Слайд 1Культура России в первой половине XIX века
Подготовила
Студентка 1А курса
Специальность
Психология.
Дьякова
Дарья
Преподаватель:
Разумная Н.Н.
ДонНУ
Слайд 2Вступление
Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в
России
Первую треть XIX века называют «золотым веком» русской культуры
Огромное влияние
на культуру России того времени оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года
Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие культуры
Слайд 3Начало развития культуры
Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России
рядом событий, резко изменивших направление ее внутренней и внешней политики.
На престол России взошёл молодой монарх Александр I.
Слайд 4Образование и Наука
Создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми
учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские
училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты.
Слайд 6Наука
Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление
капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь
страны, активизировали русскую научную и техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством.
Слайд 8Проект А. Д. Захарова
Выражена идея величия России как морской
державы
Это центральная часть здания, общая его протяженность более
400 метров.
Адмиралтейство
Слайд 10Казанский собор
Проект: А.Н. Воронихин
Слайд 11Казанский собор
Проект: А.Н. Воронихин
По мнению Павла I собор должен
был напоминать собор Святого Петра в Риме. Длина собора 111
метров. В нем хранится икона Казанской Божьей Матери. В 1813 году здесь захоронен М.И. Кутузов.
Слайд 12Исаакиевский собор
Архитектор: Огюст Монферран
Самое большое здание, возведённое в России в
первой половине XIX веке – внутри собора одновременно могут находится
13 тыс. человек.
Слайд 13Триумфальная
Арка
Михайловский дворец
Русский музей
Слайд 15Московский классицизм
Основные черты:
Характерен отдельными зданиями, а не ансамблями
Строгая экономия художественных
средств
«Благородная простота и сдержанность»
Слайд 16Храм Христа Спасителя
Архитектор: К.А. Тон
Слайд 17Большой Кремлёвский Дворец
Архитектор: К.А. Тон
Слайд 18Провинциальный классицизм
Провинциальный классицизм в целом ближе к Московскому
Никольский Казачий Собор
(Омск)
В.П. Стасов
«Белый дом» (Иркутск)
Купцы Сибиряковы
Слайд 19Живопись
Основные черты:
Характерен романтизм и реализм
Требование Академии художеств строго следовать канонам
классицизма
Слайд 20В 19 веке
В области живописи получают свое развитие те живописные
формы и жанры, которые приближают зрителя к человеку, к его
внутреннему, духовному миру, к его частной жизни. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в портрете, передающем характер человека. Типичная для предшествующего столетия форма парадного портрета постепенно деградирует.
В пейзаже усиливаются элементы лирические, связывающие природу с жизнью человека; зарождается бытовой жанр как самостоятельный вид живописи.
Слайд 21Портрет А.С. Пушкина
Кипренский Орест Адамович
«Ты мне льстишь, Орест!»
А. Пушкин
Слайд 22Тропинин В.А.
«Кружевница»
«Пряха»
Слайд 23«Последний день Помпеи»
Брюллов К.П.
«Это не картина, это целая поэма»
Вальтер Скотт
Слайд 24«Девушка с косой и граблями»
Венецианов А.Г.
«… И крестьянки
чувствовать умеют.»
Н.М.
Карамзин
Слайд 26Театр
Виды театров:
Крепостные
Государственные
Частные
Слайд 27Театр
Большой театр – оперные
и балетные спектакли
Малый театр – драматические
произведения
Слайд 28Александринский театр
В Александринском театре была премьера гоголевского «Ревизора»
Слайд 29Музыка
Развитие национальной музыкальной школы
Появление русского романса
Создание патриотических произведений
Реализм и народность
Музыкальный
фольклор
Слайд 30М.И. Глинка
Самые известные
оперы:
«Жизнь за царя»
«Руслан и Людмила»
Опера Глинки – прекрасный
пример
воплощения той гармонии
равнодействующих сил,
которая фиксируется в сознании
музыкантов как
«руслановское»
начало, т.е. романтическое
начало.
Слайд 31Балет
Тесная связь с отечественной литературой
Сентиментальные мелодрамы и романтическое направление
«Руслан и
Людмила»,
«Бахчисарайский фонтан»,
«Кавказский пленник».
Слайд 32Римский-Корсаков
«Майская ночь»
«Снегурочка»
«Садко»
Музыка Римского
Корсакова возвышает
человеческое в
человеке, приносит
пользу обществу.
Слайд 33П.И. Чайковский
Пятая, шестая симфонии
Оперы:
«Евгений Онегин»
«Пиковая дама»
Балеты:
«Лебединое озеро»,
«Спящая красавица»,
«Щелкунчик»
Он утвердил новую,
музыкальную
реалистическую
драму, конфликт
которой определился в
столкновении идеалов с
действительностью, поэтической
мечты с мещанским бытом,
красоты
и поэзии с грубой
будничной прозой жизни 70-х
годов прошлого столетия
Слайд 34Литература
Первая половина XIX века – «золотой век русской литературы»
Для художественной
культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно
– художественных направлений
Одновременное сосуществование разных художественных стилей
Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм
Слайд 37А.С. Пушкин
Его творчество –
закономерный итог
в художественном
осмыслении
жизненных
проблем,
стоявших перед
Россией
со времени Петра I
до декабристов
Слайд 38М.Ю. Лермонтов
Неприятие поэтом окружающей
действительности приобретало
ярко выраженный социальный
характер
В творчестве
поэта
переплетались личные,
гражданские, философские
мотивы
Слайд 39Н.В. Гоголь
В.Г. Белинский
оценил
«Мёртвые души»
так: «..творение
чисто русское,
национальное
выхваченное
из тайников
народной
жизни…».
Слайд 40И.А. Гончаров
И.С. Тургенев
Знаменитые писатели первой половины XIX века
Слайд 41Знаменитые писатели первой половины XIX века
А.Н. Островский
Ф.М. Достоевский
Слайд 42Заключение
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил
назвать это время ее "золотым веком". Эта половина века дала
России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих - старый Петербург. В мировой фонд навечно вошли творения многих русских художников, писателей, музыкантов, архитекторов.
Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально -политическими процессам, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Завершился процесс формирования национальной культуры.