Слайд 638
государств
8 млн.
погибших
Слайд 7Войну начинают не военные.
Войну начинают политики.
У.Уэстморланд
Слайд 8Тема урока:
Международные отношения в период между мировыми войнами.
Слайд 9
Жорж Клемансо о Версальском договоре:
«Этот договор станет нашей постоянной заботой,
а может быть, обернётся полным фиаско… Вражеские государства, понимая, что
мы не станем объявлять войну из-за пустяков, будут всеми способами уклоняться от выполнения обязательств, которые мы им навязываем»
О каком договоре по-вашему идет речь?
Прокомментируйте заявление премьер-министра Франции, сделанное на Парижской мирной конференции (1919 г.). Обратите внимание на выделенные курсивом слова. Как они, по вашему мнению, характеризуют учредителей «Версальского мира» и их внешнеполитические планы?
Слайд 10Задание 1. Из предложенных положений надо отобрать те, которые укрепляли
Версальско-Вашингтонскую систему и те, которые делали ее непрочной.
Катастрофические последствия Первой
мировой войны для стран-участниц (людские потери, экономические проблемы).
Рост демократических движений во многих европейских странах после войны.
Тайная борьба за политическое лидерство в Европе и мире.
Стремление новых государств, появившихся после войны, к территориальному расширению.
Слайд 11Задание 1. Из предложенных положений надо отобрать те, которые укрепляли
Версальско-Вашингтонскую систему и те, которые делали ее непрочной.
Развитие национально-освободительной борьбы.
Стремление
лидеров ведущих государств Европы укрепить свою власть и усилить государство.
Общая усталость населения всех стран-участниц от войны.
Слайд 12Задание 1. Из предложенных положений надо отобрать те, которые укрепляли
Версальско-Вашингтонскую систему и те, которые делали ее непрочной.
Стремление стран, проигравших
войну, смягчить свое положение в вопросах репараций.
Существование на мировой арене новой политической силы — Советского Союза.
Развитие классовой борьбы в европейских странах.
Слайд 13Задание 2. Работа с понятиями.
Заключение………….. частично решало вопрос
о признании и соблюдении установленных послевоенных
границ в Европе.
Слайд 14Задание 2. Работа с понятиями.
………. было вынужденной мерой, поскольку являлось
необходимым для всех европейских держав (победителей и проигравших) по экономическим
и политическим причинам
Слайд 15Задание 2. Работа с понятиями.
………. можно рассматривать как первый шаг
на пути создания системы коллективной безопасности
в Европе.
Слайд 16Задание 2. Работа с понятиями.
Общая сумма репарационных выплат Германии оставалась
прежней, хотя ……… изменил сумму
ежегодных выплат Германии.
Слайд 17Задание 2. Работа с понятиями.
………. попыталась решить вопрос о долгах
царской России, однако российская делегация увязала вопрос о выплатах с
возмещением ущерба, нанесенного России во время интервенции.
Слайд 18Задание 3.
Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения.
Почему страны-победительницы отказались от
продолжения выплат репараций со стороны Германии?
Вопрос о репарациях Германии и
вопрос о долгах России — это однотипные вопросы в международных отношениях 20-х гг. или принципиально отличные друг от друга?
Слайд 20 «Закат Европы».
Появилось огромное количество теорий о том как преодолеть
кризис. Социалисты предлагали ликвидировать капитализм, националисты-установить господство над другими народами.
В
1928 г. был подписан пакт Бриана-Келлога, запрещавший войну. Его гарантировали Лига наций и США. К сер.30-х пакт подписали 63 государства.
Аристид Бриан.
(в центре).
Слайд 35Пакт Молотова — Риббентропа
Стороны соглашения обязывались воздерживаться от
нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если
одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.
Слайд 36Пакт Молотова — Риббентропа
К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении
сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства».
Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства» и Бессарабии в сферу интересов СССР, Литву и запад Польши — в сферу интересов Германии.
Договор стал политической неожиданностью для третьих стран. Слухи о существовании дополнительных секретных договорённостей появились вскоре после подписания договора. Текст протокола был опубликован в 1948г. по фотокопиям, и в 1993г. — по вновь найденным подлинникам.
Слайд 37
Что стало причиной последующей Второй мировой войны:
а) Мюнхенский сговор;
б) заключение
советско-германских договоров;
в) нападение Гитлера на Польшу;
г) ….?
Слайд 39«Однажды в 1937 году я встретился с германским послом в
Англии Риббентропом. Наша беседа продолжалась более двух часов. Суть речей
Риббентропа сводилась к тому, что Германия хочет дружбы с Англией. Германия оберегала бы все величие Британской империи. Немцы, быть может, и попросят вернуть им немецкие колонии, но это не кардинальный вопрос. Важнее было, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти территории абсолютно необходимы для обеспечения будущего существования германского рейха. Единственное, что немцы просили от Британского содружества и империи, — не вмешиваться. Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не согласится предоставить Германии свободу рук в Восточной Европе. Хотя мы ненавидели коммунизм не меньше, чем его ненавидел Гитлер, но Великобритания никогда бы не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии установить свое господство над Центральной и Восточной Европой. Риббентроп сказал: «В таком случае война неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его не остановит, и ничто не остановит нас».
У. Черчилль. Из беседы с И. Риббентропом.
Слайд 40Задание 4.
Как вы считаете, какое из государств в конечном итоге
выиграло от дипломатических интриг в канун Второй мировой войны, использовав
иллюзии миротворцев, страхи и предрассудки сильных мира сего?
Слайд 41Первую мировую встретили девочками 14 лет.
Революцию — в 17.
Гражданскую
— 18, 19, 20.
Бандитизм, разруху, голод — 21, 22, 23.
Нэп
— 24, 25, 26.
Коллективизацию — 30.
Индустриализацию — 30—35.
Великий террор — 36, 37, 38.
Великую Отечественную войну — 41, 42, 43, 44,45.
Вот и вся их женская жизнь…
Б.Васильев «Ровесницы века»
Слайд 42Задание 5. Подумайте и напишите эссе, как бы оценили международную
обстановку в период между войнами следующие люди:
Владелец ткацкой фабрики
в Берлине
Советский рабочий
Лидер НСДАП
Профессор Пражского университета
Польский крестьянин
Французский антифашист
Депутат английской Палаты общин
Слайд 43Главный парадокс истории в том, что никто не извлекает из
нее уроков…
Слайд 44Задание по таблице
1) Оцените эффективность усилий Лиги Наций и ведущих
европейских стран в сдерживании агрессивных устремлений Германии, Италии и Японии.
Как вы считаете, была ли у международной организации и либерально-демократических стран возможность в 1930-е гг. эффективнее влиять на ситуацию в мире?
2) Как вы думаете, почему ведущие страны Европы и США не в полной мере использовали свои полномочия как члены Лиги Наций?
3) Почему локальные конфликты, спровоцированные странами-агрессорами, показались правительствам европейских государств «пустяками»?
Слайд 45Какая из оценок внешней политики стран-хранительниц Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е
гг. вам ближе и почему:
а) «попустительство», «предательство и беспринципные уступки»;
б)
«бессилие», «неготовность к решительным действиям»?
в) …
В случае несогласия ни с одной из них предложите и аргументируйте свою оценку внешней политики западных стран в 1930-е гг.
Слайд 462. Внешняя политика ведущих стран Европы и США в 1930-е гг.:
а)
её цели и приоритеты,
б) главные направления,
в) отношение к странам-агрессорам,
г) отношение к
идее коллективной безопасности и политике «умиротворения» агрессора;
д) реальный вклад этих стран в дело «войны и мира».