Слайд 1Культура Украины в 1940-1950 годах
Слайд 2С годами войны 1941 – 1945 гг. /включительно/ связан относительный
рассвет украинской исторической науки, культуры, литературы и изобразительного искусства. «Впервые
за много лет – писал М. Рыльский, - украинские учёные и писатели одержали право вслух высказаться про национальный дух украинского народа».
Слайд 3
С конца 1941 г в украинской советской
литературе одна за другой начинают печататься статьи историков и писателей,
посвящённые выдающимся страницам национального прошлого. Возрождается тяга к национальному традиционализму. Известные деятели культуры выступают с обобщающими работами про украинский национальный театр /Иван Кочерга/, музыкальную культуру /Филипп Козицкий/, язык /Леонид Булаховский/. Именно в это время, впервые после террора 1933 – 1938 гг., Институт истории академии наук УССР имел смелость подготовить к печати многотомный труд «История Украины», первый том которого вышел в переломный период войны / в 1943 г. /. Одновременно вышел популярный «Напис истории Украины», которого украинская школа и читатель не имели более 10 лет.
Слайд 4Художественная литература дала ряд романов, повестей, рассказов /О. Гончар «Прапороносцы»
– трилогия Ю. Яновский «Живая вода», Ю. Смолич «Они не
прошли», Л. Смилянский «София», О.Кундзич «Украинская хата»/. Годы войны стали временем появления значительных, пронизанных патриотическим пафосом, поэм /М. Рыльский «Слово про рiдну матiр»; П. Тычина «Голос матери»; В. Соссюра «Любите Украину»; Л. Первомайский «На Полтавщине»; А. Малышко – «Украина моя»…
Весомый вклад в историю советского искусства 1941 – 1945 гг. внесли украинские художники. Уже на второй день войны расширенный пленум ЦК союза работников искусства обратился с призывом развернуть активную художественную работу в армии, на фронте, в тылу. Во многих городах Украины были созданы штабы, которые наладили работу по выпуску плакатов.
Слайд 5Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было создано немало картин,
этюдов /Н. Сирота «Пленные немцы», 1942; С. Кравченко «Разгром немцев
под Ростовом» 1942; Ю. Балановский «На днепровских переправах» 1944; Ф. Самусев «Под Корсунь – Шевченковском» 1944/
Слайд 6В военное время в украинской советской живописи развивается и исторический
жанр /«Московские послы вручают грамоты Богдану Хмельницкому» И. Шульга, созданная
в 1943 г. для центрального исторического музея; серия картин М. Дергуса «Хмельничина»; «После Корсунской победы» и др./…
Всё это свидетельствовало, что признаки нового культурного и общественного подъёма Украины, которая пережила странный шквал войны и немецкую оккупацию, были очевидными.
Слайд 7С конца 1948 г. в Украине развернулась компания борьбы против
«низкопоклонства» перед Западом, а со временем и «космополитизма» еврейских писателей,
художников, в частности, О. Борщаковского, И. Стебуна, Е. Адельгейма, А. Каунельсона. Учёные и писатели, композиторы и художники в таких условиях не способны были творить, и это негативно сказалось на развитии литературы и искусства. Однако, именно тогда, когда все изготовились к очередной сталинской прихоти, 5 марта 1953 г. «отец народов» отошёл в лучший из миров. Казалось, было слышно, как Украина облегчённо вздохнула.
Слайд 8После смерти Сталина началась новая эра. Изнуряющие, нерациональные, расточительные, диктаторские
методы правления были основаны на терроре и массовом принуждении, не
могли существовать бесконечно. Назрела насущная потребность в общем ослаблении жестокого сталинского контроля над всеми сферами жизни общества. Н. С. Хрущёв, ставший победителем в борьбе за власть, понимал, что, в конце концов, прогресс Советского Союза возможен на основе насилия, а убеждения, роста производительности и инициативы, а не революционного запала. Для того чтобы перейти на новый путь развития, следовало сначала порвать с прошлым.
Слайд 9На ХХ съезде КПСС в 1956 г. Н. С. Хрущёв
сделал один из самых драматических в советской истории докладов. Посеяв
величайший ужас и растерянность в рядах «твёрдых партийцев», он развернул перед делегатами обширную, детальную и устрашающую картину сталинских преступлений. Этот «секретный доклад» означал начало процесса «десталинизации», сопровождающейся ощутимыми изменениями в культурной жизни страны. Этот процесс был сложным и противоречивым, но в целом, без сомнения, способствовал общественному, национальному и культурному возрождению в Украине.
Слайд 10Среди различных слоёв населения возрос интерес к украинскому языку и
культуре, к истории своего народа. Появляются новые периодические издания, в
частности, журналы «Знамя» /1956г./, «Советское литературоведение» /1957 г./. В это время были образованы такие научные центры, как Академия строительства и архитектуры, Украинская сельскохозяйственная академия наук /1956 г./; новые творческие союзы – Союз журналистов Украины /1958 г./.
Слайд 11Значительные успехи были достигнуты украинскими живописцами в развитии исторической тематики.
Заметным явлением в украинской живописи этого периода стали полотна М.
Хмелька, О. Хмельницкого, В. Задорожного; также следует отметить работы М. Дергуса «Тарас во главе войска» /1952/, Л. Чернова «Вечерняя песня». Живописцы всё больше обращаются к традициям народного творчества. Наиболее ярко это прослеживается в работах художников закарпатской школы живописи. Ярким примером этому служит картина Г. Глюка «Лесорубы» /1954/, полотна А. Эрдели «Обрученные» и А. Коуки «Верховинка» /1956/.
Слайд 12Достижения и особенности украинского монументально-декоративного искусства в первой половине 50-х
годов наиболее чётко прослеживаются в художественном оформлении павильонов Выставки народных
достижений УССР /1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы и скульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов.
Слайд 13Падение Н. С. Хрущева негативно сказалось, в том числе и
на культурной жизни Украины. Либерализация культурно-национальной жизни сменилась усилением русификации
на Украине.