Слайд 1
Широкий В.А. МАОУ «Лицей №110 им. Л.К. Гришиной»,
учитель
истории и обществознания
Слайд 2Условия реализации проекта
Предмет: история
Раздел: Российская империя в первой четверти XVIII
в.
Класс: 10
Время: 1 час
Конструкт урока может быть использован при изучении
темы как в 7 кл., так и в 10 кл.
на уроках истории, обществознания (общественный прогресс, роль личности), литературы; МХК
на внеклассных мероприятиях
Слайд 3Цель урока
Обеспечить условия для совершенствования
умения давать оценку
деятельности
исторической
личности (Петра I)
Слайд 4Задачи
- познакомить обучающихся с различными точками зрения на личность и
деятельность Петра I;
развивать и совершенствовать умения и навыки работы с
заданиями, направленными на сопоставление различных точек зрения, с историческими источниками;
совершенствовать способность обучающихся к аргументации собственной точки зрения;
воспитывать уважительное отношение к мнениям, отличным от собственного
Слайд 5Планируемые результаты
Личностные:
демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Петра
I;
уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;
понимать и
осознавать ответственность за принятые решения
Слайд 6Метапредметные
- демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала;
уметь анализировать и
давать оценку представленным точкам зрения;
проявлять способность к широкому переносу
событий и явлений на современную почву;
совершенствовать умения работы в группе
Слайд 7Предметные
- знать итоги преобразований Петра I в экономической, военной, управленческой
и культурной сферах,
знать и приводить различные оценки личности и
деятельности ПетраI;
использовать различные приемы работы с историческими источниками
Слайд 8Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний
Тип урока: проблемный урок,
построенный на работе с документами
Формы работы: групповая работа
Основные виды деятельности
учащихся: работа с учебными текстами и иллюстрациями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы
Слайд 9Педагогический инструментарий
Методы: частично – поисковый и исследовательский
(работа в группах
с историческими текстами, элементы дискуссии)
Технологии:
- ИКТ
Технология проблемного
обучения (решение проблемных задач)
Слайд 10Средства обучения
Учебник Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец 17-19
вв.
Раздаточный материал:
подборка документов,
учебные тексты и пособия
слайдовая презентация,
инструкции
по организации работы в группах.
Слайд 11
Эпиграфы на доске:
« Нет, не чародей, а Гений, Петр».
(М.Н.Погодин
«Петр Великий», 1846г.).
«Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и правдам вопреки.
За сотни лет к ее грядущим далям».
(М. Волошин «Россия»).
«Петр не только первый русский интеллигент, но первый русский нигилист…»
«…Что такое Петр? Чудо или чудовище?..
(Дм. Мережковский «Грядущий хам», 1905г.)
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С.Пушкин).
Слайд 12Этапы урока
1. Организационный.
2. Работа с заданиями раздаточного материала в микрогруппах.
3.
Защита вариантов ответов на задания на уровне класса.
4.Подведение итогов работы.
Слайд 131 этап. Вступительное слово учителя.
Целью нашего занятия будет обобщение всего
материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра,
на роль Петра в истории России.
Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Не существует однозначной оценки выдающейся личности: чем она активнее, тем больше оценок получает ее деятельность и тем важнее умение отвечать за свои поступки.
Подумаем, каково значение этих реформ для будущего России, и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.
Слайд 14Этапы урока:
2 этап. Урок предполагает работу в 4 микрогруппах над
предложенными заданиями.
Вопросы обсуждаются в группе, а затем представитель группы
защищает свою точку зрения на уровне класса.
Учащимся предлагается текст с описанием личностных качеств Петра I. К тексту прилагается характеристика типов темперамента.
Задание 1. Работая с текстом, выяснить, черты какого типа темперамента преобладали в личности Петра I.
Слайд 15Этапы урока:
Задание 2: В раздаточных материалах приведены различные оценки деятельности
Петра 1. Разделить представленные материалы на 2 группы: положительная и
отрицательная оценка.
Задание 3: Привести аргументы, подтверждающие точки зрения авторов высказываний о деятельности Петра 1
(Вариант работы: каждой группе выдается текст с высказываниями историков Милюкова П.Н., Погодина М.П., Соловьева С.М., Ключевского В.О. о Петре I. Учащимся нужно определить, как автор оценивает Петра I и доказать свою точку зрения).
Развитие коммуникативных УУД учащихся : планирование работы в группе, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Слайд 162 этап
Объект исследования групп - взгляды на деятельность Петра I
философа, историка Солоневича Ивана Лукьяновича
На столах у учащихся - дискуссионный
материал о Петре I Солоневича И.Л.
Развитие познавательных УУД учащихся: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; доказательство
Слайд 173 этап
Задания по группам:
1 группа: Формирует свою точку зрения на
утверждение: «Россия отнюдь не стояла на краю бездны в начале
18 века, так было ли Петру от чего ее спасать?
2 группа: Формирует свою точку зрения на утверждение: «Мог ли Петр 1 быть спасителем России, если был труслив и бездарен как военачальник? Это проявилось в 1689 году, когда он бежит из Преображенского. Петр бросил свою армию под Нарвой в 1700 году. Война с Турцией 1711 года – венец полководческой безграмотности Петра».
Слайд 18Задания по группам
3 группа: Формирует свою точку зрения на
утверждение: «Преобразования Петра – это миф, все уже было сделано
в России до него.
4 группа: Формирует свою точку зрения на утверждение: «Император вообще ничем не руководил, а только суетился».
Слайд 19Вопросы учащимся
А чью позицию заняли бы вы? Почему?
Как бы вы
отнеслись к полному отрицанию заслуг Петра?
Развитие личностных УУД учащихся: оценивают
содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Слайд 20Домашнее задание
Задание на выбор:
Написать эссе «Мое отношение к Петру I»
Написать
письмо Петру I с рассуждениями о его деяниях
Создание презентаций или
видеороликов на тему «Итоги и значение петровских преобразований», «Личность Петра I», «Петр I: человек и политик», «Петр I - первый русский интеллигент или первый русский нигилист?»