
мимо множества
больших
и малых ступ.
Слайд 22Во время обхода его сопровождает множество
священных надписей, рельефов и фигур
будд.
Слайд 23По долинам
небольших рек
высечены скальные
храмы и монастыри.
Слайд 24На протяжении
трех веков
буддийские монахи
высекали
удивительные
творения.
Слайд 25Части
скального монастыря
1. Стамбха – мемориальная колонна;
2. Центральный зал храма;
3. Ритуальная
ступа;
4. Обходная галерея вокруг ступы.
1
2
3
4
1
2
Слайд 26Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.
Слайд 28Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.
Слайд 29Стены многих скальных
храмов покрыты росписями
на сюжеты буддийских легенд.
Слайд 30Очень рано
сложился
скульптурный канон
изображения
Будды.
Поза,
определенные положения
рук, ног и головы,
даже положение
пальцев рук
были строго
канонизированы.
Слайд 31Каноническими становятся
и черты лица Будды.
Будда изображался
с миндалевидным
овалом лица,
с длинными мочками
ушей
(знак благородного
происхождения),
третьим глазом
или драгоценностью во лбу
(знак духовного видения),
бугром на темени
(знак
мудрости).
Слайд 32Каноничны и позы
Будды.
Фигура Будды,
сидящего
в позе лотоса,
встречается
по всей
Юго-восточной Азии.
Слайд 33Монахи любовно одевают будд
в желтые монашеские одежды.
Слайд 34Фигуры
сидящего Будды
продолжают
создаваться
и в XX веке.
Слайд 35И в маленьких
литых
фигурках
мастера
пытаются
передать
совершенство
форм Будды.
Слайд 36Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».
Слайд 37Часто мастера передают внутреннее совершенство Будды
с помощью чистого цвета белого
камня.
Слайд 38В разных странах Юго-восточной Азии черты лица Будды
приобретают яркий национальный
колорит.
Слайд 39При буддийских монастырях открыты школы, в которых монахи
с детства учатся
создавать священные изображения.